Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Кроссворд с ответами для учащихся начальных классов. Русские народные сказки

Кроссворд для учеников начальной школы «Герои русских народных сказок»
Автор: Мещерякова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №108 Советского района ГО г.Уфа РБ
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся, развивать интеллектуальные способности, память, воображение; пополнить словарный запас, учиться пересказывать; развивать эмоциональное прочтение произведений.
Аудитория: кроссворд предназначен для использования педагогами и родителями в работе с детьми.
В классах есть дети «сильные» и «слабые», «активные и не очень». Чаще всего «слабые» дети просто отсиживаются на уроках. Вашему вниманию предлагаю кроссворд по русским народным сказкам, где могут проявить себя все учащиеся. Мы не только вписываем ответы, отгадывая героя или вспоминая произведения, но и выполняем задания различного уровня: например, прочитать сказку, описать, пересказать, показать и т.д.
Необходимые материалы: кроссворд (на каждую парту для самостоятельного заполнения детьми), текст сказки «Лиса и журавль» (3 экземпляра), иллюстрация к сказке «Хаврошечка», текст к сказке «Лиса и тетерев» (на каждую парту), текст сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (1 экземпляр), лист формата А4 и карандаши (на каждую парту).
Кроссворд:
Задания:
1. Зверь, разрушивший теремок (Медведь)
Физкультминутка. Работают все дети.
- Кто жил в теремке? (Мышка – лягушка – зайчик – личка - волк)
Давайте покажем ка ходит мышка и пищит. Как прыгает лягушка и квакает. Покажем как прыгает зайчик, лиса. Как ходит волк и воет.

2. Самая знаменитая курочка (Ряба)
- Расскажите нам эту сказку.
Работают «слабые» дети.

3. Коровушка всю её работу делала, пока Одноглазка, Двуглазка, Триглазка спали. (Хаврошечка)
- Какой момент изображен на картинке. Опишите его.

Работают сильные дети.
4. Эту птицу лиса просила спуститься на землю (Тетерев)
Работают все дети.
- На столе у вас лежит текст сказки «Лиса и тетерев». Прочитайте ее про себя.

Лиса и тетерев.
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
—Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
—Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
—Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
—Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
—Или ты меня боишься? — сказала лисица.
—Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
—Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
—Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
—Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
—А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.


5. Битый небитого везет (Волк)
- Из какой сказки данная фраза? (Лисичка – сестричка и Волк). Дайте характеристику волку из русских народных сказок.
Начинают характеризовать «слабые дети», затем добавляют «сильные»

6. Варит кашу из колющего предмета (Солдат)
- Какова мораль сказки «Каша из топора»
Работают сильные ученики

7. Отправился к царю на печи. (Емеля)
- «…по щучьему велению, по моему хотению…» что просил еще Емеля? (ведра сами отправились домой, сани сам ехали, дрова сами рубились и складывались в сани)
Начинают отвечать «слабые», дополняют «сильные»


8. Первый зверь, попытавшийся съесть Колобка (Заяц)
Работают все ученики.
- Споем все вместе песенку Колобка.

Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, не хитро уйти!


9. Её позвали тянуть репку пятой (Мышка)
- Кто за кем тянул репку? (Дед – бабка – внучка – Жучка – кошка - мышка)
Работают «слабые» дети.


10. Сидела в коробе у косолапого (Маша)
Работают все дети.
- Вспомните, какую фразу произносил медведь, неся за спиной короб. (Сяду на пенек, съем пирожок). Представим, что все мальчики, вдруг превратились в медведя из сказки. Произнесите его фразу, как будто вы актеры на сцене театра.
- Какой фразой отвечала Маша? (Вижу, вижу! Не садись на пенек, Не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!) Все девочки – актрисы, играющие роль Маши. Сыграйте эту роль.

11. Угощал лису окрошкой из кувшина (Журавль)
Чтение по ролям сказки «Лиса и журавль». Роль автора – читает «сильный» ученик, лиса и журавль – «слабые»

Лиса и журавль
Автор: Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
Лиса: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Автор: Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
Лиса: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Автор: Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
Лиса: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
Журавль: — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.

Автор: На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
Журавль: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Автор: Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
Журавль: — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Автор: Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.


12. Птицы, укравшие братца (Гуси)
Работают «сильные дети»
- Кто помог сестричке и братцу убежать от Бабы-яги? (Мышка) Что или кто помогал им по пути домой? (Река, яблонька, печка) А что они просили взамен их помощи? (Река: … Поешь моего простого киселька...; яблонька: …Поешь моего лесного яблочка…; печка: …Поешь моего ржаного пирожка…)

13. Он – царевич, он же коровий сын, он же – дурак (Иван)
- Назовите сказки где есть три сына. (Царевна-лягушка, Кот в сапогах, Конек-горбунок)

14. От нее переломилась Соломенка (Лапоть)
- Пока вам читаю сказку, нарисуйте одного из героев: пузыря, соломинку или лапоть.

Пузырь, соломинка и лапоть
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.
Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит пузырю:
—Пузырь, давай на тебе переплывем!
—Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.


В конце занятия предложите детям нарисовать свое настроение на листочках.
Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Поддержание интереса детей 3 класса к русским народным сказкам Кроссворд по сказкам Пушкина для 3-7 классов Кроссворд с ответами для начальной школы «Русские народные сказки» Викторина по русским народным сказкам для детей младшей группы

Похожие статьи:

Кроссворд с ответами по сказкам Г. Х. Андерсена

Участник №88 творческого конкурса для детей и педагогов «В гостях у сказки»
Система военно - патриотического воспитания учащихся начальных классов | Математический планшет. Наглядно-демонстрационный материал своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 3594 дня назад (19 января 2015)
Просмотров: 13053
+27
Голосов: 27
Екатерина Александровна Ковалева # 19 января 2015 в 14:52 +7
Здравствуйте Елена Владимировна! Спасибо Вам за материал. Очень понравилось, что к каждому ответу на кроссворд имеется отдельное задание. Попробую данную технику в подготовительной группе, думаю, детям очень понравится. Примите мой голос!
Елена Николаевна Кучерявенко # 19 января 2015 в 16:25 +7
Спасибо за МК! Очень понравился кроссворд, детям всегда интересно отгадывать ребусы и загадки. Спасибо.
Валентина Францевна Сенканец # 19 января 2015 в 17:02 +7
Елена Владимировна! Хочу отметить, что, для достижения цели, вы выбрали эффективную и интересную форму работы - разгадывание кроссворда. Вопросы продуманы, предлагаются тексты для чтения, для анализа, что способствует развитию памяти, мышления, навыка чтения. Спасибо за материал. Голосую!
Елена Владимировна Мещерякова # 19 января 2015 в 18:34 +6
Благодарю вас за отзывы.
Ирина Юрьевна Ручина # 19 января 2015 в 22:12 +8
Елена Владимировна, спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей разработкой. Кроссворд "Герои русских народных сказок" получился у вас очень интересный, мне понравился. Хорошо продуманы вопросы. Творческих Вам успехов и вдохновения. Отдаю свой голос. +1!!!
Галина Евгеньевна Перевезенцева # 19 января 2015 в 22:34 +8
Добрый вечер Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашим кроссвордом "Герои русских народных сказок". Интересный кроссворд хорошие вопросы, продуманные. Детям будет интересно его разгадывать. Мне очень жалко, что время на редактирования у вас давно окончено. Но я все равно вам напишу рекомендации на будущие ваши публикации на, что обратите внимание. Надо было убрать значок, который появился при публикации. Цель отвечает на вопрос Что? И в тексте имеются не дописанные буквы: Давайте покажем ка ходит мышка А в целом занятие хорошее мне нравится, что оно заканчивается рисунками детей. Жалко, что нет фотографии с рисунками. Очень хотелось увидеть их настроение. Желаю вам дальнейших творческих успехов. С уважением Г.Е.
Наталья Суслова # 19 января 2015 в 22:38 +7
Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. Всего Вам всего доброго, творческих успехов!
Надежда Владимировна Рябиченко # 19 января 2015 в 23:00 +7
Елена Владимировна, спасибо за приглашение. Ознакомилась с Вашим кроссвордом на тему «Герои русских народных сказок». Мне понравилось, помимо самого кроссворда, детям даны интересные задания по каждой сказке. Действительно, даже слабые ученики могут проявить себя, выполнив определенные задания. Вам мой голос.
Небольшая подсказка: чтобы картинка самого кроссворда была четче, печатайте его на компьютере в программе Word, а затем воспользуйтесь программой НОЖНИЦЫ. С помощью данной программы можно сделать картинки (формат jpg ). Можете посмотреть, как получается https://ped-kopilka.ru/blogs/nadezhda-vladimirovna-rjabichenko/krosvord-ruskie-narodnye-skazki.html
Светлана Алексеевна Шевченко # 19 января 2015 в 23:19 +4
Добрый вечер, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение, с удовольствием посмотрела Ваш кроссворд по "Героям русских сказок". Есть нарекания на оформление, но суть Вашего занятия интересна, не скучно, даже слабые дети могут проявить себя. И это хорошо, так как класс состоит из учеников разного уровня знаний. Хорошо продуманы вопросы. Мой голос Вам +1. Творческих Вам успехов, вдохновения и удачи!
Татьяна Юрьевна Борисова # 20 января 2015 в 06:46 +3
Добрый день,Елена Владимировна!С большим удовольствием познакомилась с вашим кроссвордом про сказки.Обязательно проведу с воспитанниками нашего центра,дам им задания, чтобы они ознакомились со сказками сначала.Полезный материал вы предоставили нам.Примите и мой голос. Всего Вам доброго.Удачи в творчестве+1
Елена Дмитриевна Шадрина # 20 января 2015 в 14:07 +3
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение посетить Вас. С огромным удовольствием познакомилась с вашим кроссвордом по сказкам. Написано грамотно и содержательно. Цель и задачи вы достигли. Лучший способ привить ребёнку интерес к изучению нового это решение кроссвордов. Кроссворды для детей это развлечение, обучение, развитие. Они развивают не только память, но и учат культуре мышления, прививают навыки поиска недостающей информации. Отгаданное слово - это маленькая победа, которая стимулирует успешную интеллектуальную деятельность.
Желаю Вам успехов!
Примите голос.
Светлана Владимировна Марковская # 21 января 2015 в 20:39 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна! Спасибо за приглашение! С удовольствием ознакомилась с вашим материалом. Дети любят разгадывать кроссворды. Это занятие не только занимательно, но и развивает речь и память ребенка. У вас много дополнительного материала по сказкам, грамотно подобранного. +1.
Альфия Хасановна Мавлутбаева # 22 января 2015 в 18:12 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна!Получила приглашение и сразу поспешила к Вам в гости.Вы собрали очень полезный и хороший материал, который в наше время требует к себе особого внимания.Вопросы кроссворда требуют знания нескольких сказок.Детям нужно будет вспомнить сюжет и героев всех сказок.Кроссворды развивают память, дают возможность школьникам проявить себя. Голосую и удачи в конкурсе!
Вера Валерьевна Ляпина # 22 января 2015 в 19:07 +3
Отличный материал. Хорошо оформлен. пригодится конечно же многим! И я себе беру в копилочку. спасибо! Голос!
Воспитатель # 24 января 2015 в 21:58 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна! Отличный материал! Очень интересный и полезный информации. Понравилось,что вы используете индивидуальный подход-разграничивая детей. Я сама очень люблю решать и составлять кроссворды. Для меня это интересно! Спасибо за интересный материал!Голос
Сидорова Зоя Григорьевна # 24 января 2015 в 23:40 +2
Елена Владимировна! Давно доказано, что кроссворды для детей полезны, поскольку развивают не только память, но и учат культуре мышления, прививают навыки поиска недостающей информации. И, кроме того, это эмоциональная разрядка, ведь каждое отгаданное слово – маленькая победа, которая стимулирует дальнейшую успешную интеллектуальную деятельность. Спасибо за опубликованный материал, за то, что дали возможность использовать в работе нам, педагогам. Удачи Вам, благополучия во всём! Голос!
Зоя.
Вера Александровна Орехова # 26 января 2015 в 20:43 +3
Елена Владимировна, благодарю за приглашение. Мне понравился предложенный кроссворд "Герои русских народных сказок", Вы в интересной форме преподнесли вопросы. В ходе разгадывания кроссвордов, закрепляются знания учащихся, развиваются интеллектуальные способности, память, воображение, мышление. Материал оформлен грамотно, поставленные цели и задачи выполнены, что соответствует требованиям конкурса.
Примите мой голос +1.
Желаю творческих успехов!!!
Елена Викторовна Афанасьева # 26 января 2015 в 21:03 +2
Благодарю за приглашение!Интересный материал,нужный и полезный,отличная помощь в работе.Примите мой голос!Желаю творческих успехов!
Надежда Леонидовна Макарова # 26 января 2015 в 21:17 +2
Елена Владимировна! Спасибо за приглашение. Интересный материал. Удачи! Голос!
Светлана Васильевна Новоселова # 28 января 2015 в 20:00 +1
Здравствуйте Елена Владимировна! Вы в интересной форме преподнесли вопросы. Кроссворды дети очень любят разгадывать, активная форма на любом занятии.Кроссворды для детей это развлечение, обучение, развитие. Данный вид заданий стимулирует развитие интеллекта и расширение кругозора. Спасибо за работу. Буду признательна, если Вы оцените работу моей ученицы.
Наталия Владимировна Огурцова # 1 февраля 2015 в 19:58 +1
Добрый вечер! Интересно было посмотреть вашу разработку. Действительно, кроссворды выручают всегда. Ребята начальных классов любознательны и их всегда они занимают. Тема русских сказок всегда была и останется актуальной. Спасибо вам, продолжайте творить!
Наталья Юрьевна Красовская # 12 февраля 2015 в 18:30 +1
Елена Владимировна просто замечательный кроссворд, мои дети с удовольствием разгадывали его, причем в процессе возникали даже споры. Здорово, когда благодаря такой форме повторения материала, как кроссворд, у детей развивается познавательная сфера, формируется интерес к познанию. Вам мой глос
Жанна Анатольевна Акинина # 13 февраля 2015 в 13:45 +1
Здравствуйте! Большое спасибо за приглашение! Очень интересная работа, увлекательная. Тематические кроссворды очень интересны детям любого возраста, замечательно развивают память, сообразительность. Вам +.