Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Чугунное кружево" (продуктивная деятельность)
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования, Филиал МАДОУ №38 "Ёлочка" - детский сад №23 "Солнечный город", г. Серов
Занятие 6 из серии "Каслинское литьё". Чугунное кружево (рисование, лепка)
Программное содержание: расширение представлений детей об искусстве уральских мастеров, композиционное решение орнамента в полосе из отдельных элементов с учётом требований орнамента (ритм, повторяемость, симметрия). Формирование умения варьировать средства изображения, навыков лепки в технике барельефа.
Задание: лепка ограды - имитация каслинского литья (орнамент в полосе).
Материалы: комплекты элементов дидактической игры «Составь эскиз ограды» на каждого ребёнка. Узкие полоски бумаги, простые карандаши, пластилин, стеки, картинки с изображением пейзажей.
Зрительный ряд: фотографии с изображением изделий каслинского литья: оград, балконных решёток, ворот. Рисунки и элементы орнаментов. Подлинные изделия каслинского литья, отображающие орнаментальные мотивы (тарелки, полочки).
Музыкальный ряд: «Уральский хоровод» (рус. нар. мелодия), фонограммы русских народных песен.
Литературный ряд: «Душа Урала трудового…», Л.Сорокин
Ход занятия
- Вы уже знаете, что есть на Урале город мастеров – Касли. Какого только чуда не выделывают его жители – мастера на все руки! Тут тебе и охотники с ружьями на лошадях, и дивные собаки, и кабаны, и лоси. А в давние времена, говорят, один мастер отлил чугунную бабушку, ну точь-в-точь живая.
Ремесло это и нынче не забыто. Много архитектурных сооружений: фонтан, подземные переходы, высотные здания во многих городах украшены каслинским кружевом.
- А почему некоторые изделия из чугуна называют «чугунным кружевом»? (сравнить вязаную салфетку и чугунную ажурную тарелку)
Душа Урала трудового
В твореньях мастера жива.
Нас очаровывают снова
Оград чугунных кружева.
Узоры кованой решётки,
Чеканка медного ларца,
И гравировки вырез чёткий
На сабле знатного бойца,
Колосья бронзовой пшеницы,
Прыжок чугунного коня.
И то, как меч держа в деснице,
Россия смотрит на меня.
- Сегодня каслинские скульпторы активно работают в области декоративно-прикладного искусства. Коробочки, подсвечники, шкатулки, рамки для зеркал, подставки под карандаши, ажурные бра – все эти предметы отличаются не только декоративностью, показывающей прекрасные возможности чугунного художественного литья, но и функциональностью, которая придаёт жизненную силу искусству каслей.
- Мастера настолько влюблены в своё дело, что умеют вдохнуть в мёртвый металл новую жизнь. Сегодня и мы с вами станем мастерами, почувствуем, как рождается новое чудо. Конечно, у нас нет чугуна. Каким же способом мы сможем выполнить изделие? (нарисовать, слепить, выложить из ниток, склеить из полосок бумаги, приклеенных торцом).
Это может быть ограда для парка, балконная решётка, ажурная тарелка, спинка для скамьи. Сначала мы убедимся, что из одних и тех же деталей каждый мастер придумывает свой узор, неповторимый, непохожий на другие. Вспомните основные правила построения орнамента: ритм, повторяемость элементов, либо симметрия.
Дидактическая игра «Составь эскиз ограды»
- Посмотрите, что у нас получилось: из одних и тех же элементов, но расположенных определённым образом, каждый мастер может придумать совершенно разные орнаменты.
Показ способов изображения орнамента ограды в полосе различными способами и в разных изобразительных техниках.
Самостоятельная работа детей:
1 этап: дети рисуют эскиз ограды на полоске бумаги в клетку простым карандашом.
2 этап: изготовление орнамента ажурной ограды для парка на картинке с пейзажем из пластилина способом налепа (барельеф).
- Знаменит Урал во всём мире, а прославили его разные люди. Замечательные мастера живут на Урале, а поэты и композиторы прославили наш Урал в песнях.
Дидактическая игра «Составь эскиз ограды для детского сада» (по мотивам каслинского литья)
Цель: Формировать у ребенка умение экспериментировать со средствами изображения, соответствующими замыслу; развивать глазомер, умение составлять композиции, формировать представления об основных правилах орнамента: симметричность, повторяемость, ритм.
Подготовка к игре: Скопировать элементы орнамента в достаточном количестве на картон, вырезать. Скопировать или самостоятельно выполнить несколько образцов орнамента. Приготовить зрительный ряд фотографий оград для ознакомления.
Игровая задача: составить эскиз орнамента по мотивам каслинской ограды.
Ход игры:
Вариант 1: составить орнамент по образцу.
Вариант 2 (усложнённый): необходимо составить орнамент с соблюдением основных правил:
- все элементы должны быть взаимосвязаны (должны «держаться» друг за друга), иначе ограда развалится,
- элементы должны чередоваться между собой,
- симметрия орнамента может быть зеркальной или переносной.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Знакомство с металлами"
Конспект занятия с детьми дошкольниками 6-7 лет на тему "История завода Касли"
Конспект занятия для старших дошкольников на тему "Каслинский чугун" с презентацией
Конспект занятия для детей 6-7 лет на тему: Парижская выставка и наш заводской Урал