Духовно – нравственное воспитание младших школьников
Внеклассное интегрированное занятие в рамках внеурочной деятельности по программе «В гостях у сказки» и «Умелые ручки», посвященное 95-и летию со дня рождения итальянского писателя Джанни Родари и 65-и летия повести – сказки «Чиполлино»
Автор: Багрова Елена Викторовна, воспитатель ГПД I категории , учитель начальных классов I категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: предлагаю вашему вниманию материал, который могут использовать воспитатели ДОУ, классные руководители, для подготовки внеклассных мероприятий; учащиеся начальных классов для подготовки творческих заданий; родители, для расширения кругозора детей.
Цель: знакомство учащихся с творчеством итальянского писателя Д. Родари;
развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся.
Задачи: вызвать интерес к содержанию произведения и творчеству писателя, воспитывать чувство дружбы, умение приходить на помощь, желание делать добро и противостоять злу, развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте, способствовать прочному усвоению содержания повести - сказки.
План подготовки к мероприятию и сроки реализации:
1 этап – чтение (самостоятельное, выборочное классное), обсуждение, анализ произведения – с 25.09.15 по 2.10.15.
2 этап – знакомство с творчеством писателя (мультимидийная презентация) – 9.10.15.
3 этап – творческая мастерская (лепка героев сказки, домиков из сказочной огородной страны), обсуждение персонажей сказки – повести и их поступков – 13.10.15.
4 этап – оформление выставки детского творчества, разучивание стихотворений по мотивам произведения Джанни Родари – с 16.10.15. по 20.10.15.
5 этап – выступление в городской детской библиотеке
2015 год в России официально объявлен Годом литературы. Выставки, ярмарки, фестивали – полный перечень включает более ста мероприятий, которые пройдут по всей стране. Цель проведения Года литературы – напомнить об исключительной ее значимости и ее особой миссии. Надо, начиная с раннего возраста, помочь вернуть в нашу жизнь, жизнь молодежи понимание хорошей литературы и всех удивительных возможностей нашего родного языка, который, по праву входит в число самых выразительных и образных языков мира.
23 октября 2015 года — 95-летний юбилей со дня рождения Джанни Родари. Перу итальянского автора принадлежат произведения, любимые детьми во всем мире.
В рамках проведения внеурочных занятий по программам «В гостях у сказки» и «Умелые ручки» учащиеся 4 «А» класса, классный руководитель, совместно с методистами городской детской библиотеки подготовили и провели интегрированное мероприятие по сказке Джанни Родари «Чиполлино».
Ход мероприятия:
Ведущий (библиотекарь)
Джанни Родари, полное имя — Джованни Франческо Родари — известный итальянский детский писатель и журналист.
Джанни Родари родился 23 октября 1920 года в городке Оменья (Северная Италия). Его отец Джузеппе, булочник по профессии, умер, когда Джанни было только десять лет. Джанни и его два брата, Чезаре и Марио, росли в родной деревне матери — Варесотто. Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами (прочитал Фридриха Ницше,Артура Шопенгауэра, Владимира Ленина и Льва Троцкого). После трёх лет учёбы в семинарии Родари получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. В 1939 году некоторое время посещал филологический факультет Католического университета в Милане.
В 1948 году Родари стал журналистом в газете «Унита» (L’Unita) и начал писать книжки для детей. В 1950 году его назначили редактором только что созданного еженедельного журнала для детей, Il Pioniere, в Риме. В 1951 году Родари опубликовал первый сборник стихов — «Книжка весёлых стихов», а также своё известнейшее произведение «Приключения Чиполлино» (русский перевод Златы Потаповой под редакцией Самуила Маршака увидел свет в 1953 году). Это произведение получило особенно широкую популярность в СССР, где по нему были сняты мультфильм в 1961 году, а затем и фильм-сказка «Чиполлино» 1973 года, где Джанни Родари снялся в роли самого себя.
В 1970 году писатель получил престижную премию Ганса Христиана Андерсена, которая помогла ему приобрести всемирную известность.
Ведущий (учитель)
Приключения Чиполлино - итальянская сказка, в которой главный герой мальчик-луковка по имени Чиполлино будет бороться с несправедливостью, защищая обиженных богачами синьором Помидором и принцем Лимоном.
Чиполлино — мальчишка-луковка — веселый, неунывающий, изобретательный — он пришел к нам, в Россию, или, вернее, тогда — в Советский Союз в начале 50-х годов (точнее — в 1953 появился перевод на русский язык "Приключений Чиполлино"). И уже от нас пустился в путешествие по всему свету, захватив с собой имя человека, которому, собственно, и был обязан своим рождением — имя итальянского писателя Джанни Родари. Книге «Приключения Чиполлино» в 2016 году исполняется 65 лет (1951 г.)
Ученики (луковки)
1.Я - веселый Чиполлино.
Вырос я в Италии
Там, где зреют апельсины,
И лимоны, и маслины,
Фиги и так далее.
2.Но под синим небосклоном
Не маслиной, не лимоном
Я родился луком.
Значит, деду Чиполлоне
Прихожусь я внуком.
3.У отца - детишек куча,
Шумная семья:
Чиполлетто, Чиполлучча,
Чиполлотто, Чиполлоччьо
И последний - я!
4.Все мы выросли на грядках.
Очень мы бедны.
Оттого у нас в заплатках
Куртки и штаны.
5.Господа в блестящих шляпах
Наш обходят двор.
Видно, луковый наш запах
Чересчур остер.
6.А у бедных мы в почете.
Нет на всей земле
Уголка, где не найдете
Лука на столе!
7.По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлучча, Чиполлетто,
Чиполлоччьо, Чиполлотто
И, конечно, я.
8.За высокою оградой
Зреет апельсин.
Ну, а мне оград не надо
Я не дворянин.
Я - цибуля, я - чиполла,
Огородный лук.
9.Я на грядке кончил школу
Луковых наук.
Но не век бедняге-луку
Жить в гнезде родном.
10.Хоть горька была разлука,
Я покинул дом.
Я иду туда, где лучше,
В дальние края.
До свиданья, Чиполлучча,
Чиполлетто, Чиполлотто,
Братья и друзья!
(С.Я. Маршак)
Ведущий (ученик)
Все персонажи сказки - фрукты или овощи: Вишенка, Земляничка, Редиска, Виноградинка и многие-многие другие. Она так легко читается и покоряет детей своими необычными героями и их приключениями.
А сколько крылатых выражений и пословиц встретилось нам в книге! Мы до сих пор используем их в своем лексиконе. Давайте их вспомним:
(библиотекарь помогает ребятам вспомнить крылатые фразы и пословицы)
- "Где лук - там и слезы".
- "В своем доме и стены помогают".
- Это сказал кум Черника, думая о своей каштановой скорлупе, когда его попросили пожить в доме кума Тыквы, охраняя его.
- "Хорошо смеется тот, кто смеется последним", - сказал синьор Помидор мастеру Виноградинке и сыщик Мистер Моркоу - маленькому Фасолинке.
- "Век живи - век учись! Мир тесен - может быть, мы еще встретимся", - думал Чиполлино о Кроте, и они действительно встретились еще много раз.
- "У страха глаза велики" - испуг мышей на мяуканье пленников.
- "Скатертью дорога!" - об отъезде графинь Вишен из своих владений.
- "Кто волен, тот и доволен", - сказала Земляничка Помидору.
- "На сердце кошки скребли" - у Чиполлино, когда он понял, что в данный момент он не сможет помочь друзьям.
- "У вас, как видно, язык без костей. Довольно болтовни! Покажите-ка мне лучше, в какую сторону рыть", - сказал Крот Чиполлино.
- "Товарищи по несчастью", - так говорили о себе Чиполлино и Медведь, вспоминая о родителях.
- "Спаси меня, Боже, от друзей, а от врагов я уж как-нибудь и сам избавлюсь!" - сказал принц Лимон, когда барон Апельсин раздавил его генералов.
- "Остался в дураках" - синьор Помидор, когда он первый раз в жизни пролил слезы и домик от него спрятали.
- "Словно о стенку горох" - когда Горошка арестовали, и его просьбы никто не слушал.
- "Учись уму-разуму. Жизнь научит", - говорил сыну Чиполлоне.
- "Здесь и у стен есть уши", - говорила кума Тыквочка своим товарищам в камере и была права.
- "Наврать с три короба", - было сказано, когда господа ходили следом друг за другом и не признались, где они были.
- "На нет и суда нет", - думал дровосек, когда говорил неправду принцу Лимону и полицейским.
- "Поживем - увидим", - говорил Горошек Чиполлино.
- "Час от часу не легче", - сказал Помидор, когда подумал, что Мандарин в плену.
- Почему барон Апельсин считал, что "спать - только время терять"?
- Потому что когда он спит, он не может есть.
Викторина (проводит учитель, за правильный ответ начисляют баллы)
1. Кто написал сказку о приключениях Чиполлино? – (Джанни Родари).
2. Какая страна является родиной Чиполлино? – (Италия).
3. Как звали отца Чиполлино? – (Чиполлоне).
4. Кто из героев сказки обладал невероятно толстым животом и отменным аппетитом? - (Барон Апельсин).
5. Кому Чиполлино помог освободить родителей из зоологического сада? – (Медведю).
6. В тюрьме, где сидел Чиполлино, письма разносил... – (Паук Хромоног).
7. Как звали подружку Чиполлино? – (Редиска).
8. Самым последним и самым глупым налогом, установленным Сеньором Помидором, был налог... – (На погоду).
9. Что было возведено на месте замка после изгнания сеньора Помидора и барона Апельсина? - (Дворец детей).
10.Я - веселый Чиполлино.
Вырос я в Италии –
Там, где зреют апельсины,
И лимоны, и маслины,
Фиги и так далее.
Кто написал слова этой песенки? – (Самуил Маршак).
11. Бедную окраину собрался посетить принц Лимон. Народ решил, что пришел бродячий оркестр. Почему? – (На шапочках принца и его придворных были колокольчики).
12. За что арестовали несчастного Чиполлоне? – (Он нечаянно наступил на ногу принцу Лимону).
13. Как называлась маленькая деревушка, где жил кум Тыква? – («Никто не потрудился написать ее название на столбе или на первом доме»).
14. «Он встал на колени перед входом и, вздыхая, вполз внутрь на четвереньках. Но тут обнаружились новые затруднения: нельзя встать без того, чтобы не пробить головой крышу; нельзя растянуться на полу, потому что пол слишком короток, а повернуться на бок невозможно из-за тесноты». Что это за сооружение, в котором пытался устроиться кум Тыква? – (Его домик. Он всю жизнь копил кирпичи. Но всего их оказалось слишком мало. Сколько? – 118).
15. Как Чиполлино показал синьору Помидору Мошенника? – (С помощью зеркальца).
16. «Многие заходили в мастерскую, чтобы посмотреть на смелого мальчишку». Что такое совершил Чиполлино? – (Заставил плакать самого кавалера Помидора).
17. Отчего вокруг профессора Груши летало облако мух? – (Потому что скрипка его была сделана из половинки ароматной сочной груши, а мухи большие охотницы до всего сладкого).
18. Для чего жена Лука Порея использует его усы? – (Чтобы сушить белье).
19. «Покорнейшая просьба к синьорам ворам позвонить в этот колокольчик. Их сейчас же впустят, и тогда они своими глазами убедятся, что здесь красть нечего». Кто повесил на дверь такую записку? – (Кум Черника).
20. Из чего состояло его имущество? – (Одна половинка ножниц, заржавленная бритва, иголка с ниткой и корочка сыра).
21. «У него был необыкновенно толстый живот. Впрочем, ничего удивительного в этом не было, потому что он только и делал, что ел, давая челюстям отдых всего лишь на часок – другой во время полуденного сна». Кто это? - (Барон Апельсин).
22. По мнению синьора Петрушки «с этого начинаются все несчастья… Если ты не хочешь окончить свои дни в тюрьме, не смотри больше на…» - (Мух).
23. Что ещё было запрещено делать Вишенке? – (Объявления: «Запрещается Вишенке окунать руки в воду»; «Запрещается трогать цветы!»; «Тот, кто помнет траву, должен будет написать 2000 раз слова: «Я неблаговоспитанный мальчик»).
24. От чего заболел Вишенка? – (От одиночества, от тоски и печали).
25. Верное средство, чтобы отогнать мышей это …? – (Играть на скрипке. Голос этого инструмента напоминал им кошачье мяуканье).
26. Кто помог Чиполлино и его друзьям выбраться из подземелья? – (Крот, Вишенка, Земляничка).
27. Кого принц Лимон наградил орденом Серебряного Уса? – (Лука Порея).
28. Как мистер Моркоу использовал компасы? – («Отправляясь спать он вооружался компасами: одним самым большим, чтобы отыскать лестницу, другим, поменьше, чтобы определить, где находится дверь спальни, и третьим, еще меньше, чтобы найти в спальне кровать»).
29. Каким образом Чиполлино оказался в обезьяньей клетке? – (Он пытался помочь знакомому медвежонку освободить его родителей из зоологического сада).
30. «Принц Лимон устроил в лесу фейерверк, чтобы развлечь графинь. Фейерверк у него был особенный». Какой? – ( Он связывал своих солдат – Лимончиков попарно и стрелял ими из пушки вместо ракет).
31. «Таинственный снаряд раздавил десятка два генералов, разметал кавалерию синьора Петрушки, опрокинул карету графинь Вишен. Это была не магнитная мина и не бочка с динамитом, а попросту…» - (Несчастный барон Апельсин).
32.Красный, пузатый,
В семье огородной
«Сеньором» себя
Называет он гордо.
Напрасно он злится,
Напрасно грозится:
Его Чиполлино
Совсем не боится.
О ком идёт речь в загадке? – (Синьор Помидор).
(подведение итогов викторины)
Ребята проводят экскурсию по Фруктово - огородной стране Дж. Родари
Продукты проектной деятельности учащихся:
Бабайцева Анастасия, 10 лет "Домик Чиполлино"
Пилат Данила, 10 лет "Дом графини Вишенки"
Цыстарь Валерия, 10 лет "Домик адвоката Горошка"
Шмакова Ангелина, 10 лет
Домников Артем, 10 лет "Профессор Груша"
Маркина Виктория. 10 лет "Домик Чернички"
Семенов Егор, 10 лет "Юный граф Вишенка и Графини Вишни"
Батвиньева Дарья, 10 лет "Кум Тыква"
Выставка работ по сказке Дж. Родари "Чиполлино"
Рефлексия занятия (макет детского журнала по страницам сказки "Чиполлино")
Алексеев Дмитрий, 10 лет
Ершкова Анна, 10 лет
Матюхина Рината, 10лет
Калафатов Сергей, 10 лет
А это небольшой подарок Вам. наши маленькие читатели!
Проверьте себя, знаете ли вы сказку и ее героев.
Похожие записи:
Внеклассные занятия в начальной школе по произведениям Успенского
Воспитание духовно-нравственных качеств личности у младших школьников
О духовно - нравственном воспитании дошкольников
Духовно-нравственное воспитание в детском саду. Консультация для родителей