Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы для 6 класса. Родная природа в поэзии, музыке и живописи

Тема: Родная природа в поэзии, музыке и живописи
Цель урока:
- создать целостное представление о родной природе по картинам художников, стихотворениям, музыке;
- показать, как через пейзаж переданы чувства, настроения поэтов;
- развивать навыки анализа поэтического текста.
- определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование урока: портреты поэтов; репродукции картин - пейзажей русских художников; музыкальные произведения.
Методические приемы: выразительное чтение стихотворений, беседы по вопросам, устное рисование, сопоставление стихотворений.
Ход урока
Боже! Воистину мир твой чудесен!
Молча собрав полевую росу.
Сердце свое, сердце, полное песен,
Не расплескав до тебя донесу. (В. Набоков)
19 век – золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С.Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэтического слова.
Природа – неисчерпаемый источник поэзии, музыки, живописи. Родная природа привычна для нас, не каждый способен разглядеть ее красоту. Люди искусства помогают нам сделать это, потому что их отличает умение увидеть в привычном новое и необычайное.

Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Но только ли о природе говорят эти стихи, может быть через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека?
1. Вступительное слово учителя под музыку Рахманинова (звучит “Вокализ”).
Звенит, смеется как младенец,
И смотрит солнышку вослед,-
И меж берез, домов, поленниц,
Горит, струясь, небесный цвет!
Как над заплаканным младенцем,
Играя с нею после гроз,
Узорным чистым полотенцем
Свисает радуга с берез.
И сладко, сладко ночью звездной
Ей снится легкий скрип телег…
И вдруг разгневается грозно,
Совсем, как взрослый человек!
Как человек богоподобный,
Внушает в гибельной борьбе
Пускай не ужас допотопный,
Но поклонение себе…
Николай Рубцов «Природа»
Учитель литературы: - Ребята, кто внушает поклонение себе? /Природа /
- Что значит поклоняться?
Ученик: Поклоняться – относиться к кому-нибудь с почитанием, благоговейно
чтить.
(Словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. М. 1972, стр. 505)
Учитель литературы: Как вы это понимаете? Природа – это то, что нас окружает,
живое. Вспомните строки стихотворения Федора Ивановича
Тютчева.
Ученик: Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…


(слайд № 3) Федор Тютчев, Афанасий Фет, Иван Никитин, Яков Полонский, Аполлон Майков, Алексей Толстой и многие другие. Какие-то из этих имен вам уже знакомы, какие-то слышите впервые. Но всех этих поэтов объединяет чувство любви к Родине, стремление в своих стихах показать красоту родной природы, родного края.

Жизнь природы была одной из центральных тем поэзии Фёдора Ивановича Тютчева.
Детские годы Фёдора Ивановича Тютчева прошли в Овстуге – наследственном имении отца в Орловской губернии. Судьба Фёдора Ивановича была необычайно сложна, профессиональный дипломат, он 21 год прожил за границей. Поэт, по собственному признанию, выражал свои мысли лучше по-французски, чем по-русски, все свои письма и статьи писал только на французском языке. И всю свою жизнь говорил почти исключительно по-французски, но самым сокровенным мыслям мог давать выражение только в русском стихе. Чтение стихотворения «Неохотно и несмело…».
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой...
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя -
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Всё сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля -
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
Чтение стихотворения
«Осенний вечер»
Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветер порою,
Ущерб, изнеможенье - и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья
Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали, слушая стихотворения
Найдите выразительные средства (эпитеты, сравнения)
Как передаются в стихотворениях ощущения, настроения?
( Природа живет не сама по себе. Ее образы нужны Тютчеву для раскрытия внутреннего мира человека. Основной прием пейзажной лирики Тютчева – изображение природы через восприятие человека. Смена настроения человека передана сменой картин природы.)
Вывод: Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчева – это живое, разумное существо, «В ней есть душа, В ней есть свобода, В ней есть любовь, В ней есть язык».

II. Беседа о “Вокализе” С.В. Рахманинова.
Мы начали урок с музыки С.В. Рахманинова. Прослушайте эту композицию.
(Звучит “Вокализ” 30 сек.)
Ответьте на вопросы:
1. Как называется это произведение Рахманинова? (“Вокализ”)
2. Что такое вокализ? (Вокализ – это песня без слов)
3. Что вы представляете себе, слушая эту музыку?
4. Как вы думаете, почему в вокализе нет слов?
Великая русская певица Антонина Васильевна Нежданова, исполнявшая знаменитый “Вокализ”, вспоминала: “Когда я впервые высказала Сергею Васильевичу свое сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал: "Зачем же слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить все лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами”.
Его жизнь связана с тамбовским краем.
«Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, - рассказывал он. – Имение было степное, а степь – это то же море, без конца и без края, где вместо воды сплошные поля пшеницы и овса от горизонта до горизонта.» С.Рахманинов
(Слайд №29)
В воспоминаниях Асафьева читаем: “В Рахманинове-пианисте всегда присутствовала русская стихия, хранящая образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей и “говор” и тишину лесов и полей”.
Прослушивание романса Рахманинова “Сирень”. (Слайд №90-92)
Природа! Каждый стремится к ней, восхищается её красотой и гармонией.
В жизни счастье одно мне найти суждено,
И то счастье в сирени живёт…
Давайте, вспомним, что такое романс?
Романс - это обязательно сольное произведение с инструментальным сопровождением, в то время как песня может исполняться и хором, и без аккомпанемента. (Слайд №93)
Звучит романс “Сирень”. (Слайд №94)
Вы почувствовали, что музыка романса наполнена трепетом и восторгом любования природой. Здесь и колыхание ветерка, и душистый запах сирени, и теплота летнего воздуха. Может ли музыка передать все эти ощущения? Оказывается, может.
Музыка и стихи отражают одно настроение, одинаковые чувства и дополняют друг друга. Чувства, выраженные в стихах и музыке, совпадают с 4. Работа с репродукциями.
Перед вами репродукции картин известных художников-пейзажистов, какие стихотворения они могли бы проиллюстрировать? Какие чувства вызывают у вас эти репродукции?
- Что такое пейзаж?
Пейзаж-1.Вид какой-нибудь местности. 2.Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Изд-тво «Советская энциклопедия» М. 1972, стр. 455).
Есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображенные на них уголки России – подчас самые привычные взгляду, но в них-то и выражается то, что поэты и художники зовут душою природы.
Ребята, сегодня не случайно рядом со стихами вы увидели репродукциям картин русских художников. Эти картины изображают природу, пробуждая разное настроение

III. Поэтическая страница Е.А.Баратынского.
И, пробужденный вдохновеньем,
Природу снова обниму... (Е.А. Баратынский)
Е.А.Баратынский родился 7 март 1800 г. В Тамбовской губернии в родовом имении Мара. (Слайд №30)Село раскинулось в живописной местности. “Начальной любовью” называл Баратынский тамбовские степи, где протекали его первые годы. (Слайд №31)Судьба распорядилась так, что поэт часто находился вдали от родного дома. Он служил в далекой Финляндии, (Слайд №32-33) которая была тогда частью России, долгое время жил в Москве и Петербурге, но вновь и вновь обращался в стихах к родной природе.
Готовясь к уроку, вы учили стихотворения Е. Баратынского “Весна, весна! Как воздух чист…” и анализировали его, а также выполняли иллюстрации к этому стихотворению.
- Кто желает прочитать стихотворение? (Учащиеся читают стихотворение)
- При чтении стихотворения идут (Слайд №33-50)
В этом стихотворении автор восхищается приходом весны. Поэт радостно приветствует раннюю весну. Природа пробуждается, во всем стихотворении чувствуется движение, оно быстрое стремительное, увлекает за собой читателя и создает радостное приподнятое настроение.
1. С какими средствами художественной выразительности мы уже знакомы? (Слайд №51)
- олицетворение (Слайд №52)
- метафора (Слайд №53)
- эпитеты (Слайд №54)
2. Какой литературный прием помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловечными, одухотворенными? (Олицетворение. “Летают облака”, “лист шумел”, “шумят ручьи”, “блестят ручьи”, “река ревёт”) (Слайд №55 - 59)
3. Какие метафоры и эпитеты вы нашли? (Метафоры - Своей лазурию живой слепит мне очи небосклон”, “река несет на торжествующем хребте поднятый ею лед”) (Слайд №60 - 62)
(Эпитеты - “Яркая вышина”, “заздравный гимн”, “торжествующий хребет”) (Слайд №63-65)
4. Обратите внимание на последнее четверостишье. (Слайд №66)
Что говорит поэт о своей душе? (Его душа соединяется с душой природы в единое целое)
1. Чтение стихотворения Е.Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист…» и «Чудный град…»
2.Беседа с классом.
В этом стихотворении поэт подробно рассказывает
о наступающей весне. Какие приметы весны видит поэт?
( Чистый воздух, ясный синий небосвод, поднятый на реке лёд, бегущие ручьи, песня жаворонка).

Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?
(Сделать картину живой, одухотворённой помогает использование такого художественного приёма, как олицетворение: «Ласкаясь к солнечным лучам, летают облака», «..река несёт, на торжествующем хребте, поднятый ею лёд», метафоры: «на крыльях ветерка», «на торжествующем хребте»)

Каким настроением проникнуто стихотворение?
( Баратынского пронизывает чувство восхищения, единения с природой).
Яркую, радостную картину весны передают чистые, сияющие краски: лазурь»ослепительная», небосвод «ясен», в вышине «яркой», гимн весне «заздравный». Большое количество восклицательных предложений придают стихотворению экспрессивный настрой. Оно звучит как заздравный гимн весне.
Торжествующая природа хороша сама по себе, человек любуется ею со стороны и вдруг удивлённо замечает
Что с нею, что с моей душой?
С ручьём она ручей,
И с птичкой птичка! С ним журчит,
Летает в небе с ней!..
Не столько природа уподобляется человеку, живому существу вообще, сколько душа человека стремится к слиянию с природой.
Какие иллюстрации можно нарисовать к стихотворению?
Обратимся к творчеству другого известного поэта – Афанасия Афанасьевича Фета.
Детство Афанасий Афанасьевич Фет провёл в Орловской губернии, ходила за ним крепостная нянька, грамоте учил его крепостной слуга, летом он бегал с деревенскими ребятишками по лесу, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом.
C самого раннего детства Фет, как он сам говорил, был «жаден до стихов», везде старался их разыскать, учил наизусть и очень рано стал писать сам.
С 14 лет учился сначала в Петербургском, затем в Московском университетах. Он неутомимый фантазёр... Его часто видели с ружьём, верхом на коне... Много сил отдавал старому заросшему пруду: чистил его, по берегам сажал деревья, следил за рыбами... Любил помогать крестьянам, строил больницу, всегда интересовался здоровьем крестьянских детей. В имении поэта был настоящий розарий, дом утопал в цветах, кажется, что он не мог жить без красоты.
Он увлекался литературой, театром, продолжал писать стихи на протяжении всей жизни. Он был тонким наблюдателем природы и умел запечатлеть увиденное.
Когда у него набралось много стихов, он показал их Гоголю. Николаю Васильевичу стихи понравились. Он увидел в Фете «таинственное дарование».
Фет был одним из самых музыкальных поэтов. Великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский создал несколько романсов на слова поэта.
Почти половина стихотворений, написанных Фетом, посвящена русской природе – ведь он много лет прожил в деревне, глубоко чувствовал родную природу и очень любил её. Ель рукавом мне тропинку завесила.
Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело,
Я ничего не пойму.
Ветер. Кругом все гудёт и колышется
Листья кружатся у ног.
Чу, там вдали неожиданно слышится
Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного!
Мертвые что мне листы!
Кажется, издали странника бедного
Нежно приветствуешь ты.
Словарная работа:
Гудёт (устар.) – гудит.
Рог – 1. Музыкальный или сигнальный инструмент в виде изогнутой трубы с расширяющимся концом.
Глашатай – в старину: лицо, объявляющее народу официальные известия.
В этом стихотворении Фет фиксирует свои впечатления от прогулки в осеннем лесу, где «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Своё состояние он не в силах понять: «Я ничего не пойму», - признаётся он. И он рад услышать тонко взывающий рог, ему «сладостен зов глашатая медного». Поэтому в конце этих строк и стоят восклицательные знаки.
Это стихотворение будит наше воображение, мы чувствуем ветер и как «кругом все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».
Вывод. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их "пленительными", Салтыков-Щедрин - " самыми искренними, свежими".
Работа с текстом стихотворения «Первый ландыш»
2) Напишите слово, которое выражает ваше ощущение после прочтения текста.
3) Запишите к этому слову столбик слов, сходных с ним по смыслу, по настроению.
4)Зачитываем вслух ответы.
Вывод: у каждого свое восприятие этого стихотворения, возникли разные ассоциации
3.Знакомство с Я.П.Полонским, чтение и анализ его стихотворений о природе.
Биографическая справка ( рассказывает ученик)

Яков Петрович Полонский прожил долгую жизнь-с 1819 по 1898год. Детство его прошло в провинциальной Рязани, на тихих окраинных улочках. Природа одарила его живым, богатым воображением. Но мечтательность, детские фантазии скоро перешли в сочинительство : волшебные сказки маленького Полонского с наслаждением слушали его младшие братья. А соседский мальчик стал первым критиком его отроческих стихов. В 1840-х годах молодой поэт Полонский жил в Одессе, потом на Кавказе. Он интересовался бытом и народным творчеством Грузии, создавал стихотворные очерки о жизни и правах горцев. Немало поэтических описаний природы появилось в его тетрадях этой поры. Зрелое творчество Полонского связано с Петербургом, где он прожил многие годы. Поэт испытывал нужду. В лирике часто слышатся жалобы на судьбу. Даже в стихах о природе слышатся горестные думы. Природа привлекала Полонского и как живописца. В его альбомах и тетрадях стихи чередуются с рисунками карандашом, иногда пером. Одно время Полонский хотел стать художником, но победило призвание поэта.
Его оценили по достоинству Тургенев и Некрасов, Достоевский и Тютчев, Фет и Чехов, у него учились Иван Бунин и молодой А.Блок, но он не знал настоящего большого успеха.
Стихи Полонского мелодичны, напевны, не случайно многие из них положены на музыку: «Песня цыганки» ( «Мой костер в тумане светел»), «Вечерний звон», «Мгновения».
Чтение и анализ стихотворения «Посмотри – какая мгла…»
Беседа по вопросам.
-Какую картину рисует Полонский? (Поэт изображает ночной пейзаж.)
-Как он делает? ( Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак». Она оттеняется тусклым блеском озера. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь пустила на долины.)
Пока учащиеся отвечают на вопрос о композиции, один учащийся на доске выписывает эпитеты ( прозрачная, сонный, бледный, сизые, фосфорический)
-Какова композиция стихотворения ? (Оно состоит из двух частей. В первой - общий план, картина спящей природы. Во второй внимание сконцентрировано на герое стихотворения («бледный месяц»)
-Какой прием создает настроение стихотворения? (Вторая часть обращает наш взгляд вверх: олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит». Создается настроение возвышенное и тоскливое одновременно. Этому способствует и звукопись - аллитерации на глухие согласные : «с», «т», «ч», «х», «ф».)
-Какую роль играют эпитеты? (Они создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные тона).
Словарная работа. (Несколько учеников находят лексическое значение слов по словарю.)
Ракита – дерево или кустарник сем ивовых, растущее по берегам рек.
Сонм – скопление, множество кого-нибудь.
Дебри- место, заросшее непроходимым лесом.
Чтение и анализ стихотворения «По горам две хмурых тучи…) (Выразительно читает учитель).
Беседа по вопросам
-Что общего у этих стихотворений? (Оба рисуют пейзаж, действие происходит вечером, ночью : есть общие образы-тучи, есть антитеза-противопоставление: тьма-свет.)
-Чем отличаются стихотворения? (второе более громкое, звукопись создают аллитерации- раскатистые твердые и мягкие «р».А в первом стихотворении тишину ночи подчеркивают глухие согласные ).
-Что изображается в стихотворении? (Здесь изображен летний горный пейзаж . Он динамичен- это впечатление создают глаголы движения, действия.)
Найдите в тексте противопоставления.
В первом стихотворении свет тусклый, бледный, фосфорический, а во втором освещают пейзаж «яркой молнии ударом». Звуки : громкие , резкие противопоставлены приглушенному ответу скалы.
Словарная работа.
Дебри- место, заросшее непроходимым лесом.
6.Итоги урока.
С творчеством каких писателей мы с вами познакомились? Что нового узнали? Какие художественные средства мы встретили в стихотворениях?
Заключительное слово учителя.
Пейзажная лирика передает настроения, чувства человека, созвучна его душе. Мир души человека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармонии, все сливается в общий хор жизни и любви.
О жизни поэтов, с чьими именами мы познакомились, их творческом пути мы будем знакомиться в старших классах, а те, кому хочется больше узнать о любимых поэтах, могут прочитать о них во вступительных статьях поэтических сборников. Главное, читайте стихотворения, которые вам нравятся, которые хочется перечитывать, которыми хочется наслаждаться.
Домашнее задание : выучить наизусть понравившееся стихотворение поэтов 19 века о природе.

- Что такое пейзаж?
Пейзаж-1.Вид какой-нибудь местности. 2.Рисунок, картина, изображающая природу, вид, а также описание природы в литературном произведении.(С.И.Ожегов. Словарь русского языка. Изд-тво «Советская энциклопедия» М. 1972, стр. 455).
Есть в русском изобразительном искусстве пейзажи, полные великой скромности и тихой силы. Изображенные на них уголки России – подчас самые привычные взгляду, но в них-то и выражается то, что поэты и художники зовут душою природы. Вы увидели репродукции картин русских художников. Эти картины изображают природу, пробуждая разное настроение.

Ученица: У Исаака Ильича Левитана много прекрасных картин, посвященных природе ( называют ученики)
«Весна. Последний снег»,
«Весна. Большая сирень»,
«Весна»,
«Солнечный день. Весна»,
«Весной в лесу»,
«Стволы берез. Весна»,
«Первая зелень. Май»,
«Март».
Итог
Дом. зад

Рекомендуем посмотреть:

Система уроков по роману А.С. Пушкина Дубровский Конспект урока литературы для 6 класса Конспект урока по литературе 6 класс Конспект урока литературы для 6 класса. Пришвин "Кладовая солнца"

Похожие статьи:

Конспект урока по литературе. Программа Г. Меркина, 6 класс

Чехов «Беззащитное существо»

Пришвин «В краю непуганых птиц»

Пришвин «Времена года»

Урок игра по литературе, 6 класс

Конспект урока русского языка для 5 класса. Написание ь после шипящих на конце слова
Опубликовано: 2767 дней назад (26 апреля 2017)
Просмотров: 2695
Рубрика: Мои уроки
+2
Голосов: 2
Анна Юрьевна Пархоменко # 27 апреля 2017 в 19:25 0
для любителей литературу, прекрасное пособие я считаю !развивать навыки анализа поэтического текста очень важно для современного школьника. Очень сложно порой определить способы создания образов, воспитывать чувство прекрасного.