Викторина для детей 6-7 лет на тему «Каслинское литьё»
Викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знаток каслинского литья». Диагностический инструментарий
Автор: Лебедева Елена Николаевна, педагог дополнительного образования Филиал МАДОУ №38 "Ёлочка" - детский сад №23 "Солнечный город", г. Серов
Занятие 7 из серии "Каслинское литьё".
Цель: закрепить знания детей об уральском промысле, об отличительных особенностях промысла, воспитывать уважение к труду мастеров, развивать умение подбирать эпитеты, описывающие изделия, воспитывать чувство гордости за Урал, за народ, богатый своим трудолюбием. Развивать интерес к изучению истории России. Материал: фигурки чугунных изделий каслинского завода; дидактические игры «Разрезные картинки», «Составь орнамент ограды», парные изображения фигур каслинского литья, фрагменты изображений фигурок.
(Весь материал представлен в предыдущих занятиях из серии «Каслинское литьё»).
Ход занятия
Дети выбирают 5-6 участников по желанию или по жребию, у каждого участника есть своя «группа поддержки», за каждый правильный ответ участник получает жетон, за каждое задание – по 3 жетона. Выигрывает участник, набравший наибольшее количество жетонов. Все участники получают памятные знаки «Знаток каслинского литья».
- Мы с вами живём на Урале. Это суровый, богатый красивый край. Особенно богат он промышленностью и мастеровыми людьми. Вы уже много узнали о чугунном литье. Сегодня мы определим «ЗНАТОКА» каслинского литья.
Вопросы для участников викторины:
• На каких заводах Урала изготавливают художественное литьё? (Каслинский завод художественного литья, Сосьвинский завод, Саткинский чугуноплавильный завод, Каменск-Уральский Литейный завод, Уралмаш, Надеждинский и Нижнетагильский металлургические заводы)
• Из какого материала выполнены изделия каслинских мастеров? (из чугуна - сплава железа с углеродом)
• Что любят изображать мастера чугунных дел? (растительные и геометрические орнаменты, животных, людей, сюжеты по мотивам сказов П.П.Бажова, русских былин и преданий)
• Откуда произошло название «Каслинское литьё?» (свое название промысел получил благодаря месту расположения завода для изготовления литья: г. Касли, Челябинская область. Литье - получение изделий путем заливки расплавленного металла в специальные песчано – глинистые формы.).
• Где сейчас можно встретить изделия каслинского литья? (решетки, фонарные столбы, модули, кронштейны и т.д.), предметы декоративно – прикладного искусства (шкатулки, вазы, подчасники, подсвечники и т.д.), интерьерную скульптуру (статуэтки, скульптурные группы, бюсты), другие изделия (камины, садовая мебель, медали, стенные рельефы))[/i].
• Каким цветом пользуются каслинские мастера? (только чёрным)
• Что изготавливали вначале на Уральских железоделательных заводах? (печные заслонки, подсвечники, садовую мебель, пушки)
• Почему на выставке в Париже победил каслинский павильон? (Стенки его сверху донизу покрываются затейливым орнаментом, нарастающим по мере продвижения вверх по своей сложности: здесь и простой геометрический рисунок, и растительный орнамент, и барельефы со сказочными драконами, и вставки по мотивам русских былин и преданий. Каждая из четырех стенок по рисунку своему не повторяется, и потому при обходе павильона он каждый раз открывается заново. Наш павильон в Париже назвали «Уральское чудо»)
• В какой сказке П.Бажов рассказывает о мастерах чугунного дела? («Чугунная бабушка»)
• Почему среди изделий каслинских мастеров встречается несколько разных изображений одного и того же персонажа? (каждый скульптор по-разному представлял себе характер и настроение героя, и старался выразить СВОЁ отношение к изображаемому)
• Почему прославился именно каслинский завод? (высокохудожественное литьё: графическая чёткость силуэта, тщательно отделанные детали, энергичная игра бликов, покрытие готовых изделий чёрной краской особого рецепта, изделия отличаются высоким качеством)
• Какие профессии нужны при производстве каслинского литья? (скульптор, модельщик, мастер-формовщик, мастер-литейщик, мастер-чеканщик, красильщик).
• Кто первый догадается, как отличить чугунную фигурку от пластмассовой.
Людмила Татьяничева
Живу я в глубине России,
В краю озёр и рудных скал.
Здесь реки – сини, горы – сини,
И в синих отсветах металл.
Милы и дороги до боли,
Да так, что глаз не оторвать,
Мне брови лиственниц собольи
И сосен царственная стать.
Тайга, тайга… Берёт отсюда
Начало изумрудный цвет,
А зеленее изумруда
Ни дерева, ни камня нет!
По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия.
Суровей, строже, может быть.
А может, здесь она моложе…
Свежей тут времени рубеж.
Но сердце русское – Всё то же.
И доброта, и песни те ж!
И лица те же, что в Рязани,
И так же звучны имена.
Как солнце в драгоценной грани –
В Урале Русь отражена.
Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста в области ознакомления с каслинским литьём(познавательная, изобразительная деятельность). Модифицированная по технологии(Автор: Толстикова О.В. Екатеринбург: ИРРО)
Цель данного технологического инструментария: углубление и расширение знаний педагога о детях группы детского сада. Эти знания могут использоваться для оказания помощи, как каждому ребёнку, так и группе детей, с учётом их индивидуальных особенностей и возможностей при планировании образовательного процесса и в коррекционной работе. Технологический инструментарий помогает выявлять положительные и отрицательные тенденции в развитии детей возрастной группы, а также определять адекватность выбранных средств.
Критерии оценки: (красный) - показатель сформирован (зелёный) - частично сформирован (жёлтый) - показатель не сформирован
Скачать Педагогическая оценка развития детей дошкольного возраста в области ознакомления с каслинским литьём