Активные методы обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе
Автор: Пономарева Елена Николаевна, учитель музыки МКОУ СОШ с УИОП пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области.
Описание материала. Проблема активности личности в обучении - одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. В статье представлен опыт работы по применению активных методов обучения на уроках музыки в 1 - 7 классах общеобразовательной школы. Материал будет полезен педагогам, работающим с детьми.
Цель: оптимизация образовательного процесса через использование активных методов обучения.
Задачи:
- формировать положительную учебную мотивацию;
- стимулировать самостоятельную деятельность;
- способствовать повышению познавательной активности;
- содействовать развитию творческих способностей учащихся.
В любую историческую эпоху общество нуждалось в активных творческих людях. Нужно ли говорить, что в нашем XXI веке, когда от человека сплошь и рядом требуется умение принять нестандартное решение, способность к творчеству – важнейшее качество современного человека, насущная социальная потребность. В связи с этим совершенно очевидна роль урока музыки в школе. Одна из главных задач музыкального воспитания – формирование гармонически развитой личности ребенка с полноценной системой духовно-нравственных ценностей и богатой эмоциональной сферой. Оптимизировать образовательный процесс, повысить качество обучения, активизировать познавательную, творческую и исследовательскую деятельность учащихся позволяет использование активных методов обучения.
Активные методы обучения направлены на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения строятся на практической направленности, использовании знаний и опыта обучающихся, игровом действии и творческом характере обучения, интерактивности, диалоге и полилоге, разнообразных коммуникациях, групповой форме организации их работы, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Активные методы обучения – методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Строятся они, в основном, на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о способах разрешения той или иной проблемы. В целях приближения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем использую
частично - поисковый метод обучения, при котором ученики осуществляют шаги поиска решения предложенной проблемной задачи. Проявляя познавательную активность, они участвуют в
эвристических беседах, овладевают приёмами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей её решения. Психологи признают, что начало и источник творческого мышления — это
проблемная ситуация. Проблемная ситуация — это интеллектуальное затруднение человека, когда он не находит объяснения какому-то факту, явлению, процессу, это ситуация конфликта между знаниями, как прошлым опытом, и незнанием того, как объяснить новые явления. Это затруднение и является условием возникновения познавательной потребности. Например, в 1 – 4 классах для расширения представлений о средствах музыкальной выразительности использую приёмы
«Если бы ты был композитором» (моделирование музыкального образа до знакомства с ним),
«Музыкальные небылицы» (при исполнении музыкальных произведений намеренно меняю темп, регистр, лад, динамические оттенки) и другие. Данные приёмы помогают учащимся понять, что в создании музыкального образа участвуют все музыкально-выразительные средства, которые взаимосвязаны друг с другом. Нередко использую задания, которые связаны с переведением музыкального в другой образ: живописный, танцевальный и т.д. Детям предлагается выразить свои музыкальные впечатления в рисунке, графике, цвете (приём
«графическое и цветовое моделирование музыки»), придумать танец (приём
«пластическое интонирование»), написать мини-сочинение или стихи, сочинить ритмический аккомпанемент, (приём
«словесное и музыкальное рисование»).
Приём
«Драматизация-игра» реализую при инсценировке музыкальных произведений.
Задача детей заключается в самостоятельном нахождении и выполнении выразительных движений в соответствии с содержанием и развитием музыкального образа.
В 5 – 7 классах использую
метод проблемного изложения. Считаю целесообразным его применение при сопоставлении, сравнении, анализе произведений разных видов искусства в единстве содержательной и художественной сторон. Так, на уроке «Судьбу вершила нам метель» учащиеся самостоятельно определяли характер музыкальных образов в симфонической сюите «Метель» Г.В. Свиридова, анализируя выразительные и изобразительные средства музыки.
Затем характер музыкальных образов учащиеся сопоставляли с образами героев повести «Метель» А.С. Пушкина, находили общее и различное.
Нередко использую данный метод при выполнении учащимися творческих заданий; в работе при поиске учащимися ответов на вопросы: «Какую музыку вы слышите, глядя на данную картину?», «Какую живописную картину нарисовала музыка?» в 5 классе, «Тембр каких инструментов подошёл бы для оркестровки данного музыкального произведения», «Как развивается музыкальный образ?», «Почему музыка написана именно в этой музыкальной форме, а не в другой» в 6 классе, «Что значит современность в музыке», «В чём эстетическая и нравственная ценность классических произведений?», «Если б вы были звукорежиссёром, каким музыкальным произведением вы озвучили бы данные стихи, картины, архитектурные сооружения и др.», «Какую музыку мы можем называть серьёзной, а какую – лёгкой?» в 7 классе.
Использование частично – поискового и проблемного методов обучения способствует развитию у обучающихся умения формулировать проблему, находить способы решения проблемы и ее непосредственное решение. Всё это активизирует мышление учащихся, развиваются творческие способности, нестандартность мышления, инициативность и самостоятельность.
Для обеспечения условий формирования мотивов творческой самостоятельной деятельности использую
исследовательский метод обучения. Деятельность учащихся при этом заключается в освоении ими приёмов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения.
На уроках музыки для достижения выше поставленных целей и задач мною используются современные
методы музыкального воспитания:
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод создания художественного контекста через выходы за пределы музыки;
- метод сравнительного анализа;
- метод перспективы и ретроспективы;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод создания игровых ситуаций.
Перечисленные методы реализую через различные виды музыкальной и творческой деятельности такими приёмами, как
драматизация-игра, графическое и цветовое моделирование музыки, пластическое интонирование, словесное и музыкальное рисование, импровизации – мелодические, ритмические, пластические, создание проблемных и проблемно-поисковых ситуаций и многое другое.
Среди
методов стимулирования мотивов интереса к учению использую познавательные игры, учебные дискуссии, неожиданность, занимательность, создание ситуаций новизны, успеха.
Создание ситуации успеха считаю необходимым на каждом урочном и внеурочном занятии для развития творческих способностей, для повышения мотивации к предмету.
Таким образом, применение активных методов обучения обеспечивает решение самых разнообразных образовательных задач: формирует положительную учебную мотивацию, повышает познавательную активность учащихся, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, способствует развитию творческих способностей учеников. А это в полной мере отвечает необходимым стандартам современного образования, а также является одним из главных факторов достижения важных задач, которые ставит перед собой музыкальное воспитание.
Рекомендуем посмотреть:
Методы обучения
Что такое ИКТ
Метапредметная деятельность и формирование универсальных учебных действий
Использование объективных методов контроля знаний в форме тестов 1 уровня
Похожие статьи:
Дидактические материалы к конструированию урока. Методика составления конспекта урока. Как подготовить урок
Как провести анализ урока
Урок – основная форма организации взаимодействия школьников
Характеристика современного урока
Система посещения уроков