Конспект коррекционно-развивающего занятия в детском саду на тему «Цветы». Младшая группа
Автор: Залужная Елена Николаевна, учитель-дефектолог БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида.
Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционно-развивающего занятия на тему «Цветы» для детей младшей группы (3-4 года). Данный материал будет полезен для воспитателей младшей группы, а также для педагогов (учителей-дефектологов, тифлопедагогов), работающих с детьми с нарушением зрения.
Конспект коррекционно-развивающего занятия в детском саду на тему «Цветы». Младшая группа
Раздел коррекционной работы: Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И. Плаксиной): «Социально-бытовая ориентировка» (I год обучения).
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование элементарных представлений о некоторых цветущих растениях у младших дошкольников с нарушением зрения.
Задачи:
Образовательные: учить понимать и употреблять обобщающее понятие «цветы»; узнавать, называть - одуванчик, ромашку; учить находить в цветущем растении: (натуральный объект) стебель, листья, цветок; учить различать и называть качества, воспринимаемые обонянием (душистый); упражнять в умении выделять цветы заданного цвета среди множества других.
Развивающие: развивать речь; познавательный интерес; инициативу и самостоятельность в игре и общении.
Воспитательные: воспитывать желание любоваться красотой цветов.
Коррекционные: упражнять детей в умении моделировать предметное изображение с помощью взрослого; в составлении целого из частей; развивать зрительное внимание; зрительное восприятие цвета, формы, величины предметов; мелкую моторику пальцев рук.
Материал и оборудование: игрушка Лягушонок Кваки, искусственные цветы разного цвета (по одному на каждого ребенка), натуральный цветок роза – 1 шт., ваза – 2 шт.; лупа; «ладошки» белого (из бумаги) и желтого (из ткани) цвета для дидактической игры «Собери ромашку, одуванчик», лист зеленого цвета А3 – 2 шт.; коробка, схемы с изображением цветов, крышки разного цвета и размера для дидактической игры «Красивый цветок для Кваки», зрительная гимнастика по В. Ковалеву «Видеоазимут» (лист А2); плоскостные изображения «красные» и «зеленые» цветы, подносы, индивидуальные мольберты (по одному на каждого ребенка).
Методы и приемы:
- наглядный (плакат, схемы, рассматривание искусственных и натуральных цветов, «Видеоазимут»);
- словесный (беседа, объяснение, вопросы, речевые инструкции при выполнении заданий);
- практический (коррекционно-дидактические игры «Собери ромашку, одуванчик»; «Красивый цветок для Кваки»);
- самоконтроля (игра «Красный или зеленый цветок»).
Ход НОД
Учитель-дефектолог. Ребята, подойдите к мольберту. Выполним зарядку для глаз. Пусть наши глазки отдохнут. (Дети выполняют зрительную гимнастику «Видеоазимут» (по В. Ковалеву) - профилактика зрительного утомления)
Стук в дверь. Появляется игрушка Лягушонок Кваки. Он объясняет детям, что живет он на болоте, и не знает, что такое красивые цветы. Поэтому, он пришел в детский сад с надеждой, узнать от ребят, что же такое – цветы.
Учитель-дефектолог. Дети, расскажем Кваки о цветах?
Дети. Расскажем.
Учитель-дефектолог. Тема нашего занятия – «Цветы». Сегодня вы поможете узнать Кваки, что такое цветы, и все вместе узнаем о строении цветка, где они растут. Рассказывая лягушонку о цветах, вам необходимо будет выполнять разные задания. Задания будете выполнять по одному и все вместе. Выполняя игровые задания не мешайте друг другу, помогайте своему товарищу, чтобы Кваки рассказал другим лягушатам на болоте, что вы дружные ребята. В конце занятия, мы поиграем в игру «Красный или зеленый цветок». Если игровые задания были интересные, вы справились, лягушонок узнал, что такое «цветы», то вы кладете в поднос красный цветок, а если не справились, задания были неинтересные, может даже трудные и лягушонок ничего не узнал, то кладете в поднос зеленый цветок. Затем посчитаем, каких цветов оказалось на подносах больше всего и почему.
Дети. Обязательно поможем Лягушонку Кваки.
Дети садятся на стульчики, расставленные по кругу.
Учитель-дефектолог. Раздает по одному искусственному цветку детям. Дети рассматривают, обследуют руками, находят стебель, листья, лепестки, серединки цветка (цветок вырос на стебле, у стебля есть еще листья, сам цветок состоит из серединки и лепестков; можно сказать, что серединка у цветка имеет очень сложное строение и об этом они узнают в школе). Делают выводы, что цветы могут быть разного цвета; искусственные цветы не имеют запаха.
Дидактическая игра «Составь букет из красных (синих, белых, желтых) цветов"
(дети у которых в руках красные (синие, белые, желтые) цветы вытягивают руки вперед, получается «букет»).
Учитель-дефектолог. Ребята, для украшения группы у нас в вазе стоит красивый цветок – роза.
Роза имеет запах? (дети закрывают глаза, нюхают, делают вывод, что настоящая живая роза имеет приятный душистый запах). Рассматривают с помощью лупы шипы. Рассуждают зачем они нужны цветку. Розы и другие цветы растут в специальных местах – в цветниках, на клумбах.
Вместе с детьми розу нюхает Лягушонок Кваки, ему нравится красивая роза, нравится ее запах.
Учитель-дефектолог. Ребята, мы сегодня не ждали Кваки, и не приготовили ни одной картинки с изображением цветов. Как же нам быть? Что же нам делать дальше?
Дети вспоминают, что на коррекционных занятиях, они собирали из вырезанных контуров детских ладошек цветы - ромашку и одуванчик.
Коррекционно-дидактическая игра «Собери ромашку, одуванчик»
Дети знакомят Кваки с ромашкой и одуванчиком. Говорят, что белые «ладошки» из бумаги, желтые «ладошки» из ткани. Ромашка и одуванчик - полевые цветы.
Зрительно-двигательная гимнастика «Раз, два, три, четыре, пять, вышли глазки поиграть»
(дети идут по кругу, останавливаются, зажмуривают глаза, открывают, часто моргают).
Лягушонок рассказывает детям, что, когда он собрался к ребятам в гости, его Квакибабушка дала ему волшебную коробку.
Учитель-дефектолог, дети и Лягушонок открывают коробочку. В коробке схемы с изображением цветов (круги разного цвета и размера) и крышки (разного цвета и размера).
Коррекционно-дидактическая игра «Красивый цветок для Кваки»
Учитель-дефектолог знакомит детей с новой игрой, показывает, как путем наложения крышек на изображение (схему) можно составить красивый цветок. Дети выполняют игровое задание.
Звучит музыкальное произведение «Цветы любви», композитор П. Мориа.
(или «Полевые цветы», композитор Поль де Сенневиль)
Учитель-дефектолог. (Рефлексия)
На чем растет цветок? (на стебле). Что еще растет на стебле (лист). Из каких частей состоит цветок? (из лепестков и серединки). Лепестки у цветов разного размера? (да, есть большие и маленькие). Разного цвета? (да, красные, желтые и т.д.).
Лягушонок Кваки благодарит детей за возможность узнать, что такое цветы и полюбоваться красивыми цветами, которые собрали дети.
Учитель-дефектолог. Ребята, в какие игры мы сегодня играли?
Дети. «Букет из цветов», собирали из ладошек - ромашку, одуванчик, из крышек - красивые цветы.
Учитель-дефектолог. Ребята, вы справились со всеми заданиями, помогли узнать Кваки, что такое цветы? Если справились, положите в поднос красный цветок, если не справились, Кваки ничего не узнал о цветах – зеленый. Каких цветов оказалось больше всего? Почему?
Игра «Красный или зеленый цветок»
Лягушонок Кваки благодарит детей, прощается, уходит.
Учитель-дефектолог. Молодцы, ребята. Наше занятие закончено.
После занятия можно внести в группу пакетик семян любых цветов. Рассмотреть их с помощью лупы. Сказать детям, что скоро будет совсем тепло, и мы обязательно посадим семена на нашем участке, чтобы было приятно и красиво.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ОД в младшей группе по сюжету русской народной сказки «Курочка Ряба»
Конспект занятия в младшей группе по социально-коммуникативному развитию. Солнечные зайчики
Конспект занятия в младшей группе детского сада по развитию речи
Конспект музыкального занятия в младшей группе. Домашние животные