Конструкт организации совместной непрерывно-образовательной деятельности по лего - конструированию с детьми 6-7 лет
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования.
Место работы: Филиал МАДОУ №38 «Ёлочка» - детский сад №23 «Солнечный город», г. Серов
«Энергия ветра»
Возрастная группа: дети 5-7 лет
Форма НОД: технология лего-конструирования
Форма организации подгрупповая
Учебно-методический комплект: комплект заданий «Первые механизмы» к конструктору LEGO® набор 2009656, Программа Lego-Wedo, технология ТРИЗ, комплект заданий к набору «Электроника. Первые шаги»
Средства:
-
наглядные: LEGO набор 2009656 «Первые механизмы», наборы «Электроника. Первые шаги», конструктор « Lego-Wedo», схемы ветряка, лопасти разного размера, вентиляторы: электрический, механический, на батарейках;
-
раздаточные: таблицы – системный оператор (по 2 на каждого ребёнка), карандаши, картонные шаблоны лопастей, ножницы, фломастеры.
-
мультимедийные: видео «Завораживающее вращение ветряка».
Задачи образовательной программы:
Учебные задачи:
• развивать познавательную инициативу дошкольников в процессе обобщения представлений о ветряках и вентиляторах через конструирование;
• учить применять на практике знания и навыки, касающиеся использования энергии ветра; применения шестерен и блоков; использования вращательного движения; методов нестандартного измерения; обеспечения чистоты экспериментов и безопасности изделий;
• развивать умение оценивать полученные результаты;
• способствовать развитию системного мышления;
• знакомить с методами стандартных и нестандартных решений.
Воспитательные задачи:
• воспитывать навыки сотрудничества в процессе совместной деятельности, умение договариваться при дифференцированном подходе к решению задачи;
• пробуждать любознательность, умение принимать решения в соответствии с поставленной задачей, развивать творческую фантазию.
Содержание деятельности
1.Установление взаимосвязей (Постановка цели)
Видео «Завораживающее вращение ветряка»
- Что это такое? Ваши предположения, версии. Докажите. Какая польза от ветряков? Что способствует их работе?
2. Конструирование (Создание модели)
Делимся на пары.
Дети собирают модель по инструкции, убеждаются, что она функционирует в соответствии с замыслом.
- За счёт чего работает ваш ветряк? (Дуем на лопасти). Проверьте, легко ли вращаются лопасти. В чём может быть причина торможения. Что необходимо для более быстрого вращения (ветер). Чем мы можем заменить ветер в помещении? (Вентилятор).
- А теперь поэкспериментируйте вращение лопастей. Что мы увидели? Обозначьте в правом столбике таблицы результат эксперимента.
Работа с таблицей «Системный оператор»:
- Нам необходимо провести эксперимент. Как вы считаете, какая вертушка будет крутиться быстрее: с маленькими лопастями или с большими? Выскажите свои предположения и отметьте в таблице, в первой колонке (дети договариваются, каким символом будут обозначать быстрое и медленное вращение).
Теперь проверьте вашу гипотезу – поднесите к вентилятору оба ветряка
- Совпали ли гипотеза и результат? Сделайте вывод (чем больше лопасти, тем легче и быстрее крутится вертушка).
3. Рефлексия (Обсуждение).
- А сможет ли вертушка помочь вам в жаркий день? Почему? (Она не вращается сама, а только за счёт ветра)
Педагог помогает детям расширить их опыт и углубить понимание результатов исследования.
- Как необходимо преобразовать вертушку, чтобы она сама создавала воздушную струю? (нужен источник энергии, чтобы можно было вращать лопасти).
- У меня есть 3 вида вентиляторов для образца (механический, на батарейках и от электросети). Рассмотрите и расскажите, какие у них источники энергии?
4. Развитие (Преобразование)
Предлагаю разделиться на 3 команды и смоделировать все 3 вида вентиляторов:
1 команда. Усовершенствуйте вертушку таким образом, чтобы лопасти можно было вращать рукой с помощью зубчатой передачи. Подумайте, удобно ли держать вентилятор в руке, что можно добавить, чтобы он устойчиво стоял на столе.
Требования к конструкции
Спроектируйте и постройте вентилятор, который:
• стоит сам по себе;
• создает сильный ветер благодаря использованию в конструкции шестерней или блоков;
• можно вращать рукой.
2 команда. Сконструируйте движение лопастей с помощью электрических схем (наборы «Электроника. Первые шаги»). Выберите каждый свой способ включения-выключения вентилятора (кнопка, геркон, выключатель).
3 команда. Соберите простейший вентилятор с помощью конструктора «Lego-Wedo» и задайте ему программу, чтобы лопасти вращались то по часовой стрелке, то против часовой. И вращение было бесконечно долгим.
Презентация моделей. Дети рассказывают об источнике энергии, способе вращения, передаче, которая используется при изготовлении вентилятора. Задают вопросы, провоцируют на подбор доказательной базы. Выясняют, какая модель практичнее, оптимальнее.
(Можно составить таблицу «Хорошо – плохо», в которой знаками «+» и «-» отметить преимущества и недостатки каждой модели.)
Вопросы для сравнения моделей:
Может ли вентилятор стоять сам по себе? Проверьте.
• Как вентилятор вращается? Что в нем использовано: шестерни или блоки? Покажите и объясните.
• Насколько сильный ветер удается получить?
Проверьте силу ветра: взявшись пальцами за кончик полоски бумаги, кусочек пряжи, держите его напротив потока ветра. Чем сильнее раскачивается испытываемый образец, тем сильнее ветер. Постепенно отодвигайте руку от вентилятора, пока образец не перестанет раскачиваться. Измерьте расстояние от вентилятора. Чем больше это расстояние, тем сильнее ветер.
• Насколько «мощным» получился привод? Медленно поверните ручку один раз. Сосчитайте, сколько раз повернулись за это время лопасти вентилятора. Чем больше поворотов лопастей приходится на один поворот ручки, тем «мощнее» вентилятор.
5. Открытый конец
Педагог анализирует результат занятия, даёт установку на будущее.
- Что удивило?
- За что можешь себя похвалить?
- Зачем тебе эти знания?
- От чего зависит вращение вентилятора? Что нужно учитывать, чтобы вращение стало оптимальным?
- Сконструируйте новые, более крупные, лопасти, чтобы вентилятор работал еще эффективнее
(вырезать из картона и раскрасить).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по легоконструированию в подготовительной группе
Конспект занятия по лего-конструированию в подготовительной группе на тему: Птицы
Занятие по лего – конструированию в подготовительной группк. Тема: «Моделирование истории»