Гражданское и патриотическое воспитание младших школьников в летнем профильном лагере «Агентство добрых дел» (на примере МОУ ДОД эколого-биологического центра)
Автор: Горелова Елена Валерьевна, педагог дополнительного образования МОУ ДОД эколого-биологического центра города Комсомольска-на-Амуре
Аннотация: в статье обосновывается младший школьный возраст, как наиболее эффективный для гражданского и патриотического воспитания, рассматривается формирование гражданственности и патриотизма у младших школьников через краеведческий принцип обучения и воспитания, социально-нравственные отношения к другим людям, к окружающей среде и по отношению к себе. Показан план мероприятий летнего профильного лагеря, направленный на гражданское и патриотическое воспитание младших школьников.
Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотическое воспитание, младший школьник, краеведение.
В воспитательных планах всех школ, учреждений дополнительного образования, каждого классного руководителя и педагога дополнительного образования обязательно просматриваются моменты гражданско-патриотического воспитания детей, так как данный вид воспитания является приоритетным направлением в современном общероссийском учебно-воспитательном процессе. Государство, в настоящее время, пытается восстановить в гражданах, в том числе и у школьников, утраченные чувства гражданственности и патриотизма. Правительством РФ подготовлена Государственная программа «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы», отражающая важность этой проблемы. Наряду с этой Программой существуют федеральные целевые программы: развития образования, "Молодежь России", "Дети России", "Культура России".
Существуют разные мнения о соотношении гражданского и патриотического воспитания. Мы согласны с авторами, которые интегрируют эти два вида воспитания. И.М. Дуранов связующим звеном между патриотизмом и гражданственностью ставит отношения. Мясищев В.Н. отмечает: «Важнейшая социально-психологическая проблема воспитания нравственного характера заключается в формировании устойчивых, доминирующих, определяющих поступок нравственных отношений… Отношения людей формируются в процессе их взаимодействия. Важными воспитывающими взаимодействиями являются помощь и требования» [3]
Таким образом, нравственные отношения могут выступать как ценность гражданско-патриотического воспитания, результатом которого являются отношения к обществу, окружающей среде, к другим людям, к себе, к своим правам и обязанностям.
Мы считаем, что целенаправленное формирование гражданско-патриотических качеств личности школьника нужно начинать в начальной школе, так как младший школьный возраст - это самоценный период, наиболее благоприятный в нравственном становлении личности. Именно в это время ребенок осознает отношения между собой и окружающими, осваивает новые социальные роли: школьник, член классного коллектива, хороший ученик; начинает интересоваться и разбираться в общественных явлениях, мотивах поведения, нравственных оценках. Он начинает задумываться над своим «я», т.е. вступает в сознательную фазу, когда изменяется весь строй личности ребенка. В это время происходит естественный всплеск его творческой активности [1].
Как отмечал Г. Роков "Патриотическое чувство... развивается и крепнет еще в дошкольном возрасте; оно не требует особенно заботливого культивирования, ибо оно столь же естественно и неизбежно, как чувство семейной привязанности; каждый день, каждый час, каждое со¬бытие и явление, равно как и все картины окружающей жизни и окружающей природы, помогают ему расти, и развиваться лучше каких бы то ни было воспитательных мероприятий" [4, с.26-27]. В начальной же школе необходимо поддерживать и развивать эти чувства и качества, подпитывать их интерактивными методами обучения и воспитания, так как многие гражданские и патриотические понятия усваиваются гораздо быстрее, особенно если это связано с личным опытом детей. Любовь к «Большой Родине», по нашему мнению, необходимо воспитывать через любовь к «Малой Родине», а гражданскую позицию - через общественно-полезную деятельность в своем районе, городе, крае [2, с.162].
В связи с вышесказанным нами была определена концепция гражданско-патриотического воспитания младших школьников при реализации летнего профильного лагеря «Агентство добрых дел», а именно: формирование гражданско-патриотических качеств личности младшего школьника происходит через социально-нравственные отношения к другим людям, к окружающей среде, а также по отношению к себе, своим правам и обязанностям. Дети учатся помогать социально-слабым слоям населения, которые нуждаются в помощи и внимании, приобщении к общественно-полезному труду на благо общества. Это выражается в следующем:
- Проведение совместных мероприятий с воспитанниками детских домов, школ-интернатов, детских садов (игры, конкурсы, мастер-классы и др.);
- Приобщение к здоровому и безопасному образу жизни – в условиях социальной и природной среды;
- Активное общение с природой, способствующее укреплению их здоровья и повышению уровня экологической культуры;
- Отдых, развлечения и всевозможные хобби детей дают им возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом;
- Тесное взаимодействие со своими сверстниками, где возникает «зона доверия»;
- Развитие новых навыков (вне рамок школьной программы), раскрытие потенциала своей личности.
Подобная идея смены привлекательна для детей тем, что они сами – своими руками – смогут делать добрые дела для социально слабых слоев населения города, которые в их помощи нуждаются, и подобное внимание будет очень им приятно. В конце смены каждый участник лагеря получит «Свидетельство настоящего сотрудника «Агентства добрых дел».
Участниками профильного лагеря являются воспитанники объединений МОУ ДОД ЭБЦ, учащиеся школ города Комсомольска-на-Амуре. Возраст детей 6 – 11 лет. За смену (18 дней) лагерь принимает до 25 человек.
За основу гражданско-патриотического воспитания мы взяли следующие принципы:
- принцип природосообразности воспитания;
- принцип ценностно-смыслового равенства взрослого и ребенка;
- принцип креативности и творческого начала в воспитании;
- краеведческий принцип;
- принцип взаимопомощи.
Деятельность в лагере проводилась по трем направлениям: помощь себе, помощь природе, помощь другим.
В результате проведения летнего профильного лагеря «Агентство добрых дел» были осуществлены следующие мероприятия, направленные на формирование у младших школьников гражданско-патриотических качеств личности:
Направление « Помощь себе»
Одной из составляющих гражданско-патриотической сформированности личности младшего школьника является способность к самоорганизации, самодисциплины, стремление улучшать и поддерживать свое здоровье, выполнять свои гражданские права и обязанности.
• Утренняя гимнастика;
• Комплекс единых педагогических требований по самообслуживанию, при дежурстве по столовой, выполнению распорядка дня;
• Сочетание свободного выбора занятий и досуга, развлечений, познавательной деятельности, коллективных и индивидуальных форм деятельности;
• Максимальное использование активной деятельности, воздушных и солнечных ванн, физкультурно-оздоровительной, экологической и творческой работы с детьми;
• Комплекс специальных занятий с детьми в рамках профилактики простудных заболеваний;
• Сбалансированный режим питания;
• Обучение детей умению переносить физические нагрузки, оказание себе и другим первой медицинской помощи;
• Беседы с врачом «Как оказывать первую медицинскую помощь»; «Помощь самому себе».
Направление « Помощь природе»
Экологическая культура, наряду с нравственностью являются базовыми компонентами в гражданско-патриотическом воспитании младшего школьника. Экологически безграмотный человек не может быть настоящим гражданином и патриотом своей Родины. Должно и нужно детей с раннего возраста обучать экологической грамоте, потому что им дальше жить на Земле и все зависит от нашего умения убеждать, наставлять, показывать и рассказывать о важности природы для человека.
• Экологические акции: «Чистый берег» - уборка территории Центрального пляжа на реке Амур; «Помощь Аллее бархатов» - уборка зеленой зоны ул. Орджоникидзе, где высажены бархаты амурские;
• Экологические игры: «Аукцион экологических ошибок», «Твои соседи по планете»; «Такой знакомый мусор», «Экологические задачки»;
• Экологические беседы: «Загрязнение — враг живого», «По лесам Хабаровского края», «Лесные богатства, использование и охрана», «Красная книга Хабаровского края», «Флористика и искусство составления букетов», «Природа и человек», «Правила сбора семян и лекарственных растений, составление гербария», «Правила поведения в лесу»;
• Конкурсы экологических рисунков, аппликаций на тему о природе, конкурс «ЭКОМОДА 2009» - изделия из экологического мусора;
• Конкурс поделок из природного материала «Природа и фантазия»;
Экскурсии: «Травы у нас под ногами», «Какую воду мы пьем (на очистные сооружения), «Древесные аллеи города» (по улицам города с рассказом о достопримечательностях города).
Направление « Помощь другим»
Создано с опорой на общечеловеческие ценности, ориентация на которые рождает в человеке добрые черты, высоконравственные потребности, активную позицию в общественной работе и помощи слабым, развивает дарования и склонности, предоставляет право выбора форм и содержания деятельности и возможность влиять на атмосферу и образ жизни человеческого общества.
• Мастер-класс для воспитанников детского дома № 4 «Бумагопластика. В мире бабочек»;
• Мастер-класс для детей, находящихся на стационарном лечении в больнице № 1 «Флористика. Цветочная композиция»;
• Изготовление фоторамок из упаковочного материала для украшения интерьера игровой комнаты в детском отделении больницы № 4;
• Оформление клумбы на территории детского сада № 25;
• Оформление клумбы возле памятника японским военнопленным и проведение экологической акции;
• Совместное мероприятие с воспитанниками детского дома №1. Игра по станциям « В защиту тигра»;
• Праздник «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» для детей-инвалидов в рамках международного дня дружбы;
• Встреча с ветеранами ВОВ « Мы помним…», изготовление своими руками подарков ветеранам;
• Изготовление панно из природного материала «Морское дно» для детей Дома Малютки.
Конечно, 18 дней это очень короткий срок, чтобы говорить о сформированности у младших школьников гражданско-патриотических качеств личности. Поэтому здесь уместно употребить выражение «формирование гражданско-патриотических качеств личности как долговременный и целенаправленный процесс».
В результате наблюдений за пребыванием детей в профильном лагере мы отмечали положительные изменения в их поведении и разговорах. Ребята к концу смены научились конструктивно решать спорные ситуации, стали употреблять меньше «зловредных» выражений, делали друг другу правильные замечания по поводу поведения на улице, на природе. За смену мы много ходили пешком по улицам города и если в начале ребята постоянно срывали с газонов цветы и травы, ломали ветви у деревьев, то к концу смены (после внушительных экологических разговоров и обсуждений) они избавились от этой «вредной привычки всех детей и взрослых». Ребята стали внимательнее относиться к окружающей среде: выражали недовольство, раскиданным на улице мусором, спрашивали, как называется то или иное растение, показывали гнезда птиц, спрашивали про здания и памятники. Чувствовалось явное удивление и восхищение, показанными во время экскурсий, достопримечательностями города. Многие ребята впервые побывали на первой улице, с которой началось строительство города Комсомольска-на-Амуре – улице Кирова, узнали ее историю и познакомились с памятными местами.
Что касается социально-нравственного воспитания, то и здесь мы видели изменения в поведении ребят в положительную сторону. Встречи с детьми-инвалидами и детьми из детских домов начали изменять эгоцентрическую позицию детей из вполне благополучных семей. Они увидели, что есть люди, которым не так повезло в жизни как им и необходимо, по мере возможности, помогать им. Нет, не жалеть, не плакать, а осознанно стремиться к конструктивному общению и помощи. Мы уже не слышали от наших детей «смешков» и не видели «показов пальцами» на инвалидов и нищих.
Подводя итоги, хочется отметить, что процесс гражданско-патриотического воспитания – это интегративный процесс, в который вовлечены семья, школа, учреждения дополнительного образования и общество. И только целенаправленными действиями всех этих институтов можно воспитать нравственно и экологически культурного гражданина и патриота своей Родины.
Литература:
1. Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Какой он? Штрихи к портрету / Г.Ф. Гаврилычева // Начальная школа. – 2004. - № 3. – с. 14-19
2. Горелова Е.В. Интеграция общего и дополнительного образования по приобщению младших школьников к краеведению как средству их гражданского и патриотического воспитания /Е.В. Горелова // Вестник ЧГПУ. Научный журнал. - №7. – 2008. – 162 с.
3. Дуранов И. М. К вопросу о взаимосвязи воспитания гражданственности и патриотизма /И.М. Дуранов. -
4. Роков Г. О выработке идеала в нрав¬ственном отношении / Г. Роков // Вестник воспитания. - 1896. - № 3. - С. 26—27.
Рекомендуем посмотреть:
Дополнительная образовательная программа для работы в пришкольном лагере
Игра-путешествие по станциям "Маршрут безопасности" в летнем пришкольном лагере. Сценарий
Сценарий для пришкольного лагеря. Игра "Путешествие по станциям"
Сценарий игры-путешествия для летнего пришкольного лагеря
Похожие статьи:
Открытие лагерной смены в пришкольном лагере. Сценарий