Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Дисграфия оптическая и моторная у детей с нарушением зрения: причины, проявления, устранение

из опыта работы учителя - дефектолога «Дисграфия оптическая и моторная у детей с нарушением зрения: причины, проявления, устранение»
В последнее время в нашем обществе поднята на обсуждение тема дисграфии и дислексии. В 2019 году Министерство образования и науки Челябинской области выпускает информационное письмо о принятии мер по оказанию своевременной помощи обучающимся с нарушениями письма и чтения.

Содержание термина «дисграфия» в современной литературе определяется по-разному. Вот несколько наиболее известных определений. Р. И. Лалаева (1997 год) дает следующее определение: дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

И. Н. Садовникова (1995 год) определяет дисграфию как частичное расстройство письма (у младших школьников — трудности овладения письменной речью), основным симптомом которого является наличие стойких специфических ошибок.

А. Н. Корнев (1997 год, 2003 год) называет дисграфией стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (то есть руководствуясь фонетическим принципом письма) несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.

А. Л. Сиротюк (2003 год) определяет дисграфию как частичное нарушение навыков письма вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции коры головного мозга.

В настоящее время, многие педагоги, работающие с детьми с нарушением зрения, стали сталкиваться с трудностями у детей правильного овладения навыками написания букв и цифр, то есть с оптической, моторной и сенсорной дисграфией у детей, имеющих различные нарушения зрения.

Оптическая дисграфия обусловлена несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса (памяти), зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Исследователи проблемы нарушений письменной речи выделяют различные проявления оптической дисграфии и виды специфических ошибок.

По мнению О.А. Токаревой, оптическая дисграфия обусловлена неустойчивостью зрительных впечатлений и представлений. Отдельные буквы не узнаются, не соотносятся с определенными звуками и в различные моменты воспринимаются по-разному. Вследствие неточности зрительного восприятия буквы смешиваются на письме. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих рукописных букв: п-н, п-и, у-и, ц-щ, ш-и, м-л,б-д,п-т,н-к.

М.Е. Хватцев считает, что оптическая дисграфия вызывается несформированностью или нарушением в формировании оптических речевых систем в головном мозге. Вследствие чего нарушается формирование зрительного образа букв, слов, и ребенок не различает сходные графические символы: например, в печатном тексте п—н, н—и, ш—ц, ш—щ, с—о, в рукописном п—и, п—н, у—и, ц—щ, ш—и, м—л, б—д, п—т, н—к. Вследствие этого у детей плохо воспитываются зрительные стереотипы слов — затрудняется узнавание их.

Ошибки, обусловленные несформированностью зрительного узнавания, анализа и синтеза, пространственного восприятия, это:
- замена букв, отличающихся разным положением в пространстве: ш-т, д-в, д-б;
- замена букв, отличающихся различным количеством одинаковых элементов: и-ш, ц-щ;
- замена букв, имеющих дополнительные элементы: и-ц, ш-щ, п-т, х-ж, л-м;
- зеркальное написание букв: с,э,ю;
- пропуски, лишние или неправильно расположенные элементы букв.

Ещё одно из проявлений оптической дисграфии у детей с нарушениями зрения– зеркальное письмо: зеркальное написание букв, письмо слева направо.

Причинами оптической дисграфии являются:
• Нарушение или недоразвитие оптических речевых систем в головном мозге
• Неустойчивость зрительных впечатлений и представлений.
• Недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, зрительной памяти и пространственных представлений.

Чаще всего данный вид дисграфии характерен для детей с нарушением зрения, у которых плохо развито зрительно- пространственное восприятие из - за низкой остроты зрения, для детей левшей, переученных правшей, и у детей, у которых плохо развито пространственное восприятие, проблемы c памятью и вниманием.

Таким образом, учитель-дефектолог (логопед) проводит следующую работу с ребенком с оптической дисграфией:
1. проводит профилактическую работу с родителями: рекомендует посещение «кружков», например по ИЗО деятельности для развития зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса); для расширения объема зрительной памяти игры по дороге в школу: «Запомни и подробно опиши путь».
2. На уроках включает задания и упражнения на развитие зрительного гнозиса (развитие восприятия цвета, формы, размера и величины букв; дифференциацию расположения элементов букв). Например такие задания:
-конструирование букв из палочек, бумаги, пластилина;
- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;
- назвать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями;
- определить букву в неправильном положении;
- обвести контурные изображения букв;
- выделить буквы, наложенные друг на друга;
- на фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся буквы»;
- конструирование букв из их элементов;
- реконструирование букв путем добавления (уменьшения) количества элементов или изменения их пространственного расположения.

Хорошо использовать задания «Изографы», это картинки, на которых слова нарисованы буквами, различным образом расположенные в пространстве и оптически похожие на предмет, в названии которого используются эти буквы.
Зрительные гимнастики и динамические гимнастики могут проводиться с подключением кинезиологических упражнений.
На уроках, для устранения оптической дисграфии таким детям предлагаются дополнительно задания для формирования пространственных и временных представлений: игры и упражнения направленные на ориентировку в собственном теле, дифференциацию правых и левых частей; ориентировку в окружающем пространстве; ориентацию на листе бумаги.

Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

Для развития графо-моторных навыков, детям с оптической дисграфией предлагаются такие задания, как: обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовка деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету и тому подобное.

Еще один вид дисграфии – моторная (кинетическая), для которой характерны трудности движения руки во время письма, нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами. Моторная (диспраксическая) дисграфия проявляется у детей с нарушением зрения в неспособности овладевать графическим письмом (образом буквы).

Проявления моторной дисграфии следующие:
• Трудности движений руки во время письма, не могут переключать движения руки с одной буквы на другую, не знают, с какого элемента начать писать букву, что приводит к многократному повторению букв, слогов, их перестановке. Например, не различают начертания (л-м, и-у, п-т);
• • Дети не знают, с какого элемента начать писать букву, наблюдается многократное повторение букв, слогов, их перестановка, нарушается схема слов и предложений; наблюдается не дописывание слов, появление лишних, двойных или даже тройных букв, пропуски букв и слогов, буквы разного размера и разного наклона по
• У детей наблюдаются замены букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы, дописывание элементов букв, если соседние буквы имеют одинаковый элемент
• Неровный, неразборчивый, чересчур мелкий или размашистый почерк, буквы неровные, «корявые», разного размера и наклона, линии дрожащие, угловатые;
• Графомоторные движения у детей с нарушением зрения при письме напряженные, скованные, рука быстро устает, письмо медленное по темпу,
• Наблюдается замена и смешение сходных букв б-д, п-т, и-у, х-ж рукописного шрифта

Причиной моторной дисграфии у детей с нарушениями зрения является нарушение связи моторных образов звуков и слов со зрительными образами, контроля за собственными движениями, часто связана с неврологическими нарушениями. Слабость функционирования блока программирования и контроля, трудность распределения когнитивных ресурсов и внимания между моторными, фонематическими и орфографическими операциями.

Таким образом, учитель-дефектолог (логопед) проводит следующую работу с ребенком с моторной дисграфией
Для помощи ребенку включаются в уроки некоторые упражнения:
- для нормализации мышечного тонуса верхних конечностей, для расслаблению мышц руки
- самомассаж кистей и пальцев рук
- движение супинации (кисти и предплечья, которое облегчает раскрытие ладони и отведение большого пальца)
- противопоставление (соединение) ладоней и пальцев обеих рук (приемы Су-Джок терапии), противопоставление большого пальца остальным.

Также предлагаются ребенку с нарушением зрения упражнения в начертании двигательных элементов буквы (письмо по образцу на кальке, письмо по трафаретам; письмо буквы в воздухе, письмо буквы на песке, по крупе, мелом на доске).

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Особенности использования учебного материала на занятиях по ознакомлению с окружающим миром со слепы

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Технология Базарного в детском саду. Из опыта работы
Опубликовано: 1562 дня назад (18 декабря 2019)
Просмотров: 1747
Рубрика: статьи
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!