Мастер-класс «Коллаж «Одуванчик» с использованием техники кляксоцветографии»
Автор: Максимова Елена Владимировна, педагог дополнительного образования ГАУДО РК "РЦДО", г. Сыктывкар, Республика Коми.
Описание: Мастер-класс предназначен для детей от 8 до 15 лет, педагогов дополнительного образования и просто творческих людей.
Назначение: Подготовка украшения интерьера, подарка.
Цель: Изготовление коллажа "Одуванчик".
Задачи:
обучающие:
приобретение художественных знаний, умений и навыков в области графики, живописи и декоративно-прикладного искусства;
формирование навыков работы с различными материалами и инструментами;
развивающие:
развитие творческой фантазии, образного мышления, связанного с силой зрительного восприятия, памяти и образного воображения (посредством использования нетрадиционных техник рисования);
развитие активности, наблюдательности, сосредоточенности, аккуратности детей;
воспитательные:
воспитание навыков культуры общения, умения устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками.
Материалы, необходимые для работы (Рис. 1):
Ватман белый формата А4, А3, А2.
Картон цветной формата А3 или А2.
Калька папирусная.
Кусочки цветных флизелиновых обоев.
Карандаши простые В, В2.
Чернографитные карандаши В2.
Гуашь белая.
Тушь черная.
Набор акварельных красок.
Набор акварельных цветных художественных карандашей.
Шариковые ручки – красная, синяя.
Кисточка круглая синтетическая №5.
Палочка для коктейлей.
Нить «Ирис».
Клей-карандаш.
Клей ПВА.
Ножницы.
Скрепки металлические.
Крупа манная – 1 столовая ложка.
Рис.1. Материалы, необходимые для работы.
Воображение и фантазия – важнейшая сторона жизни ребенка. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека, которая нуждается в особой заботе в плане развития. Особенно интенсивно развивается воображение в возрасте от 8 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.
Одной из интереснейших нетрадиционных техник, помогающей отрабатывать навыки работы красками и кистью, формированию умения передавать силуэтное изображение, является сочетание коллажа и кляксографии, который может дать изрядную пищу детскому воображению. Техника кляксографии считается очень простой, применяется она в основном при работе с дошкольниками, однако долгие годы моей педагогической практики показали, что она вполне может быть модифицирована и для обучения основам изобразительной техники детей младшего и среднего школьного возрастов.
Пошаговый процесс выполнения работы:
Берем плотный ватман альбомного формата и разводим немного краски (тушь черного цвета) - до жидкого состояния. Окунаем в нее кисточку, и капаем на середину листа хорошую такую, «с горкой», кляксу (
Рис. 2. Шаг 1).
Рис.2. Шаг 1.
Затем начинаем дуть на кляксу из коктейльной трубочки – сверху, сбоку. Получаются этакие красочные брызги, похожие на кусты и деревья. Таких клякс делаем 10-20 штук (
Рис. 3. Шаг 2).
Рис. 3. Шаг 2.
А еще мы используем для получения оригинальных клякс небольшой кусочек нитки «ирис» (
Рис. 4. Шаг 3).
Рис. 4. Шаг 3.
Складываем ее вдвое и окунаем получившуюся петлю в баночку с тушью (
Рис. 5. Шаг 4).
Рис. 5. Шаг 4.
Вынимаем нитку и аккуратно укладываем ее на бумагу. Сверху на нитку кладем еще один лист и (очень аккуратно!) проворачиваем его по часовой стрелке. Снимаем лист, убираем нитку – у нас в руках два абстрактных рисунка (
Рис. 6. Шаг 5).
Рис. 6. Шаг 5.
Вот таких затейливых клякс делаем еще 10-20 штук. Начинаем рассматривать их и фантазировать.
Если выразительности образа мешают некоторые потеки туши – закрашиваем их белилами. Даем листам хорошо просохнуть и отбираем 5-6 наиболее оригинальных клякс (
Рис. 7. Шаг 6).
Рис. 7. Шаг 6.
Каждый отобранный рисунок копируем на 2-3 тонких листа пишущей бумаги на аппарате «Ксерокс». Нет его поблизости – сканируем выбранные рисунки и распечатываем в нужном количестве на принтере (
Рис. 8. Шаг 7).
Рис. 8. Шаг 7.
Из листов вырезаем понравившиеся образы, но не по контуру, а убирая ненужные уголки бумаги, чтобы получилась одна выразительная клякса в нескольких вариантах (
Рис. 9-10. Шаг 8).
Рис. 9-10. Шаг 8.
Берем ватман формата А2 и выкладываем на него свои кляксы. Вертим их в разных направлениях, изучаем, создаем из них композицию. Используем тактику коллективного «мозгового штурма» (
Рис. 11. Шаг 9).
Рис. 11. Шаг 9.
Кляксы нужно двигать от центра листа или, наоборот, к центру, уравновешивая детали на поле бумаги. Приклеиваем осторожно к листу выбранные детали. Композиция готова (
Рис. 12. Шаг 10).
Рис. 12. Шаг 10.
Приступаем к следующему этапу работы: отрезаем кусок кальки примерно на 3-4 сантиметра больше по размеру, чем наш ватман (
Рис. 13. Шаг 11). Хорошо, если есть специальная папирусная калька. Если же у нас только глянцевая, то необходимо немного ошкурить ту ее сторону, которой она прикладывается к листу бумаги.
Рис. 13. Шаг 11.
Затем обворачиваем калькой наш рисунок, закрепляем скрепками (
Рис. 14. Шаг 12).
Рис. 14. Шаг 12.
Теперь тщательно и терпеливо обводим карандашом В2 нашу композицию из клякс синей шариковой ручкой (
Рис. 15. Шаг 13).
Рис. 15. Шаг 13.
После этого снимаем кальку и переворачиваем ее (
Рис. 16. Шаг 14).
Рис. 16. Шаг 14.
Мягким грифелем натираем обратную сторону кальки по контуру рисунка (
Рис. 17. Шаг 15).
Рис. 17. Шаг 15.
Выбираем цвет фона рисунка: прикладываем нашу кальку к листу белого ватмана, а затем – зеленого, светло-желтого, голубого. Закрепляем кальку на выбранном ватмане скрепками и красной шариковой ручкой (чтобы ребенку было видно, где переведено, а где – нет, если он зачем-то прервет работу) переводим на него нашу композицию (
Рис. 18. Шаг 16).
Рис. 18. Шаг 16.
Теперь снимаем скрепки и убираем кальку (
Рис. 19. Шаг 17).
Рис. 19. Шаг 17.
Получившийся карандашный рисунок раскрашиваем тонкой кистью – акварелью, гуашью, либо акриловыми красками (
Рис. 20. Шаг 18).
Рис. 20. Шаг 18.
Используем также сухие акварельные карандаши (
Рис. 21).
Рис. 21. Сухие акварельные карандаши.
Рисуем как цветными карандашами, а после - размываем водой и получаем рисунок акварелью легко и быстро. Стараемся брать с первого раза достаточное количество воды на кисточку, чтобы не оставить капель и не заехать на другой цвет, размазав его.
Нельзя размывать все цвета сразу, потому что получится грязно и некрасиво. Рисунок нужно размывать по частям - вначале светлые участки, а потом темные, или наоборот.
При растушевывании кисточкой цвет становится ярче, поэтому для получения бледного оттенка штрихуем без нажима, неярко, и тогда с водой получается как раз тот цвет, что нужен (
Рис. 22. Шаг 19).
Рис. 22. Шаг 19.
Эффект рамы создаем с помощью разноцветных обрывков тисненых итальянских флизелиновых обоев. Подбираем цветовую гамму тех цветов, которые использованы на рисунке: например, зеленый, коричневый, желтый, бордовый, голубой (
Рис. 23).
Рис. 23. Обрывки тисненых итальянских флизелиновых обоев.
В первую очередь, на рамку укладываем кусочки обоев разной текстуры цвета фона рисунка – чтобы была связь рамки и фона (например, белого, если использован белый ватман), желательно, с закругленными контурами. Затем – кремовые, охристые. Бордовые кусочки поддержат композицию рисунка маленькими пятнами (
Рис. 24. Шаг 20).
Рис. 24. Шаг 20.
Для акцента отдельных деталей рисунка используем манную крупу. Наносим кисточкой точечки густого клея ПВА на «самолетики-пушинки» цветка. Затем ложкой посыпаем клей сверху. Не приклеившуюся манку убираем, аккуратно тряхнув листом над урной. И коллаж «Одуванчик» готов. (
Рис. 25. Готовая работа. Пример 1).
Рис. 25. Коллаж «Одуванчик» (Готовая работа. Пример 1).
Можно и пофантазировать над оформлением готовой работы. (
Рис. 26-27. Готовая работа. Пример 2. Пример 3).
Рис. 26. Коллаж «Одуванчик» (Готовая работа. Пример 2).
Рис. 27. Коллаж «Одуванчик» (Готовая работа. Пример 3).
Заканчивая мастер-класс, хочу сказать, что использование нетрадиционных техник в обучении детей основам изобразительного искусства отвечает основным педагогическим задачам: помогает формированию эстетики окружающей ребенка среды, стимулированию его творчества, подготовке к жизни в социуме. В предлагаемой на Ваш суд работе мы учитываем, что для детей 8-15 лет характерны обостренное чувство красоты и природосообразность.
Готовую работу можно использовать для украшения интерьера или в подарок.
Работы обучающихся с использованием техники кляксоцветографии:
"Ёлочка". Елена С., 12 лет.
"Водоворот". Диана Б., 11 лет.
"Жизнь простейших в океане". Елена С., 12 лет.
"Зоопарк". Алена П., 12 лет.
"Клюква на болоте". Ксения П., 13 лет.
"Морское дно". Дарья Ч., 14 лет.
"Полет фантазии". Виолетта К., 10 лет.
Рекомендуем посмотреть:
Рисование в технике Кляксография в средней группе детского сада
Мастер-класс по рисованию кляксография "Забавные животные"
Рисование в нетрадиционной технике + полуобъёмная аппликация поэтапно с фото для детей
Кляксография для детей 5-7 лет. Мастер-класс с фото
Похожие статьи:
Кляксография в детском саду