Кроссворд для учеников начальной школы «Герои русских народных сказок»
Автор: Мещерякова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МБОУ СОШ №108 Советского района ГО г.Уфа РБ
Цель: обобщить и закрепить знания учащихся, развивать интеллектуальные способности, память, воображение; пополнить словарный запас, учиться пересказывать; развивать эмоциональное прочтение произведений.
Аудитория: кроссворд предназначен для использования педагогами и родителями в работе с детьми.
В классах есть дети «сильные» и «слабые», «активные и не очень». Чаще всего «слабые» дети просто отсиживаются на уроках. Вашему вниманию предлагаю кроссворд по русским народным сказкам, где могут проявить себя все учащиеся. Мы не только вписываем ответы, отгадывая героя или вспоминая произведения, но и выполняем задания различного уровня: например, прочитать сказку, описать, пересказать, показать и т.д.
Необходимые материалы: кроссворд (на каждую парту для самостоятельного заполнения детьми), текст сказки «Лиса и журавль» (3 экземпляра), иллюстрация к сказке «Хаврошечка», текст к сказке «Лиса и тетерев» (на каждую парту), текст сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» (1 экземпляр), лист формата А4 и карандаши (на каждую парту).
Кроссворд:
Задания:
1. Зверь, разрушивший теремок
(Медведь)
Физкультминутка. Работают все дети.
- Кто жил в теремке?
(Мышка – лягушка – зайчик – личка - волк)
Давайте покажем ка ходит мышка и пищит. Как прыгает лягушка и квакает. Покажем как прыгает зайчик, лиса. Как ходит волк и воет.
2. Самая знаменитая курочка
(Ряба)
- Расскажите нам эту сказку.
Работают «слабые» дети.
3. Коровушка всю её работу делала, пока Одноглазка, Двуглазка, Триглазка спали.
(Хаврошечка)
- Какой момент изображен на картинке. Опишите его.
Работают сильные дети.
4. Эту птицу лиса просила спуститься на землю
(Тетерев)
Работают все дети.
- На столе у вас лежит текст сказки «Лиса и тетерев». Прочитайте ее про себя.
Лиса и тетерев.
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
—Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
—Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
—Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
—Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
—Или ты меня боишься? — сказала лисица.
—Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
—Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
—Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
—Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
—А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.
5. Битый небитого везет
(Волк)
- Из какой сказки данная фраза?
(Лисичка – сестричка и Волк). Дайте характеристику волку из русских народных сказок.
Начинают характеризовать «слабые дети», затем добавляют «сильные»
6. Варит кашу из колющего предмета
(Солдат)
- Какова мораль сказки «Каша из топора»
Работают сильные ученики
7. Отправился к царю на печи.
(Емеля)
- «…по щучьему велению, по моему хотению…» что просил еще Емеля?
(ведра сами отправились домой, сани сам ехали, дрова сами рубились и складывались в сани)
Начинают отвечать «слабые», дополняют «сильные»
8. Первый зверь, попытавшийся съесть Колобка
(Заяц)
Работают все ученики.
- Споем все вместе песенку Колобка.
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисы, не хитро уйти!
9. Её позвали тянуть репку пятой
(Мышка)
- Кто за кем тянул репку?
(Дед – бабка – внучка – Жучка – кошка - мышка)
Работают «слабые» дети.
10. Сидела в коробе у косолапого
(Маша)
Работают все дети.
- Вспомните, какую фразу произносил медведь, неся за спиной короб.
(Сяду на пенек, съем пирожок). Представим, что все мальчики, вдруг превратились в медведя из сказки. Произнесите его фразу, как будто вы актеры на сцене театра.
- Какой фразой отвечала Маша?
(Вижу, вижу! Не садись на пенек, Не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!) Все девочки – актрисы, играющие роль Маши. Сыграйте эту роль.
11. Угощал лису окрошкой из кувшина
(Журавль)
Чтение по ролям сказки «Лиса и журавль». Роль автора – читает «сильный» ученик, лиса и журавль – «слабые»
Лиса и журавль
Автор: Лиса с журавлем подружилась. Даже кумой ему стала, когда у медведицы появился медвежонок. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:
Лиса: — Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!
Автор: Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и угощает:
Лиса: — Покушай, мой голубчик куманек! Сама готовила.
Автор: Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и слизала. Каша съедена; лисица и говорит:
Лиса: — Не обессудь, любезный кум! Больше угощать нечем!
Журавль: — Спасибо, кума, и на этом! Приходи теперь ко мне в гости.
Автор: На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, выложил в кувшин с маленьким горлышком, поставил на стол и говорит:
Журавль: — Кушай, кумушка! Правда, больше нечем угощать.
Автор: Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; всё ничего не достаёт! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.
Журавль: — Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.
Автор: Взяла лису досада: думала, что наесться на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.
12. Птицы, укравшие братца
(Гуси)
Работают «сильные дети»
- Кто помог сестричке и братцу убежать от Бабы-яги?
(Мышка) Что или кто помогал им по пути домой?
(Река, яблонька, печка) А что они просили взамен их помощи?
(Река: … Поешь моего простого киселька...; яблонька: …Поешь моего лесного яблочка…; печка: …Поешь моего ржаного пирожка…)
13. Он – царевич, он же коровий сын, он же – дурак
(Иван)
- Назовите сказки где есть три сына.
(Царевна-лягушка, Кот в сапогах, Конек-горбунок)
14. От нее переломилась Соломенка
(Лапоть)
- Пока вам читаю сказку, нарисуйте одного из героев: пузыря, соломинку или лапоть.
Пузырь, соломинка и лапоть
Жили-были пузырь, соломинка и лапоть.
Пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.
Лапоть говорит пузырю:
—Пузырь, давай на тебе переплывем!
—Нет, лапоть! Пусть лучше соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.
Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.
А пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.
В конце занятия предложите детям нарисовать свое настроение на листочках.
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Поддержание интереса детей 3 класса к русским народным сказкам
Кроссворд по сказкам Пушкина для 3-7 классов
Кроссворд с ответами для начальной школы «Русские народные сказки»
Викторина по русским народным сказкам для детей младшей группы
Похожие статьи:
Кроссворд с ответами по сказкам Г. Х. Андерсена