Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка для 5 класса. Написание ь после шипящих на конце слова

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце слов. (5 класс)
Цель урока:
1) Научить ориентироваться в написании мягкого знака после шипящих на конце слов на основе классификации частей речи.
2) Развивать логическое мышление.
3) Прививать интерес к предмету.

Планируемые результаты:
Личностные:
• Освоение личностного смысла учения, желания учиться.
• Определение границы незнания, коррекция собственных задач.
Познавательные:
• Выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи.
Регулятивные:
• Осознание самого себя как движущей силы учения
Коммуникативные:
• Умение работать в парах, эффективно сотрудничать.
• Участие в диалоге на уроке.
Ход урока
1.Мотивационная установка на сотрудничество (от лексического значения приставки СО (вместе):
Собеседники - те, кто вместе? ( беседуют)
Сотрудники - те, кто вместе? (трудятся)
Будем вместе хорошо трудиться на уроке?
2.Актуализация опорных знаний Зрительный диктант. Слайд №2 (Текст на экране) Орфограммы пропущены
В этот час такая тиш..!
(Не) шурш…т в р…ке камыш…
Ветер свеж, и ты (не)спиш…
Порядок работы
• Орфоэпическое чтение учителем
• Работа над пропущенными орфограммами - гласными с помощью открывающихся планшетов с гласными буквами (дети показывают нужную букву)
• Объяснение других орфограмм
• Устное воспроизведение (текст скрыт).
• Письмо по памяти.
3. Физминутка – фономассаж( произносим звуки [ М, Н, В, З,Ж] , проводя по массажным линиям лица. Последнее движение - поколачивание грудины со звуком [Ж].
4. Переход к теме урока от звука [Ж].
- Какой звук вы произнесли последним?
- Дайте характеристику этого звука (согласный, звонкий , твёрдый).
-Что ещё вы знаете об этом звуке? (шипящий).
- Назовите шипящие звуки [Ж], [Ш], [Щ’], [Ч’].
- Какие по твердости – мягкости звуки [Ж] [Ш ]? (всегда твердые, не имеют мягкой пары).
-Какие по твёрдости -мягкости звуки [Ч’] [Щ’]? (всегда мягкие, не имеют твердой пары)
- Можно ли смягчить[ Ж ], [Ш],если написать после букв Ж,Ш мягкий знак?
-Станут ли твердыми [Ч’], [Щ’], если не написать после букв Ч, Щ на конце мягкий знак?
-Почему же иногда пишем ь ?
Это традиционное написание(«традо» - передаю ) Такое написание нам передали наши предки, и я уверена, что мы будем писать грамотно, чтобы никто не мог нас упрекнуть в неуважении к нашим предкам и нашему языку. Слайд №3 Будем помнить слова Александра Сергеевича Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»

Давайте найдем в тексте написанного зрительного диктанта слова с шипящей на конце, определим, к какой части речи они относятся, и составим таблицу.
5.Составление таблицы. Слайд №3
Мягкий знак после шипящих на конце слова
Существительное 3 скл Ь
Не 3 скл Не пишем Ь
Краткое прилагательное Вопрос каков? Не пишем Ь
Глагол Всегда Ь

6.Рассказ по готовой таблице с приведением примеров.

7. Работа в парах: слайд №5 дописать пословицы
Поспешишь –
Без труда
С кем поведёшься,
Шила в мешке
Что посеешь,

8.Чтение стихотворения, иллюстрирующего применение изученного материала ( читает подготовленный ученик) слайд№6
Если к слову с шипящей ты задал вопрос:
Это кто? Мышь, камыш или брошь?
Ты, дружок, не спеши,
А сначала склоненье над ним напиши.
Если третье склоненье,
То, отбросив сомненье,
Мягкий знак непременно
Ты в конце напиши!
А не третье склоненье-
Никогда не пиши!

- А какая беда нам грозит, если не научимся применять правило? (приходим к выводу, что самая страшная беда - быть безграмотным)
Я уверена, что эта беда нам не грозит. Давайте проверим!
9. Слайд №7- 9
Замените данные слова существительными с основой на шипящий, укажите склонение
Доктор – врач 2 скл
Поддержка –
Неправда –
Родник –
Сила –
Друг –
Безветрие –
10. Получи 5
1 2 3
1. вещ.. глуш.. печёш..

2. помощ.. грач.. круч..

3. брош.. мыш.. бежиш..

4. луч.. дач.. доч..

5. несёш.. печ.. молодёж..

10. Интерактивный тренажёр «Мягкий знак после шипящих в конце слова».

11. Рефлексия. Ребята, у вас на столах есть картинки: солнышко и облачко.
Это символы (знаки) вашего настроения на уроке и отношения к тому, что и как вы сегодня смогли сделать (большая часть детей выбирает на этом уроке солнышки)
Положите в дневник карточку с домашним заданием.
12. Домашнее задание дается каждому индивидуально.
На карточке слова, например: рыбка, заяц, неправда, шило и т.д. Задание: вспомнить или найти пословицы с этими словами, объяснить написание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Презентация на тему: Написание ь после шипящих на конце слова

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Сочинение о выборе профессии, 9 класс | Конспект урока литературы для 6 класса. Родная природа в поэзии, музыке и живописи
Опубликовано: 3115 дней назад (13 мая 2016)
Просмотров: 8259
Рубрика: Мои уроки
0
Голосов: 0
Наталия Николаевна Салата # 13 июня 2016 в 13:29 0
Добрый день.Хороший урок,разнообразные задания.Единственное,цель должна быть одна,а вот задач несколько