Конспект коррекционно-развивающего занятия в детском саду на тему "Улица города". Младшая группа
Автор: Залужная Елена Николаевна, учитель-дефектолог БДОУ г. Омска «Детский сад № 52 компенсирующего вида.
Описание материала: Предлагаю вам конспект коррекционно-развивающего занятия "Улица города" для детей младшей группы (3-4 года). Данный материал будет полезен для воспитателей младшей группы, а также для педагогов (учителей-дефектологов, тифлопедагогов), работающих с детьми с нарушением зрения.
Конспект коррекционно-развивающего занятия в младшей группе "Улица города"
Разделы коррекционной работы (Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л.И. Плаксиной): «Развитие зрительного восприятия» (I год обучения), «Социально-бытовая ориентировка» (I год обучения).
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие, «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: формирование представлений об улице у младших дошкольников с нарушением зрения.
Задачи:
Образовательные: уточнить и расширить представления детей об улице; дать элементарные знания об улице Физкультурная, на которой расположен детский сад; закрепить знания сигналов светофора.
Развивающие: развивать речь; познавательный интерес; инициативу и самостоятельность в игре и общении.
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на улице, умение активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх.
Коррекционные: развивать зрительное внимание; зрительное восприятие цвета, формы; мелкую моторику, умение собирать целое из частей.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением улицы города, здания детского сада, спорткомплекса ОмГАУ, плакат с изображением светофора (без сигналов).
Раздаточный материал: разрезные круги (сигналы светофора), квадраты синего цвета (3 шт.), черного цвета (3 шт.), игрушка – светофор на каждого ребенка, небольшой поднос на каждого ребенка с картинкой, «домики», геометрические фигуры (окошки домов), индивидуальные мольберты.
Методы и приемы:
- наглядный (иллюстрации, плакат, игрушка – светофор);
- словесный (беседа, рассказ, объяснение, вопросы);
- практический (игры «Почини светофор», «Подбери окошки для домика»)
- самоконтроля (игра «Синий или черный»)
Ход НОД
Учитель-дефектолог. Ребята, тема занятия сегодня «Улица города». Мы узнаем, что такое улица, как называется улица, на которой расположен наш детский сад, и зачем на проезжей части улицы нужен светофор. Некоторые задания вы будете выполнять по одному, другие в парах. Выполняя задания в парах, помогайте друг другу, не мешайте своему товарищу, покажем сегодня, что мы дружные ребята. После каждого задания мы будем играть в игру с квадратами «Синий или черный», если вы справились с заданием, игра была интересная, вы кладете в свой поднос синий квадрат, если вы не справились с заданием, игра оказалась для вас неинтересная, может трудная, то вы кладете черный квадрат. В конце занятия посчитаем, каких квадратов у вас оказалось на подносе больше всего и почему.
Зрительная гимнастика «Глазки весело играют». Настрой на занятие
Учитель-дефектолог. Что вы видите на этих картинах?
Дети. Улицу.
Учитель-дефектолог. Верно. Улицей называется часть города между жилыми домами, отведённая для движения транспорта и пешеходов. Она имеет широкую проезжую часть.
Учитель-дефектолог. Для чего нужна проезжая часть?
Дети. Для проезда транспорта.
Учитель-дефектолог. Часть дороги по бокам улицы, называется тротуаром. Тротуар предназначен для людей, для пешеходов.
Учитель-дефектолог. Самый главный на улице – это светофор. У светофора три сигнала – красный, желтый, зеленый. А почему он главный на улице?
Дети. Потому что, регулирует движение.
Учитель-дефектолог. Светофоры нужны на улице: ведь машины едут в разные стороны, да и людям надо переходить дорогу. Для того, чтобы на дороге был порядок, устанавливают светофор, который своими огнями управляет движением, и его должны все слушаться или быть беде. Чётко работает светофор: один сигнал сменяется другим.
Учитель-дефектолог раздает светофоры (игрушки). Дети рассматривают, обследуют пальцами рук, находят поочередно сигналы светофора, отвечают на вопросы: какой формы сигналы у светофора
(круглой); какого цвета сигналы
(красный, желтый, зеленый); повторяют правила: на красный – стой, на желтый – будь внимателен, на зеленый – двигаемся дальше.
Учитель-дефектолог. (подводит детей к столу, на котором лежит плакат с изображением светофора без сигналов). Ребята, смотрите, светофор сломался. Не горят у него огоньки. Хотите его починить? Как мы можем это сделать?
Дети. Из разрезанных на части кругов, соберем сигналы
(круги) светофора
(красный, желтый, зеленый. Дети делятся на пары).
Игра «Почини светофор»
(«Собери целое из частей». Каждая пара собирает один сигнал (круг). Зрительными ориентирами служат: яркая полоска, в середине круга, черная по контуру круга).
Учитель-дефектолог. Вот и починили светофор. Движение восстановлено. Вопросы на ориентировку: какой сигнал светофора находится в середине
(желтый), сверху?
(красный), снизу
(зеленый).
Игра «Синий или черный»
Ребята, вам понравилась игра «Почини светофор». Если вы справились с заданием, игра понравилась, она была интересная, для вас новая, положите в свой поднос синий квадрат, если вы не справились – черный. Молодцы.
Зрительная гимнастика
Дети подходят к окну, смотрят на картинку, наклеенную на стекле, затем вдаль.
(Упражнения для тренировки аккомодации глаза).
Учитель-дефектолог показывает иллюстрацию с изображением детского сада, который посещают дети.
Учитель-дефектолог. Вы узнали, что это за здание?
Дети. Наш детский сад.
Учитель-дефектолог. Вы знаете, на какой улице находится наш детский сад?
Дети. Нет.
Учитель-дефектолог. На улице Физкультурная. Улицу назвали так, потому что на ней расположены физкультурные, спортивные объекты Омского Государственного Аграрного Университета: спортивные залы, стадион.
(Рассматривают иллюстрации с изображением спортивных объектов ОмГАУ.)
Учитель-дефектолог. На улицах города расположены дома, в которых живут люди, различные здания – магазины, детские сады, школы, театры и другие.
Учитель-дефектолог. Я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери окошки для домика». Нужно подобрать окошки
(геометрические фигуры – овал, круг, треугольник, квадрат) для своего цветного домика.
Дидактическая игра «Подбери окошки для домика»
(Дети выполняют игровое задание на индивидуальных мольбертах; вопросы на ориентировку: какой формы окошко находится в середине? Справа? Слева?)
Игра «Синий или черный»
Дети, вам понравилась игра «Подбери окошки для домика». Если вы справились с заданием, игра была интересная, положите в свой поднос синий квадрат, если не справились – черный. Молодцы.
Учитель-дефектолог. Ребята, давайте посмотрим, каких квадратов – синих или черных у вас в подносе оказалось больше? Почему?
Дети. Синих оказалось больше, потому что игры были новые, интересные, все справились, помогали, поддерживали друг друга; починили светофор, подобрали окошки к домикам, и узнали, что такое улица.
Рефлексия
Учитель-дефектолог. Дети, почему улица называется Физкультурной? Самый главный на проезжей части улицы – светофор? Назовите сигналы светофора?
Учитель-дефектолог. На улице есть проезжая часть для машин, тротуары для пешеходов, дома для людей, есть другие необходимые человеку здания – магазины, детские сады, школы. На улице нужно соблюдать правила дорожного движения, и другие правила поведения - не кричать, никого не задевать, чтобы окружающие сказали, что вы воспитанные дети.
Учитель-дефектолог. Ребята, спасибо всем. Наше занятие закончено.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию моторики рук у дошкольников
Конспект коррекционного занятия по зрительному восприятию в детском саду. Младшая группа
Конспект коррекционного развивающего занятия по адаптации в первой младшей группе