Конспект занятия «Рисуем русскую печь»
Автор: Максимова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования
Место работы: ГАУДО РК «Республиканский центр дополнительного образования», г. Сыктывкар, Республика Коми.Занятие предназначено для детей 7-8 лет.
Цель занятия: Нарисовать графическое изображение русской печи и печного пространства.
Задачи:
1.Познакомится с устройством русской печи и печного пространства.
2.Раскрыть понятие об основных линиях искусства графики и применить их на практике.
3.Выдержать композиционные условия рисунка в заданном формате.
4.Наметить простым карандашом, используя знания о контурных и вспомогательных линиях, крестьянскую печь.
5.Грамотно передать пропорции, характер формы крестьянской печи.
6.Грамотно построить изображение объекта на плоскости, и детально выявить его конструкцию, а так же дополнительных предметов печного пространства.
7.Графически изобразить черной гелевой ручкой по намеченному карандашом рисунку крестьянскую печь и печное пространство, используя сплошные толстые и сплошные тонкие линии, показывающие саму печь и кирпичную кладку в строительстве объекта.
8.Учиться вырабатывать аккуратность и усидчивость в работе с карандашом и гелевой ручкой.
Материалы и оборудование:
для обучающихся:
•Ученические столы.
•Бумага для черчения формат А4.
•Простые карандаши – ТМ; М или НВ; В.
•Черная гелевая ручка.
для педагога:
•Ученическая доска.
•Наглядный материал – работы обучающихся прошлых лет обучения.
•Схема устройства крестьянской печи.
•Магниты.
•Наглядный ознакомительный материал: видео отрывки из детских мультфильмов по мотивам русских народных сказок с изображением крестьянских печей («Гуси-лебеди», «По-Щучьему велению», «Вовка в тридевятом царстве»).
•Наглядный материал: фотографии «Современные печи и кирпичная кладка в строительстве печей».
•Заготовки из бумаги, показывающие кирпичную кладку в строительстве печи.
•Комплект пособий «Тетрадь теоретических знаний» (глава V «Понятие об основных линиях искусства рисунка»).
План занятия:
I.Организационный момент.
II. Повтор пройденного материала.
Какие бывают простые карандаши по твердомягкости, какой след они оставляют на бумаге?
Какие жанры изобразительного искусства вы знаете?
ИЗО викторина.
III. Объяснение нового материала.
Что такое крестьянская печь и для чего она служит.
Ознакомление с устройством печи и кирпичной кладки в строительстве объекта.
Раскрытие понятий об основных линиях искусства рисунка (пособие «Тетрадь теоретических знаний»).
Когда применяется сплошная толстая линия, а когда сплошная тонкая линия (пособие «Тетрадь теоретических знаний»).
IV. Физкультминутка. Видео презентация «Электронная физкультминутка для глаз»
V. Практическая работа «Графическое изображение крестьянской печи и печного пространства»
1 занятие:
Выдержать композиционные условия рисунка в заданном формате.
Определить положение формата листа для будущего изображения.
Грамотно построить простым карандашом изображение объекта на плоскости и детально выявить его конструкцию.
Грамотно передать пропорции, характер формы крестьянской печи и дополнительных предметов печного пространства в карандаше.
2 занятие:
Графически изобразить черной гелевой ручкой по намеченному карандашом рисунку крестьянскую печь и печное пространство, используя сплошные толстые и сплошные тонкие линии, показывающие саму печь и кирпичную кладку в строительстве объекта.
VI. Завершение работы.
Просмотр – анализ работы, подведение итогов.
Ход 1 занятия.
I.Организационный момент.
Занятие открывает песня ВИА «Песняры» «Печки – лавочки».
Сесть за столы. Приготовить бумагу для черчения, формат А4, простые карандаши НВ, В, черную гелевую ручку.
Сообщение педагогом цели и задач данного занятия.
Педагог.
Здравствуйте. Сегодня тема нашего урока называется: «Рисуем русскую печь».
Цель нашего первого занятия – это усвоить устройство русской печи и наметить простым карандашом, используя знания о контурных и вспомогательных линиях, крестьянскую печь и печное пространство.
На втором занятии мы графически изобразим черной гелевой ручкой по намеченному карандашом рисунку русской печь и печное пространство, используя сплошные толстые и тонкие линии, показывающие саму печь и кирпичную кладку в строительстве объекта.
Чтобы приступить к новой теме, нужно вспомнить то, что мы уже изучали.
II. Повтор пройденного материала.
Педагог. Итак, какие бывают простые карандаши по твердомягкости? Какой след они оставляют на бумаге?
Ответ: Простые карандаши бывают твердыми, они обозначаются буквой Т или Н, бывают твердо-мягкими, обозначаются двумя буквами ТМ или НВ, а также бывают мягкими М или В. Степень сильной твердости или мягкости обозначается впереди цифрой. Например: 2Н, 3Н или 2В, 4В, это очень твердые карандаши и очень мягкие.
Простой твердый карандаш оставляет линию тонкую и светлую.
Простой твердо-мягкий карандаш оставляет на бумаге более темную линию.
Простой мягкий карандаш оставляет на бумаге линию темную и толстую.
Педагог. Хорошо, но какие жанры изобразительного искусства вы знаете? Назовите хотя бы 3 основных.
Ответ:
Портрет – жанр изобразительного искусства. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.
Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Он может состоять не только из неодушевленных предметов, но включать и природные формы. Поэтому более точное название, принятое в англоязычных странах – «Тихая жизнь».
Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.
Педагог. Все правильно, но я еще хотела задать несколько веселых вопросов ИЗО викторины:
1)В раме волны, бригантина – на стене висит … (картина).
2)Для рисунков наших дом, называется… (альбом).
3)Простой, химический, космический, твердый, мягкий, красный, синий, цветной, острый, заточенный, сломанный, исписанный, тупой… (карандаш).
4)Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок (Мороз, Осень, Солнце).
5)Художник с чувством юмора (карикатурист).
6)Врач произведений искусства (реставратор).
III. Объяснение нового материала.
Этапы работы.
1.Ознакомить с устройством крестьянской печи и печного пространства.
Педагог. Сегодня, на нашем занятии, нам нужно в графике изобразить крестьянскую печь и печное пространство возле нее.
Раньше в домах были кирпичные печи, и они отапливались дровами. Скажите, есть ли сейчас печи в квартирах?
Ответ. Да, но они электрические или газовые, так же бывают микроволновые печи, они не только разогревают пищу, но и размораживают продукты.
I.Показ фотографий разных видов печей
Педагог. Итак, что такое крестьянская печь и для чего она служит?
Печь – это сооружение из кирпича для отопления помещения и приготовления горячей пищи.
Печь занимала центральное место в доме. Дома отапливались русскими печами. Печи делались четырехугольной формы с железными заслонами. Печь в доме – это кормилица, защитница от холода, лекарь от болезней. Не случайно печь – распространенный персонаж, часто встречающийся в русских сказках.
Какие сказки вы знаете, где говорится о печи?
Ответ. «По Щучьему велению», «Гуси-лебеди», «Вовка в тридевятом царстве».
Педагог. Правильно.
Я покажу видео отрывки из детских мультфильмов по мотивам русских народных сказок с изображением крестьянских печей…
Внимательно посмотрите и скажите: «Чем оживили печи в сказках – мультфильмах художники мультипликаторы?»
II.Просмотр видео ролика «Печки в русской мультипликации»
Педагог. Итак, чем же оживили печи художники мультипликаторы?
Ответ. В сказках – мультфильмах печи передвигаются, говорят и смотрят, так как художники нарисовали им рты и глаза.
Педагог. Совершенно верно. После просмотра видео отрывков мы все вспомнили, еще раз увидели русскую крестьянскую печь, но сказочную, оживленную.
Рассмотрим рисунок – схему настоящей русской печи более внимательно. Итак, она состоит из кирпичей и выкладывается из них по определенной схеме. Рядами, в шахматном порядке (последующий ряд кирпичей смещается относительно предыдущего ряда на полкирпича). Кирпичи между собой соединяются глиняным раствором.
Печь состоит из основы «тела» печи. В ней растапливаются дрова, и это место в печи называется топкой. Когда дрова прогорают, то топку закрывают железным заслоном – крышкой для того, чтобы не выходило тепло. Зола из топки попадает в зольник (поддувало). Дым выходит через трубу (дымоход), в которой есть задвижка (вьюшка, заслонка). Во время топки дров она открывает трубу для выхода дыма. А когда сгорают дрова и прогорают угли, задвижку закрывают, чтобы сохранить тепло в печи.
На верхней части печи, или между печью и стеной делают полати – лежанку. Угли перемешивают для лучшего прогорания кочергой, а горшочек с пищей достают из печи ухватом.
С устройством печи мы с вами познакомились, но что бы приступить к практической части нашего занятия рассмотрим еще понятия об основных линиях искусства рисунка.
2.Раскрыть понятие об основных линиях искусства графики и применить их на практике.
Педагог. Открываем наши пособия «Тетрадь теоретических знаний» на стр.11, V глава «Понятие об основных линиях искусства рисунка».
Пожалуйста, поочередно мы прочтем эту главу. Для кого-то что-то будет открытием, а кто-то об этом знал, но объяснить не мог.
Мы узнаем, что линия – это основной элемент изобразительного языка, узнаем, как линии подразделяются по характеру, размеру, светлоте, назначению, направлению. Бывают вспомогательными, пространственными, плоскостными. Как прямые линии несут в себе определенные эмоциональные ощущения. Когда применяется сплошная толстая линия, а когда необходимо воспользоваться сплошной тонкой линией. Итак, читаем.
IV.Физкультминутка. Видео презентация «Электронная физкультминутка для глаз»
V.Практическая работа: «Графическое изображение крестьянской печи и печного пространства».
Педагог. Прежде, чем приступить к практической работе, нужно вспомнить, как мы должны относиться к бумаге и карандашу, ведь от них зависит наш рисунок?
Ответ. Уважительно.
Педагог. Совершенно верно. Мы с уважением, на «Вы», должны относиться к бумаге и карандашу. Карандаш необходимо держать в ладони как ребеночка в колыбельке – бережно, но крепко, придерживая большим пальцем, чтобы не уронить.
Этапы работы.
3.Выдержать композиционные условия рисунка в заданном формате.
Педагог. Зная, что основной объект рисунка – это печь, и что «тело» печи имеет горизонтальную прямоугольную форму, формат вашего листа мы выбираем горизонтально или вертикально?
Ответ. Горизонтально.
4.Наметить простым карандашом, используя знания о контурных и вспомогательных линиях, крестьянскую печь и печное пространство.
Педагог. На первом уроке нам нужно только наметить простым карандашом печь, устройство печи и некоторые предметы печного пространства. Для этого мы берем карандаш средней твердости – НВ или ТМ.
С самого начала как мы готовим лист к изображению на нем объекта?
Ответ. Мы обязательно делаем рамочку – «поля», отступая от границ листа 5-6 мм, это поможет нам композиционно грамотно разместить данный основной объект в центре листа и не позволяет объектам печного пространства выйти за границы листа, а так же подписываем лист в правом верхнем углу.
Педагог. Теперь, когда лист готов к работе приступаем к выполнению задания:
1)Проводим, строим вертикальную центральную ось листа.
2)Проводим горизонтальную линию пола. Вспоминаем, что горизонтальные линии вызывают ощущение широты, простора, спокойствия, устойчивости.
3)От оси симметрии откладываем равные отрезки, это будут боковые стороны печи. А благодаря оси симметрии наша печь будет нарисована посередине листа.
4)Намечаем нижнюю часть фундамента печи, часть «тела» печи и боковые стороны легкими еле заметными вспомогательными линиями.
Почему эти линии называют вспомогательными?
Ответ. Потому, что нам нужно просто изобразить прямоугольник у которого длинна больше ширины.
5.Грамотно передать пропорции, характер формы крестьянской печи.
5)Пропорциальные отношения, т.е. отношения ширины к длинне прямоугольника, рисуются на глаз, тем самым мы тренируем глазомер.
6)После прямоугольника печи с левой стороны рисуем трубу и не забываем, что у потолка дымоход расширяется: добавляются у потолка два ряда кирпичей.
6.Грамотно построить изображение объекта на плоскости и детально выявить его конструкцию, а так же дополнительных предметов печного пространства.
7)Наметим топку печи, под топкой – поддувало (зольник). Наметим в топке карандашом чугунок с картошкой.
8)На трубе – «дымоходе» изобразим вьюшку (заслонка или задвижка).
9)На верхней части печи изобразим полати (верхняя лежанка). Нужно показать, что на полатях спали, т.е. можно дополнить рисунок лоскутным одеялом или подушкой.
10)В интерьере печного пространства нужно обязательно изобразить ухват, кочергу, метлу. Можно посмотреть на наглядные материалы: схемы, работы учеников предыдущих лет и у вас не возникнет затруднений в рисовании этих предметов.
11)Представив внутренний мир крестьянской избы по памяти, к печному пространству можно добавить кадушку с водой, и черпаком с полотенцем. К печному пространству можно отнести и шесток – широкая толстая доска – полка, на которой разместились горшки и чугунки.
Педагог. Нарисовали?
Ответ. Да.
Педагог. На этом наше первое занятие закончено, можно выйти на переменку.
Ход 2 занятия
V.Продолжение практической работы
(обучающиеся рисуют и одновременно разговаривают с учителем по теме работы)
Этапы работы.
7.Графически изобразить черной гелевой ручкой по намеченному карандашом рисунку русской печь и печное пространство, используя сплошные толстые и сплошные тонкие линии, показывающие саму печь и кирпичную кладку в строительстве объекта.
Педагог. Так как вы уже на первом уроке нарисовали печь и предметы печного пространства простым карандашом, то можно взять в руки черную гелевую ручку и не стирая вспомогательные карандашные линии обвести по контуру печь. Нужно так же вспомнить, что мы будем рисовать печь сплошной толстой линией, которая применяется для изображения видимых контуров объекта, находящихся на первом плане картины, а предметы печного пространства – сплошной тонкой.
Мы знаем, что печь у нас беленая белой известью, т.к. она рабочая, но все же давайте приоткроем кое-какие места печи, представим, что она у нас не совсем новая, а с кое-где отошедшей штукатуркой. В этих местах виднеется строительная кладка кирпичей. Я повторю из объяснения первого урока, что печь состоит из стен, а стены печи выкладываются по определенной схеме, какой.
Показ фотографий не беленых печей с хорошо видной кладкой стен из кирпичей
Ответ. Печь состоит из кирпичей, которыми выкладывают стены по определенной схеме, рядами, в шахматном порядке (последующий ряд кирпичей смещается относительно предыдущего на полкирпича). Кирпичи между собой соединяются глиняным раствором.
Педагог. На доске с магнитами педагог показывает наглядно схему печной кладки. «Кирпичи» - это вырезанные из ватмана прямоугольники. Благодаря магнитной доске «кирпичи» легко передвигаются, тем самым демонстрируется кирпичная кладка.
Подобную кирпичную кладку где вы еще могли встретить в жизни?
Ответ. В строительстве кирпичных зданий и домов.
Педагог. Совершенно верно. Изображать строительную кладку кирпичей мы будем сплошной тонкой линией. Сплошной тонкой линией мы будем изображать печное пространство: ухват, кочергу, чугунок, коврик и так далее, т.е. предметы крестьянского быта, интерьера внутреннего мира крестьянской избы.
Необходимо создать через огромный спектр разных линий рисунка, широких, толстых, тонких, коротких, длинных (о них говорилось на 1 уроке) зрительный эффект работы. То есть зритель (совершенно посторонний человек) видит издалека вначале саму печь, которая нарисована сплошной толстой линией, затем заинтересованный подходит ближе к картине и не разочаровывается в ней, поскольку на самой печи сплошной тонкой линией изображена кладка кирпичей , устройство печи, второй, третий и дальний план печного пространства картины рисунка.
Все сказанное мной должно быть вами усвоено и выполнено. Необходимо включение вашей фантазии, ваших наблюдений, когда вы были в деревенском доме (например, на даче).
У каждого получится свой графический рисунок. Девочкам наверно проще изобразить, так как в крестьянской избе пространство около печи служило женской половиной.
VI.Завершение работы.
Просмотр – анализ работ обучающихся, подведение итогов.
Педагог. Итак, подведем итоги:
Назовите сооружение из кирпича для отопления помещения и приготовления горячей пищи?
Ответ. Русская печь.
Педагог. Что вы знаете о линии?
Ответ. По характеру линии бывают прямые и кривые.
По размеру – длинные и короткие, а так же ровные и неровные, тонкие и толстые.
По светлоте – темные и светлые.
По назначению – контурные и вспомогательные.
По направлению – горизонтальные, вертикальные и наклонные.
Педагог. В конце занятия я хотела бы для вас прочитать с видеоэкрана, какие в старину были пословицы и загадки:
1)«Печь краса – в доме чудеса!»;
2)«Иного хлебом не корми, только с печи не гони»;
3)«Кабы лентяй на печи не лежал, корабли бы за море снаряжал»;
4)«Зимой все жрет, а летом спит; тело теплое, а крови нет; сесть на него сядешь, а с места не свезет»
Педагог.
Вывод: На нашем занятии мы познакомились с устройством русской печи и печного пространства. Теоретически раскрыли понятия об основных линиях искусства графики и применили их на практике. Каждый из вас выдержал композиционные условия рисунка в заданном формате. Вначале наметили простым карандашом, используя знания о контурных и вспомогательных линиях крестьянскую печь. Грамотно передали пропорции, характер формы данного объекта. Грамотно построили изображение печи на плоскости и детально выявили ее конструкцию, а так же дополнительных предметов печного пространства. Затем графически изобразили черной гелевой ручкой по намеченному карандашом рисунку крестьянскую печь и печное пространство, используя сплошные толстые и сплошные тонкие линии, показывающие саму печь и кирпичную кладку в строительстве данного объекта. Научились вырабатывать аккуратность и усидчивость в работе с карандашом и гелевой ручкой.
Я считаю, что намеченные задачи и главную нашу цель мы выполнили, работа удалась.
Задачи и цель были одни и те же для каждого из вас, и сама печь была нарисована на схеме, но, несмотря на это, все же у каждого получился свой рисунок, своя манера исполнения. Печное пространство получилось у вас с разным расставлением предметов, как и в разных крестьянских избах и домах. Все это говорит о вашей безграничной фантазии и наблюдательности. Все это очень важно и значимо для нас взрослых.
Литература
1.КоростылевВ. Вовка в Тридевятом царстве. - М.: АСТ, 2008. - 48 с.
2.Кочергин Н.М. По щучьему велению. - М.: Речь, 2016. - 20 с.
3.Мякеля К. Печи и камины. - М.: Стройиздат, 1987. - 104 с.
4.Полухин В. Комплект открыток "Гуси-лебеди. Колобок". - М.: Лада/Москва, 2015. - 10 с.
5.Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Эксмо-Пресс, 2003. - 280 с.
Детские работы.
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж»
Мастер-класс по хохломской росписи
Конспект занятия кружка по рисованию в начальной школе
Увлекательные уроки рисования в начальной школе
Похожие статьи:
Рисование птиц в начальной школе
Мозаичное рисование. Мастер-класс
Тингатинга. Мастер-класс
Техника Граттаж. Мастер-класс
Техника набрызга в рисовании