Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Литературно-музыкальная гостиная по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» с презентацией, 1 класс

Литературно-музыкальная гостиная по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
к 240-летию немецкого писателя, художника, композитора Э.Т.А. Гофмана; к 200-летию со дня написания повести-сказки «Щелкунчик и мышиный король» в сотрудничестве с городской детской библиотекой
Автор: Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вам сценарий новогоднего досуга для организации и проведения литературно-музыкального тематического досуга в классе, в группе; для организации праздничных мероприятий, приуроченных юбилею писателя и произведения; для занятий внеурочной деятельности по курсу «В гостях у сказки». Данный материал будет полезен учителям начальной школы; классным руководителям, воспитателям ГПД, библиотекарям; для детей 7 - 8 лет.
Цель: организация детского новогоднего досуга, создание праздничного настроения, развитие творческой фантазии и инициативы.
Задачи:
- познакомить с содержанием сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король»;
- формировать интерес к чтению;
- развивать культуру общения; формировать творческую активность школьников;
- развивать творческий потенциал детей;
- формировать умение выступать перед зрителем;

Актуальность материала
24 января 2016 года исполнилось 240 лет со дня рождения Эрнста Гофмана – легендарного немецкого писателя, композитора, художника.

А уже 16 декабря 2016 года - 200 лет со дня создания его бессмертного произведения «Щелкунчик и мышиный король».
Предварительная работа: чтение и обсуждение отрывков из книги Э. Гофмана "Щелкунчик и мышиный король"; разучивание диалогов, подготовка сольных номеров; слушание отрывков музыкальных произведений из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»; просмотр и обсуждение мультипликационного фильма «Щелкунчик».

История создания повести-сказки
«Щелкунчик и Мышиный король» — повесть-сказка Эрнеста Теодора Амадея Гофмана, опубликованная в сборнике «Детские сказки». Произведение было написано под влиянием общения автора с детьми своего товарища Юлиана Гитцига; их имена — Фриц и Мари — получили главные герои «Щелкунчика». По мотивам сказки был создан балет Петра Чайковского в двух актах на либретто Мариуса Петипа. Произведение было неоднократно экранизировано и стало основой для мультипликационных фильмов.

В рождественский вечер Фриц и Мари — дети советника медицины Штальбаума — получают от родителей множество подарков: кукол, деревянного коня, игрушечных гусар, крошечную посуду, книжки с картинками. Крёстный Дроссельмейер преподносит им миниатюрный замок с золотыми башнями, по залам которого передвигаются дамы и кавалеры. Чуть позже происходит знакомство детей с ещё одной игрушкой — маленьким уродливым человечком по имени Щелкунчик, умеющим разгрызать твёрдые орехи.
Перед сном Мари задерживается возле шкафа, в который на ночь были убраны подарки, и оказывается свидетельницей битвы. Её ведут семиголовый Мышиный король, выбравшийся из-под пола со своим войском, и армия оживших кукол, возглавляемая Щелкунчиком. Девочка стремится защитить маленького человечка, однако чувствует боль в руке и падает на пол. Очнувшись в своей постели, она пытается поведать матери и доктору о ночном сражении, но те считают её повествование отголосками её болезни. Навестивший Мари крёстный приносит отремонтированного Щелкунчика и рассказывает, что некогда тот был нюрнбергским племянником Дроссельмейера, юношей добрым и благородным. В крохотного уродца он превратился по воле королевы Мышильды. Щелкунчик может вернуть прежний облик,

но для этого нужно, чтобы он победил Мышиного короля, а его самого полюбила прекрасная дама.
Встреча со сказкой "Ожившая сказка"
Действующие лица и исполнители:
Сказочник - Максимова Р.И. (библиотекарь)
Щелкунчик - Богдан, 7 лет
Мышиный король - Егор, 7 лет
Мари - Полина, 7 лет
Фриц - Артем, 7 лет
Сон Мари - Ангелина, 7 лет
Грозная мышь - Кира, 7 лет
обучающиеся 1 "А" класса
Сказочник:
- Здравствуйте, дорогие друзья! Скажите, любите ли вы сказки? Я очень рада, что сегодня у нас собрались дети, которые не только любят, но и читают сказки. Сегодня мы встретимся не просто с волшебной, но еще и музыкальной сказкой, в которой оживают волшебные сны.
А вот и наша сказка – «Щелкунчик и мышиный король». Она в этом году именинница. Ей 16 декабря исполнилось 200 лет.
Сказочник:
А для того, чтобы правильно назвать фамилию автора, предлагаю ответить на вопросы викторины:

1. Предмет, с помощью которого можно установить подлинность принцессы. (Горошина)

2. Он доставляет девочку до границ ледяного царства в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная Королева». (Олень)

3. Предмет мечтаний Шарика из Простоквашино. (Фоторужье)

4. Самый чистоплотный герой из сказки К.И. Чуковского. (Мойдодыр)

5. Кличка пуделя из сказки о приключениях Буратино. (Артемон)

6. Имя мальчика, который путешествовал с дикими гусями. (Нильс)

По мере того, как дети отвечают на вопросы, на сцене появляется «живая фамилия», составленная из первых букв отгаданных слов.

Сказочник:
Вот уже 200 лет история Щелкунчика, написанная Гофманом в 1816 году, очаровывает и вдохновляет художников, поэтов, читателей, зрителей. Эта история сохраняет свою новизну, потому что обращается к вере в чудо. А вера в чудо живет в каждом из нас.
Ребенок:
Вновь наступает Новый год,
И каждый с нетерпеньем ждет,
Что волшебство произойдет.
Завесу тайны открываем
И в сказку всех мы приглашаем…
(Звучит флейта, открывается занавес)

Сказочник:
Все началось в праздничный вечер в канун Рождества на улочках Германии, где-то между сном и реальностью.
Уже совсем стемнело, и опустели улицы, только снег пушистый и мягкий продолжал падать на землю. В доме советника медицины Штальбаума шли веселые праздничные приготовления. Маленьким Мари и Фрицу подарили много новогодних подарков.
На сцену к елке выходят Мари и Фриц

Фриц:
- А где же подарки?
- Так вот же они!
Мари:
- Мой шарик любимый, Фриц милый, взгляни!
(показывает на елку, любуется елочными игрушками)
Фриц:
- Какая коробка! (заглядывает внутрь)
- Солдатиков ряд! Завтра устрою военный парад!
- Ой, что за подарок, скорей посмотри! (обращается к Мари)
- Нарядная кукла для крошки Мари! (отдает ей коробку)
Мари:
- Вот замок от крестного, как настоящий, наполнен он жизнью кукол изящных!
- Много игрушек нам подарили, а эту коробку мы не открыли.
(Мари достает из коробки Щелкунчика)
- Это щелкунчик! (восторженно)
Фриц (разглядывая Щелкунчика):
- Какой некрасивый!
Мари:
- Зато он отважный,
Зато самый сильный!
Не дам я его никому обижать,
Он будет у елочки нашей стоять.

Сказочник:
- Ну, полно шуметь, спать пора, детвора!
А ваши игрушки дождутся утра!
(Дети уходят со сцены, звучит тихая музыка, Мари видит чудесный сон)
Исполняется танец "Сон Мари"

(Звучит бой курантов)
Сказочник:
Часы глухо и хрипло пробили 12 раз. И тут отовсюду послышалось странное хихиканье и писк, и за стеной началась беготня и топот, будто бы тысячи крошечных лапок и тысячи крошечных огонечков глянули сквозь щели в полу. Но это были ни огоньки, нет, а маленькие блестящие глазки мышей. К нам пожаловал сам Мышиный король!
Под музыку китайского танца на сцену выходит Мышиный Король
Мышиный Король:
- Вы видели юрких моих малышей?
Мышиный Король я – отец всех мышей!
Испорчу вам праздник, скажу не шутя –
Надолго запомните вы короля!
Я съем все конфеты, я вам отомщу!
И к вашим подаркам я вас не пущу!
Даже Щелкунчик мне по зубам,
Я разгрызу его в миг пополам!
Ну-ка, мышки, скорее сюда,
Щелкунчика ждет большая беда!
(Под музыку мыши подбегают к Королю)

Грозная мышь:
- Сгрызем угощенье!
Сломаем игрушки!
И елку захватим
До самой макушки!
Хоть Щелкунчик и храбрец,
Но ему придет конец!
Сказочник:
Отважный Щелкунчик не спит, не боится,
Он тут же с мышами желает сразиться!
Под марш на сцену выходит Щелкунчик (без сабли)

Щелкунчик:
Солдаты мои, выходите скорей,
Разгоним по норам противных мышей!
Их место должно быть в подвале сыром!
За мной! Неприятеля мы разобьем!
Мышиный Король:
Не боимся мы тебя, где же сабелька твоя?
Да и армии не видно, даже мне и то обидно! (смеется)
Сказочник:
Ребята, поможем Щелкунчику сразиться с Мышиным Королем!
Игровая программа «Битва армии Щелкунчика и армии Мышиного Короля
Первое сражение «Найди саблю»

Чтобы в честном бою победить Мышиного Короля, надо найти его саблю.
На слайде рисунки различных сабель, ребята выбирают правильный ответ, и сабля появляется в руках Щелкунчика.

Второе сражение «Вправо-влево»

Ведущий показывает ребятам табло, на котором мыши бегут вправо и влево. Нужно правильно сосчитать, сколько мышей бежит вправо, а сколько влево.
Третье сражение «Найди орех»

На ноги игрокам привязываются воздушные шарики, в одном из них спрятан «волшебный орех». Нужно лопнуть ногой шарик соседа и найти орех.
Четвертое сражение «Сними корону»

На картонной елке размещены 7 картинок-мышей, в прорези вставлены бумажные короны. Чтобы разрушить колдовство, игроки должны с закрытыми глазами снять все 7 корон.
Сказочник:
Ура! Игрушки победили!
Щелкунчика от чар освободили!
Так продолжаем веселиться
И в танце весело кружиться!
Звучит «Вальс цветов», ребята танцуют, запускают воздушные шары.

Сказочник:
Вот такой волшебный сон приснился Мари в рождественскую ночь. Но был ли это сон, или все случилось на самом деле? Ответ вы найдете, прочитав сказку Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».




Повержено зло, любовь победила -
В волшебную сказку нам двери открыла,
Там крепкая дружба в награду дается,
Что чары ломает, врагу не сдается.
Отважный Щелкунчик окажется принцем,
Малышка Мари им станет гордиться.
А как заскучаете вы по героям –
Садитесь удобней и сказку откройте!
Там замок игрушечный вновь оживет,
В страну волшебства вас с собой позовет…

(Багрова Е.В.)

Источники: библиотечный фонд, Интернет ресурсы
Презентация на тему: Литературно-музыкальная гостиная по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздничной Новогодней игровой программы в 1 классе Классный час в 1-2 классе на тему: Новый год Новогодний утренник для детей. Идеи Сценарий Новогоднего представления для 1-2 класса

Похожие статьи:

Новогодний сценарий для 1 класса

Классный час в 1 классе. Что такое Новый год

Праздники в 1 классе. Сценарии

Конспект познавательного занятия на новогоднюю тему, 1 класс

Новогоднее мероприятие в начальной школе по этикету

Участник №65 конкурса педагогического мастерства и творчества «Новогодняя копилка» с 1 ноября 2016 года по 31 января 2017 года
Новогодняя игротека для 1 класса | Игра на тему "Рождество" для младших школьников 1 класса с презентацией
Опубликовано: 2885 дней назад (28 декабря 2016)
Просмотров: 14336
+22
Голосов: 22
Мария Александровна Дискантова # 28 декабря 2016 в 22:10 +2
Добрый вечер, Елена Викторовна. Спасибо за приглашение. Литературно-музыкальная гостиная по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» впечатлила!!! Отличная работа! С удовольствием голос!!! +1
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 28 декабря 2016 в 23:06 +3
Елена Викторовна, здравствуйте!
Это здорово, что организация детского новогоднего досуга проходит в такой культурно-творческой среде, где дети знакомятся со сказкой Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», а затем проигрывают и развивают творческую фантазию. Во время литературно-музыкального досуга дети закрепляют, глубже понимают и осмысляют прочитанное произведение. Видна огромная предварительная работа! Поставленная цель достигнута, все задачи решены. Голос!
Наталия Юрьевна Мурашова # 29 декабря 2016 в 02:20 +1
Здравствуйте, Елена Викторовна.
Спасибо за приглашение.
Очень понравилась ваша музыкальная гостиная:
много игр и заданий, все ребята задействованы.
Хорошая подборка информации о сказке.
Голосую двумя руками!
Желаю победы в конкурсе.
Мария Анатольевна Блинова # 29 декабря 2016 в 04:45 +1
Яркое мероприятие для школьников,задействованы все виды деятельности,познавательное.Хорошая организация детей на сцене.Молодец!
Татьяна Сергеевна Дериенко # 29 декабря 2016 в 06:07 +1
Здравствуйте,Елена Викторовна!Литературно-музыкальная гостиная по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король» очень понравилась, все здорово придумано, дети с удовольствием участвуют. Праздничное настроение у всех, а значит ваша цель достигнута.Голосую!
Ирина Николаевна Ступченко # 29 декабря 2016 в 16:41 +2
С огромным удовольствием просмотрела публикацию. Очень всё понравилось: и содержание, и презентация, и оформление всей работы. Такая музыкальная гостиная придётся по вкусу всем - и детям, и взрослым. Голосую двумя руками!!!
Вера Валерьевна Ляпина # 29 декабря 2016 в 17:53 +2
Уважаемая Елена Викторовна! С огромнейшим удовольствием заглядываю к вам в гости и всегда от этого испытываю удовлетворение от вашей новой работы. Шикарно! Прекрасная дата отмечена просто с блеском! Постарались все и учитель и дети! Ваши работы всегда доказывают, что вы находитесь на своем месте! Такого учителя надо еще поискать! БРАВО! ГОЛОСУЮ И ЖЕЛАЮ ВАМ ТВОРЧЕСКИХ НАХОДОК, УСПЕХОВ В НОВОМ ГОДУ!
Светлана Сергеевна Соколова # 29 декабря 2016 в 19:25 +1
Здравствуйте, Елена Викторовна. Спасибо за приглашение. Замечательный сценарий литературно-музыкальной гостиной по сказке «Щелкунчик и мышиный король»: яркая презентация-викторина, веселые конкурсы. Глядя на фотографии можно сказать, сколько вложено труда детей и педагога, чтобы мероприятие получилось таким по новогоднему праздничным, волшебным. Конечно же голос. Успехов в Новом году.
Ксения Алексеевна Круглова # 30 декабря 2016 в 18:51 +1
интересная тема в Вашей музыкальной гостиной, Елена Викторовна! хорошо постарались и ребята и взрослые - скучать некогда, столько интересных игровых, соревновательных моментов! благодарю за приглашение и прекрасный фотоматериал, по которому видно,на сколько детям было комфортно, радостно и интересно в Вашей гостиной.с удовольствием голосую! с наступающим! творческих успехов и удачи в конкурсе!
Алла Ивановна Ефимова # 30 декабря 2016 в 19:36 +1
Елена Викторовна, добрый вечер. Заглянула в Вашу музыкальную гостиную. Очень понравилось,необычно, интересно. На протяжение всего мероприятия все увлечены, заняты, принимают активное участие. Чувствуется, что вы человек творческий и очень любите детей. Примите мой голос.
Светлана Сергеевна Утюжникова # 2 января 2017 в 08:38 +1
Здравствуйте, Елена Викторовна.Очень интересный,познавательный,актуальный материал сказки вы представили.Оформление современное,викторина замечательная,дети молодцы,талантливы!Голосую за Ваше творчество,желаю Вам удачи!
Елена Николаевна Павленко # 2 января 2017 в 15:16 +1
С Новым Годом,Елена Викторовна"!С интересом просмотрела публикацию. Всё очень понравилось: и содержание, и презентация, и оформление всей работы. Такая музыкальная гостиная придётся по вкусу и детям, и взрослым!Я с огромным удовольствием и с вашего позволения воспользуюсь данной идеей и постараюсь ее воплотить с дошкольниками старшего возраста.
Ирина Анатольевна Князева # 2 января 2017 в 20:27 +1
Елена Викторовна! Побывала в вашей литературно-музыкальной гостиной! Интересно! Празднично! Весело! Конспект выстроен так, что дети не почувствуют усталости и скуки. Удачи вам! Голосую за творчество!
Мира Симеунович # 4 января 2017 в 00:17 +1
Здравствуйте, Елена Викторовна! Очень интересная литературно-музыкальная гостиная, да ещё по такой сказке! Прекрасный предлог для организации новогоднего досуга! В таких мероприятиях у детей создаётся праздничное настроение, развивается их творческий потенциал, воображение, тоже воспитывается интерес к чтению. Вы с ребятами проделали большую предварительную работу: читали, слушали, учили…познакомились с персонажем сказки, с автором. Мне очень понравилась деталь с «живой фамилией»! Танец, костюмы, роли, исполняемые детьми, увлекательные «сражения», прекрасно! Детям очень интересно, весело, разнообразно, забавно, но, всем известно, что для педагога это не игра, а огромная работа, продумана, осмыслена, подготовлена до мелочей! Этот труд всегда виден и заслуживает уважения! Мой голос, конечно, с уважением!
Успехов Вам!
Ирина Владимировна Жабина # 6 января 2017 в 17:33 +2
Здравствуйте, Елена Викторовна!
Литературно-музыкальный досуг интересный, творческий, увлекательный. Ученики были активными участниками и смогли себя проявить в творчестве. Публикация оформлена грамотно, красиво. Презентация чудесная. С уважением и голосом 15, И.В.
Надежда Александровна Рыченкова # 1 февраля 2017 в 18:17 +1
Очень приятно читать отзывы о литературно-музыкальной гостиной по сказке Э.Т.А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», подготовленной и проведенной в городской библиотеке-филиале №4 «Библиотека-музей кукол». Сотрудники библиотеки очень старались: они написали хороший сценарий, сшили костюмы, репетировали роли с детьми. Получилось очень эффектно. Спасибо Багровой Елене Викторовне за то, что она приводит своих воспитанников в библиотеку на наши мероприятия. Мы рады видеть всех в нашей библиотеке.
Юлия Борисовна Лоленко # 2 февраля 2017 в 13:39 +1
Большое спасибо за интересный материал! Сказка всегда близка и интересна детям!
Игорь Владимирович Грушевский # 12 февраля 2017 в 23:09 0
Елена Викторовна, очень понравилось Ваше литературно-музыкальное представление! По фотографиям видно, как было весело детям! smile Голос!
Анна Владимировна Молокова # 1 марта 2018 в 16:35 0
Елена Викторовна, здравствуйте! Очень понравилась Ваша Музыкально-литературная гостинная. Люблю этот жанр. Если хотите, пришлю Вам свою песню о Щелкунчике. Спасибо за приглашение. Голос!