Особенности использования учебного материала на занятиях по ознакомлению с окружающим миром со слепым ребенком 5-6 лет с нарушением интеллектуальной деятельности
Из опыта работы учителя-дефектолога. Особенности использования учебного материала на занятиях по ознакомлению с окружающим миром со слепым ребенком старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуальной деятельности
Первые сложности, с которым сталкивается педагог при формировании знаний об окружающем мире у слепого ребенка с интеллектуальными нарушениями, это в подборе дидактического учебного материала, который был бы доступен ребенку, понятен, а главное эффективен в обучении. Опираясь на слуховое, тактильное и обонятельное восприятие и учитывая познавательные способности ребенка, педагогу необходимо тщательно и целенаправленно, подбирать учебный материал, опираясь на сохранные анализаторы и индивидуальные особенности.
Сложности представляет то, что наглядный материал, который можно использовать с ребенком с сохранным зрением, совсем не подходит для слепого ребенка.
Конечно, весь учебный материал подбирается в большей степени с упором на тактильное восприятие, значит должна быть богатая подборка игрушек разного качества и из разного материала.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и по социально – бытовой ориентировке, ребенок может познакомиться с окружающими предметами и объектами, только обследуя мануально их модели. Но не все игрушки могут быть понятными в тактильном плане. Выяснилось, что если у ребенка нет совсем никакого опыта, то использование предметов с большим количеством деталей сложно распознать ребенку объект, запомнить названия деталей, соотнести эти предметы с реальными объектами окружающего пространства.
Слепой ребенок затрудняется в узнавании животных схожих по внешним признакам. Например, путает собаку и кошку, если схожие по форме ушки, путает корову и козу, только выделяя один признак – рога и так далее.
Поэтому каждый предмет или объект в модели игрушки подбирается по признаку «от простого к сложному». Например, сначала берётся собака в виде простой мягкой игрушки, где есть хорошо выраженные уши, хвост, лапы, туловище, чтобы ребенок мог запомнить и назвать каждую часть тела животного и хорошо запомнить, что собака пушистая и у неё есть шерсть. Затем ребенку предлагается познакомиться с моделями двух собак, но разной величины, с разной формой ушей и разной величиной хвоста.
Чтобы ребенок научился сравнивать и понял, что ушки и хвостики бывают разной формы и размера. И только потом уже можно дать ребенку модель собаки уже с меньше выраженными деталями, например, собака сидит, а хвост прижат к телу, кроме того она может быть изготовлена из резины или пластмассы и отсутствие меха не должно смущать ребёнка при опознании объекта.
И самое сложное восприятие для ребенка, когда это животное дается для обследования в плоскостном виде в разных проекциях: «вид спереди», «вид сбоку». Только тогда у ребенка появится опыт мануального обследования, знания о животном, с которым он знакомился.
Ребенок сможет воспринимать и узнавать его при выделении из множества других животных, и никогда не спутает собаку с кошкой. Так как ребенок имеет нарушения в познавательной деятельности. То лучше выбирать сначала только два объекта для изучения по всем видам понятий согласно, лексических тем. Например, по домашним животным (собака и кошка), по диким животным (медведь и заяц), из мебели (стул и стол), посуда (кастрюля и сковорода), транспорт (автобус и машина) и так далее.
Опираясь на знания ребенка, надо подбирать сначала доступные для понимания предметы и объекты, с которыми ребенок сталкивается ежедневно, но не знает что это такое и для чего. И только потом уже расширять знания с добавлением новых предметов более детализированных и сложных в понимании назначения.
При обследовании моделей и знакомством с окружающим миром обязательно используются разнообразные аудио звуки, которые тоже характеризуют изучаемый объект. У детей с тяжелым нарушением зрения очень чуткий слух, они хорошо распознают звуки пространства и легко могут запоминать и дифференцировать их из множества. Слуховое восприятие ребенка, является дополнительным помощником в изучении учебного материала. Поэтому тактильное и слуховое восприятие, это хорошая опора для педагога при обучении сложного ребенка.
Таким образом, подборка дидактического материала должна быть большая и разнообразная. Модели игрушек должны быть по максимуму приближены к реальным объектам. Качество материалов, из которых они изготовлены, разнообразны, для расширения тактильного опыта ребенка, разных размеров и разных по структуре исполнения. Например: модели, где собака бежит, сидит, лежит, чтобы ребенок понимал изменения в теле животного в движениях и позах, и узнавал это животное без труда. А подборка звуков разнообразна: собака лает, воет, рычит, скулит, пьет, ест корм.
Очень хорошо проводить часть занятий по окружающему миру в контакте с природой, то есть темы занятий, которые целесообразно проводить на участке группы или садика. Например, при изучении растительного мира, использовать не только природный материал, но и настоящие живые объекты, например, по теме «Деревья и кустарники», где вместе с ребенком можно обследовать кору, ветви, листья натурального дерева или куста. Ребенок в этом случае не только тактильно обследует и лучше чувствует разницу, но может понюхать, послушать шорох листьев, скрип веток на ветру, почувствовать тактильно разницу величины ствола дерева и кустарника, отличия в особенностях листьев и приобщиться к живой природе.
Конечно, одной прогулки для изучения растительного мира мало и для этого необходимы пособия с макетами деревьев как объемные, так и плоскостные.
Подборка материала, как в объеме, так и плоскостном изображении должна быть многообразна, карточки с одной деталью или несколькими деталями, целостные изображения. Натуральные гербарии, природные материалы для сравнения плодов, семян, веточек, кусочки коры и так далее.
Хорошо при изучении растительного мира и иподкдючать для работы слуховое восприятие ребенка, поэтому копилка природных звуков должна быть тоже разнообразна: скрип, шелест, шум листьев во время дождя, удары по дереву и так далее. Одна из трудностей при обучении слепого ребенка с особенностями познавательной деятельности состоит в том, что рельефные изображения ребенок различает очень плохо, недостаточно развита тактильная память.
Окружающие объекты растительного мира и модели в виде игрушек животного мира ребенок узнает и запоминает хорошо, но рельефные изображения осваивает с большим трудом. Очень часто только при многократном изучении таких пособий ребенок начинает выделять и различать изучаемый объект, а некоторые варианты пособий остаются практически не доступными для понимания ребенка. Это связано и с низким уровнем познавательных возможностей ребенка и с маленьким мануальным опытом обследования. Восприятие рельефных пособий ребенком зависит, в большей степени от развития уровня тактильного восприятия самого ребенка.
Если ребенок ранее не знакомился с окружающим пространством, подключая мануальное обследование, не имел опыта по восприятию разнообразных поверхностей, и у него плохо развита тактильная память, то изучение рельефных изображений проходит очень медленно, воспринимается с многочисленными ошибками или же вообще не привлекает интерес ребенка, потому что он не понимает воспринимаемое изображение. Поэтому основной материал для формирования знания используется в виде точных копий – моделей (реалистичные игрушки), реальные предметы и объекты, с которыми ребенка может столкнуться в реальном пространстве окружающего мира.
Практическое приложение к материалу. Примеры занятий
Часть календарно – тематического планирования по разделу «Ознакомление с окружающим миром» в старшей группе для слепого обучающегося с особенностями психофизического развития и 2 конспекта по теме «Животный мир».