Обучение детей основам изобразительного искусства через использование техники «перчаточного» коллажа
Автор: Максимова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования, ГАУДО РК «Республиканский центр дополнительного образования», г. Сыктывкар.
Описание статьи: Материал будет полезен для педагогических работников по изобразительному искусству, педагогов дополнительного образования; в статье описывается работа со школьниками 9-14 лет студии "Вернисаж".
Цель: Знакомство и мотивация школьников к использованию техники "перчаточного" коллажа.
Обучение детей основам изобразительного искусства через использование техники «перчаточного» коллажа
Детское изобразительное творчество не редко поражает нас, взрослых, своей непосредственностью, оригинальностью, буйством фантазии. Дети рисуют много и с большим желанием, в продуктивной деятельности у них формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
В наше время большое значение приобретает всестороннее воспитание нового человека, дальнейшее повышение его творческой активности. Поэтому нам, педагогам, необходимо развивать у детей чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Для выполнения этих задач педагог дополнительного образования должен находиться в постоянном творческом поиске.
Опыт работы с детьми по изучению основ изобразительного искусства показал, что им не просто дается грамота по рисунку, а особенно по живописи: сказывается как разная подготовка, так и индивидуальные особенности обучающихся. Поиск оптимальных приёмов, выразительных средств для развития у детей цветового восприятия, живописного видения, живописных качеств привел нас к использованию техники коллажа с его разнообразными возможностями и выразительными средствами, выходящими за рамки традиционных способов изображения.
Как-то я работала над сувениром-эмблемой конкурса «Сердце отдаю детям». «Отдаю» - значит, беру в руки. Как изобразить сердце и руки, чтобы это было и символично, и понятно детям? Идея возникла неожиданно, при уборке комнаты маленького сынишки: у малыша накопилось немало перчаток-одиночек самых немыслимых расцветок. Подумалось:
символ руки – это детская перчатка, где вязаные пальчики – это лучики солнца, выходящие из ладошки. Эмблемой конкурса может стать подвеска из перчатки с вырезанным из самоклеющейся бумаги сердечком.
В тот раз, по разным причинам, перчатка, все же, в эмблеме использована не была. Однако в голове осталась мысль о перчатке как интересном материале для создания коллажа.
А затем на одной из выставок я заметила инсталляцию из мусорных ведер с крышками и белыми медицинскими перчатками. Обычная картина из жизни уборщицы создала у меня впечатление поляны ромашек. Тогда и пришло решение предложить своей самой способной ученице из студии «Вернисаж» создать картину с перчаткой как основным образным, ассоциативным, цветовым и графическим пятном – главным элементом композиции работы.
Для Республиканского конкурса творческих работ «Зеркало природы» ученице Кате надо было создать две композиции из перчаток. Работа с Катей шла индивидуально, но на глазах остальных ребят студии "Вернисаж". Разложив перчатки сына на столе, я объяснила детям, что такое коллаж.
Коллаж в переводе с французского означает «наклеивание» на основу каких-либо материалов, отличающихся от нее по цвету, форме и фактуре. Техника аппликации использовалась с древних времен, например, в декоративно-прикладном искусстве и даже в иконной живописи. Однако, в отличие от аппликации, коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, монет, пуговиц, перчаток, вееров).
Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники, сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.
При работе в технике перчаточного коллажа детям следует строго соблюдать специально разработанные правила техники безопасности (Приложение).
Перед Катей была поставлена задача:
найти образ, для которого можно использовать перчатки. И здесь ей стали помогать все остальные ребята студии "Вернисаж". По моему предложению они начали делать маленькие перчатки из цветного картона, создавая из них эскизы деревьев, фантастических цветов, ежиков, птиц с раскрытыми в полете крыльями.
Модели бумажных перчаток легко двигались по формату альбомного листа, вспыхивая цветами. «
Играть в творчество» дети были готовы бесконечно, на наших глазах появлялись и исчезали множества композиций. Фантазию юных художников пришлось приостановить, чтобы дать им возможность приступить ко второму этапу работы –
созданию зафиксированных эскизов.
Каждый из ребят группы остановился на определенном, понравившемуся только ему образе из перчаток. Катя выбрала еловую веточку с нежной, висящей на ней шишечкой. Полина придумала ежика, рассматривающего свое изображение в росе, скопившейся в большущей шляпке гриба-волнушки. Сестры-близнецы Карабаза остановились на цветах «анютины глазки», причем Валерия изображала прямостоящие цветы, а Владиславу очаровали их дугообразные стебли. Ксения составила из перчаток летящую над лесом Совушку.
Выполняя эскизы на листах белой бумаги необходимого формата, дети раскладывали бумажные имитации перчаток по выбранному ими образу, накладывая их друг на друга, компонуя их по цвету, дорисовывая недостающие детали: к цветам – стебли и насекомых, деревьям – ствол с ветками и снег с лесными обитателями, ежику – грибочки.
Эскизы-схемы были готовы. К следующему занятию дети должны были принести материал для изготовления коллажей, кроме настоящих перчаток.
Фантазия у воспитанников студии "Вернисаж" оказалось богатой: в ход пошли сеточки разного цвета, ленточки, веревки, бумага из-под обуви, пакля, кусочки белого пенопласта, кусочки меха, кожи и замши, полоски бересты, мочало, бусы, декоративные стеклянные вставки – марблс, пряжа, декоративная рефленная бумага для изготовления букетов, цветная бумага. Неожиданно интересно и любопытно было использовать для создания фона и фигур коллажа сетку из листьев тропической южноамериканской пальмы, неведомо какими путями оказавшуюся в нашем северном городе.
Перчатки подбирались однотонного цвета, либо с плавным переходом от темного к светлому, так как дети убедились, что они выгодно смотрелись в работах, придавая глубину образам картин.
У детей постоянно возникали новые предложения: так, Катя предложила использовать не только трикотажные перчатки, но и прозрачные полиэтиленовые для покраски волос. Дети дополнили эту идею, решив наполнить их кусочками разноцветных полиэтиленовых пакетов, окрашенной паклей и бусинами из белого пенопласта.
В итоге мне пришлось ограничить спектр предлагаемых детьми материалов, т.к. их работы стали склоняться в сторону экологического дизайна. Так, дети предлагали использовать для своих работ использованные тюбики из-под зубных паст и кремов, засохшие ручки и фломастеры, пластиковые бутылки. Но я объяснила юным художникам, что это основная идея экологического дизайна – очистить планету от мусора и уметь видеть в бросовом материале художественный образ, тем самым, давая старым вещам «вторую жизнь».
Мы тоже
даем перчаткам новую жизнь, но так сильно не абстрагируемся, все же в наших композициях прочитывается узнаваемый образ дерева, цветка птицы и так далее, а пальчики перчаток ассоциируются с ветками, иголочками, оперением птиц, чешуей рыбок.
Собрав необходимый материал, дети по готовым эскизам приступили к творению. Работа велась кропотливо и медленно – никакой информации о коллажах из перчаток мы тогда не нашли, несмотря на все наши усилия. Поэтому основные приемы и находки были проверены и отработаны в диптихе «Судьба природы в твоих руках» Кати, а затем уже взяты на вооружение остальными ребятами студии "Вернисаж".
В ходе многочисленных дискуссий было решено, что в диптихе Кати перчатки будут нести основную идейную нагрузку: еловая ветка из перчаток – рук людей – бережно охраняют растущую на ней нежную шишку, в которой зреют семена будущих елочек, и от нас зависит, сохраним мы эти деревья или погубим, то есть спасем ли мы нашу планету от людского невежества к природе.
Для еловой веточки были выбраны пять трикотажных перчаток (темно-зеленого, темно-синего и коричневого цвета). А на первый план выложили прозрачные перчатки. С каким удовольствием Катя набивала их кусочками разноцветных полиэтиленовых пакетов, паклей, изображающей пятна охры, выразительными линиями новогодней мишуры, перемежая их пенопластовыми белыми шариками, придававшим перчаткам особую декоративность! Саму же еловую шишечку мы сформировали из бумаги, взятой из обувных коробок – в виде бутонов золотых и светло-коричневых роз, нежности которым добавили волоски рыжего, черного и белого меха.
Фон картин получился очень живописным: здесь были задействованы зеленая, фиолетовая и желтая сетки из-под фруктов, собранные в одних местах в складки, а кое-где слоями наложенные друг на друга – имитируя технику лессировки в акварельной живописи. Сетки приклеиваются на основу картины – здесь это коричневый картон, затем компонуется центр произведения – перчатки–руки людей, оберегающие нежную шишку из букета бумажных «роз» - символа жизни на Земле. Завершается композиция черными и желтыми бусинами, связующими яркий фон с темными пятнами трикотажных перчаток.
Работа «Судьба природы в твоих руках II» сделана более ярко и контрастно – она не лирическая, это картина-плакат, призывающая беречь на зеленую планету. Здесь использован тот же компонент, что и в первой картине - прозрачные перчатки, набитые паклей и атласными лентами. Однако общий колорит работы более тревожащий, задевающий чувства зрителей – сиреневый с красными, желтыми и зелеными пятнами.
Неожиданно для нас, частью картин стало вынужденное для нас украшение (вернее, «маскировка») деревянных рам картин – очень уж грубо они смотрелись на фоне «нежных» Катиных работ. Здесь на помощь снова пришла буйная детская фантазия.
Рамы были оклеены кусками марли. То сминая, то распрямляя ее, мы делали ее то полуобъемной, то сетчатой, подкрашивая выступающие части в желтый цвет. Затем рамы затонировали под цвет фона картины, плавно переходя от темных к светлым цветам. В результате рамы стали частью картин, органично дополняя их.
Выполненные школьниками «перчаточные» коллажи заняли свое место на выставке «Судьба природы в твоих руках», а сами дети продолжили свое художественное образование. Мастерство их повышалось, от коллажей они перешли к рисованным картинам, однако свои «перчаточные» опыты они до сих пор не забывают. Так, сестры-близнецы Валерия и Владислава выполнили серию мягких игрушек на основе трикотажных перчаток. А подросшая Ксения продолжила эстафету «анютиных глазок» сестер.
Во время занятий мне часто приходится, отвечая на порой очень неожиданные вопросы детей, давать им самую разнообразную информацию. Так, при объяснении им понятия «символ», дети поняли, что им может стать любой предмет или вещь. Символы иносказательно выражают ценности, нормы и идеалы человеческой культуры. В условном виде символы часто фиксировались в виде эмблем и гербов. Пришлось прочитать мини-лекцию о средневековых гербах, от которых нам в наследство досталось символическое значение как цветов, так и элементов герба. Так, фиолетовый цвет означал благочестие и умеренность, голубой – великодушие, честность и верность, а золотой – веру, справедливость, милосердие. Дерево означало силу, а рука в перчатке – храбрость. Позднее изображение руки (часто сжатой в кулак) стало символом единства определенных групп людей, связанных общими идеями и делами. Например, на эмблемах антифашистских групп в Германии в 20-30-е годы ХХ века, или ирландской ИРА мы видим руку. Ну, а для меня символом руки стала детская перчатка, где вязаные пальчики – это лучики солнца, выходящие из ладошки моего ребенка.
Позднее
дети, прошедшие школу «перчаточного» коллажа, творчески освоив полученные знания, создали ряд произведений, в которых использовали перчатки уже не в виде исходного материала, а в качестве символа единения и дружбы людей.
Так, в композиции «Коралловое дерево» Илоны, перчатки – это символ Мирового древа. Ствол и ветви древа сделаны из экзотического для наших северных широт материала – камуфляжной сетки из листьев тропической южноамериканской пальмы коричневого оттенка. По словам девочки, работа над «Коралловым деревом» - это воспоминание о дружеских отношениях, зародившихся в детском коллективе именно тогда – на занятиях «перчаточного» коллажа.
Подводя итоги, можно сказать, что детское изобразительное творчество – мир ярких, удивительных образов. Школьники рисуют много и с большим желанием. В продуктивной деятельности у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, развиваются их способности.
Коллаж, являющийся самостоятельным видом изобразительного творчества, наравне с живописью и графикой, может использоваться для обучения детей основам изобразительного искусства.
В искусстве коллажа фантазия детей абсолютно ничем не ограничена: можно использовать сочетания самых различных материалов, создавать любые линии, реализовать мечты и фантазии.
Использование в коллаже перчаток дает возможность детям работать в смешанной технике. Здесь используются различные материалы – как природные, так и искусственные, приветствуется смешение фактур и игра объема, широко применяются художественные краски.
Техника «перчаточного» коллажа интересна детям еще и тем, что здесь каждый может использовать свои, свойственные только ему приемы, и тогда на свет появляются неповторимые картины.
Создавая "перчаточный" коллаж, дети не всегда точно могут представить, чем все за-кончится. Опыт позволяет утверждать, что в ходе этой работы дети ведут настоящий творческий поиск, где задействованы и художественный вкус, и смелая фантазия, и их композиционно-гармоничное восприятие, с помощью которых, по ходу аранжировки, ассоциативно, на ощупь, формируется картина.
Атмосфера единения и дружбы, возникающая в ходе занятий «перчаточного» коллажа в результате неформальности, возможности детей получать от педагога ответы на самые неожиданные порой вопросы, обсуждения возникающих творческих проблем, помогает педагогу дополнительного образования решать вопросы не только развития творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, но и их воспитания: формирования нравственных основ личности и формирования личности в непрерывном самосовершенствовании. Все это в итоге служит созданию более благоприятных условий для разностороннего развития личности ребенка.
"Перчаточные" коллажи школьников:
Приложение
При работе в технике «перчаточного» коллажа следует строго соблюдать следующие правила техники безопасности.
Правила техники безопасности при работе в технике "перчаточного" коллажа
• Следи за чистотой.
• Не загромождай рабочее место лишними вещами.
• Используй инструменты по назначению.
• Перед работой подготовь рабочее место.
• При необходимости пользуйся индивидуальными средствами защиты (маска, фартук, перчатки).
• После работы инструменты и приспособления убери в строго отведенные места.
• Закончив работу, протри стол и салфетку влажной тряпочкой, почисть одежду, приведи своё рабочее место в надлежащий вид.
Ученик обязан:
• Содержать в порядке и чистоте рабочее место, не допускать загромождения его инструментами и мусором.
• Быть внимательными, не отвлекаться и не отвлекать других.
• Работая с инструментами и природным материалом, не размахивать ими, чтобы не причинить травму соседу.
• Не работать при плохом освещении, свет должен падать слева.
• Положение тела при работе должно быть удобным, расстояние до выполняемой работы должно быть не менее 25-30 см.
• В случае плохого самочувствия прекратить работу, поставить в известность педагога.
• В случае получения травмы обратиться к педагогу, воспользоваться аптечкой.
• После окончания работы привести в порядок своё рабочее место.
• Мусор и отходы собрать и сложить в отведенную корзину.
При работе с ножницами необходимо:
• Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
• Следить за тем, чтобы ножницы не оказались под материалом, так как, их можно уронить и поранить себя или рядом работающего.
• Передавать ножницы c сомкнутыми лезвиями - колечками вперед.
• Не подходить во время работы с ножницами к другим воспитанникам.
При работе с клеем необходимо:
• Помнить, что клей токсичен.
• После работы плотно закрыть тюбик с клеем.
• В случае попадания клея на слизистую оболочку глаз сообщить педагогу и промыть глаза холодной водой.
При работе с клеевым пистолетом необходимо:
• Включать клеевой пистолет в сеть и выключать сухими руками.
• Не касаться руками нагретых металлических частей клеевого пистолета.
• При кратковременных перерывах в работе клеевой пистолет ставить на термоизоляционную подставку.
• Следить при работе, чтобы горячие части клеевого пистолета не касались электрического шнура.
• Во избежание пожара не оставлять включенным в сеть клеевой пистолет без присмотра.
• По окончании работы отключить клеевой пистолет.
• Отключать клеевой пистолет от сети за вилку, а не дергать за шнур.
Перечень материалов и инструментов, необходимых на рабочем месте на занятиях по теме «перчаточный» коллаж:
• Салфетка.
• Один пузырёк клея на одну парту/стол.
• Деревянная заострённая палочка.
• Одна банка или коробочка с используемым материалом.
• Линейка.
• Карандаш.
• Неглубокая баночка (отрезанное донышко от пузырька из-под клея ПВА) для клея.
Правила хранения используемого при изготовлении коллажа материала:
• Весь материал - расфасованный - хранится в отдельных баночках или коробочках.
• Растительный материал хранится отдельно от сыпучего.
Рекомендуем посмотреть:
Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий
Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса
Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу
Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе
Похожие статьи:
Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах
Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду
Техника японской живописи суми-ё
Конспект кружкового занятия. Роспись по дереву