Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Интегрированное изучением тем: Ветвление в алгоритмах и табличный процессо

Методическая разработка "Интегрированное изучением тем: Ветвление в алгоритмах и табличный процессор"
Методическая разработка предназначена для учителей информатики общеобразовательных учреждений.
Пособие содержит рекомендации по интеграции при изучении тем «Ветвление в алгоритмах» и «Табличный процессор», образцы решения задач, задачи для самостоятельного решения. Данная разработка является вторым разделом методического пособия "Интегрированное изучением тем: Алгоритмизация и табличный процессор".


Цели и задачи:
1.Развитие у школьников навыков решения задач наиболее типичных и распространенных в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике: применение формальной логики при решении задач; алгоритмического, системного подхода к решению задач.
2.Формирование умений:
-на основе информационных моделей объектов и процессов из различных предметных областей разрабатывать компьютерные модели с использованием табличного процессора MS Excel;
-проводить компьютерный эксперимент, т.е. исследование компьютерных моделей.
3.Расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с программированием.

Внутрипредметная интеграция тем «Алгоритмизация» и «Табличный процессор» поможет в формировании у учащихся навыков применения прикладных программ для решения типовых учебных задач. Параллельное изучение данных тем позволит больше часов отвести на практическую и самостоятельную работу, тем самым создаются условия для прочного освоения материала.
Теоретический материал не преподносится ученикам большим блоком. Каждое новое понятие вводится по мере необходимости, при решении новой задачи, возникает потребность в новом понятии. Тем самым, соблюдается принцип последовательности и доступности изложения.

Данное пособие не содержит теоретического материала по работе с текстовым процессором MS Excel, так как этому вопросу посвящено достаточно много учебной и методической литературы. В пособии рассматриваются конкретные примеры задач, описывается технология их решения: построение математической модели задачи, разработка алгоритма решения задачи (блок-схема), построение электронной таблицы по разработанному алгоритму и даются конкретные рекомендации учителю: на что необходимо обратить внимание при решении того или иного типа задач, когда целесообразнее вводить каждое новое понятие. Кроме того, в пособии предусмотрено проведение учащимися экспериментов с последующим анализом результатов эксперимента и констатацией вывода.

Методы обучения:
Основная методическая установка — обучение школьников навыкам индивидуальной работы по практическому созданию компьютерных моделей (электронных таблиц) на основе ранее разработанных алгоритмических моделей.
Каждое задание выполняется с помощью персонального компьютера и табличного процессора MS Excel (компьютерный практикум).
Кроме индивидуальной, применяется и групповая работа. На обобщающих этапах обучения рекомендуется объединение учащиеся в группы для выполнения зачетных заданий с их последующей защитой.
Роль учителя состоит в кратком по времени объяснении нового материала и постановке задачи, а затем консультировании учащихся в процессе выполнения практического задания

Контроль знаний и умений:
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических заданий и по результатам тестирования учащихся по теоретическим понятиям курса.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
•текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
•взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
•публичная защита выполненных учащимися работ (индивидуальных или групповых);
•текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
•итоговая оценка индивидуальной деятельности учащихся учителем.
Итоговый контроль реализуется в форме защиты зачетных задач. Данный тип контроля предполагает комплексную проверку образовательных результатов.
Ветвление в алгоритмах
Рекомендации учителю:
Перед решением конкретных задач, изучается суть конструкции ветвления (в блок-схемах). После построения алгоритмов (блок-схем), содержащих ветвления, для конкретных задач, изучается формат функции ЕСЛИ в MS Excel. После этого приступить к разбору задач с разработкой электронных таблиц.

Задача 2.1
Вычислить стоимость покупки с учетом скидки. Скидка в 10% предоставляется, если сумма покупки больше 1000 руб.
Решение:
Разбор задачи провести так же, как в задачах на линейный алгоритм.


Рекомендации учителю:
Проанализировать запись условной функции =ЕСЛИ(A8>1000;$B$3;0). При построении алгоритма рассматривается одна покупка (одна строка электронной таблицы). При оформлении электронной таблицы проанализировать закономерность изменения формул для последующих строк.
Повторить абсолютную и относительную адресацию, процентный формат данных.




Задача 2.2
Вычислить оптимальный вес пользователя, сравнить его с реальным и выдать рекомендации о необходимости поправиться или похудеть. Оптимальный вес вычислить по формуле: рос (в сантиметрах)-100.
Рекомендации учителю:
Анализ и разбор алгоритма решения задачи провести так же, как в задаче 2.1. Ниже приведен только фрагмент блок-схемы для вложенной конструкции ветвления.

Решение:

Шаг вперед
Задача 2.3
Вычислить стоимость покупки с учетом скидки. Скидка в 3% предоставляется в том случае, если сумма покупки больше 500 руб., в 5% - если сумма больше 1000 руб.
Рекомендации учителю:
Основой для данной задачи служит задача 2.1, но размер скидки изменяется в зависимости от суммы покупки. Можно предложить учащимся самостоятельное решения данной задачи.


Задачи для самостоятельного решения:
1. В некотором учебном заведении действуют следующий правила приема: Абитуриенты сдают три экзамена. Если они набирают не менее 13 баллов, то это дает право поступить на дневное отделение, от 10-12 – вечернее, от 8 до 9 – заочное и ниже 8 баллов – отказ в приеме на учебу. Разработать алгоритм, который в зависимости от суммы набранных баллов сообщает абитуриенту его права на поступление.
2. Вычислить стоимость телефонного разговора. Учесть, что стоимость разговора по телефону в воскресенье ниже, чем в обычные дни. (Исходные данные: длительность разговора, номер дня недели).
3. При покупке билетов в цирк предоставляется скидка на коллективные заявки: на сумму от 300 до 1000 рублей – 5%, свыше 1000 рублей – 10%. Стоимость билета зависит от расположения места: 1-2 ряды -250 руб., 3-5 ряды - 200 руб., 6-10 ряды – 150 руб., с 11 ряда и выше по 100 рублей. Ввести данные по нескольким покупателям и произвести расчет суммы предоставляемой скидки и суммы оплаты за билеты.

Рекомендуем посмотреть:

Что такое технология потоковых данных Использование облачного хранилища данных в образовательном пространстве Восьмеричный переход Конспект урока информатики по теме «Разветвляющие алгоритмы», 10 класс

Похожие статьи:

Оценка достижений учащихся на уроках информатики

Конспект открытого урока по информатике в 9 классе

Конспект урока информатики в 8 классе

Конспект урока информатики в 3 классе

Конспект урока информатики во 2 классе

Методическая разработка по информатике | Конспект урока по информатике в 10 классе
Опубликовано: 3669 дней назад (6 ноября 2014)
Просмотров: 2327
0
Голосов: 0
Александр Сергеевич Левченко # 8 апреля 2015 в 12:13 0
Доступно, наглядно. Спасибо за материал.