Методическая разработка на тему: «Анализ проблем патриотического воспитания в Московском суворовском военном училище»
Автор: Шевченко Елена Владимировна, воспитатель 2 учебного курса
Обоснование выбора методической темы:
Данная работа посвящена проблемам формирования патриотического сознания суворовцев, как одной из основных нравственных ценностей будущих защитников Отечества.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, которое сегодня становится одним из главных ресурсов консолидации общества, важнейшим направлением государственной политики, всей системы воспитания граждан России.
Цель методической разработки: обобщить опыт работы довузовских военных учреждений по патриотическому воспитанию, выделить формы и методы патриотического воспитания и проанализировать состояние патриотического воспитания в училище.
Практическая значимость: методическая помощь воспитателям в вопросах гражданско-патриотического воспитания, в определении уровня развития и проявления патриотизма суворовцев.
Оглавление
1. Введение. Роль и место патриотического воспитания в современном обществе. Правовая основа и нормативные источники патриотического воспитания
2. Сущность, определение и направления развития патриотизма в военных суворовских училищах и кадетских корпусах
3. Формы и методы патриотического воспитания. Героико-патриотическое воспитание суворовцев
4. Анализ состояния патриотического воспитания в МсСВУ
Заключение
5. Приложение 1. Уровни определения действенности (результативности) и эффективности процесса патриотического воспитания
6. Приложение 2. Уровни развития и проявления патриотизма личности
7. Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена анализу проблемы патриотического воспитания в суворовском училище, проблемам формирования патриотического сознания как одной из основных нравственных ценностей будущих защитников Отечества.
Как известно, характер и направления развития любого общества представляют собой определенную совокупность, систему ценностей, на которые оно ориентируется и стремится сделать своим реальным достоянием. В этой системе, как и во всех других, есть основные, ведущие ценности, которые выступают стержнем, обеспечивающим единство, стабильность и развитие общества. Среди таких ценностей, особенно в переломные для общества периоды, наиболее значимыми выступают Отечество и патриотизм.
Проблема патриотизма играет особую роль в жизни современной России. Обусловлено это многими факторами, главными из которых являются последствия перехода от одной общественно-политической формации к другой и соответственно от одной системы ценностей к другой. Особое значение проблема патриотизма имеет для современной российской молодёжи, так как её отношение к патриотизму формировалось в период социально-экономической, идеологической и культурной ломки. В этих условиях поиск причинной обусловленности современного российского патриотизма, особенностей его формирования у населения, и, прежде всего, у молодежи и воинов Вооруженных Сил, становится актуальной задачей.
Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания, приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания, которое сегодня становится одним из главных ресурсом консолидации общества, важнейшим направлением государственной политики, всей системы воспитания граждан России.
Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция РФ; Федеральные законы РФ: «О воинской обязанности и военной службе», «О ветеранах», «О днях воинской славы (победных днях) России», «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов»; Указ Президента РФ «О концепции национальной безопасности РФ»; «Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», иные нормативно-правовые акты РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.
В нашем училище данные документы нашли отражение в Уставе и Регламенте ФГКОУ «Московское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации», в Образовательной программе и Программе развития училища, в Учебном плане и Плане воспитательной работы.
Согласно нормативной документации Московского суворовского военного училища, воспитание в МсСВУ представляет собой процесс формирования у воспитанников научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений. А также способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества, государства.
Одной из стратегических целей воспитания в училище является «развитие качеств личности гражданина, отвечающих национальным государственным интересам России, формирование моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, гордости за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации».
Приоритетными ценностями в воспитании определены: идея российского государственного патриотизма, воинский долг и профессионализм.
СУЩНОСТЬ, ОПРЕДЕЛЕНИЕ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЗМА В ВОЕННЫХ СУВОРОВСКИХ УЧИЛИЩАХ И КАДЕТСКИХ КОРПУСАХ
Если толковать понятие «патриотизм» в изначальном смысле, то само слово «патриотизм» происходит от греч. patriotes – соотечественник и patris – родина, отечество. Однако Владимир Даль представлял патриотизм как «любовь к отчизне». Патриот, по Далю, – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. В Словаре русского языка С. И. Ожегова «патриотизм» - это любовь к своему Отечеству, своему народу, преданность им. Советский энциклопедический словарь добавил к вышеприведенным понятиям ставшую затем крылатой цитату В.И. Ленина: «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств».
Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется и развивается в каждом человеке, начиная с раннего возраста во взаимосвязи с развитием других качеств личности.
Воспитание гражданина и патриота – ведущая задача любой системы образования, любого образовательного учреждения и тем более военных образовательных учреждений, призванных готовить будущих защитников отечества, ответственных за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание. Поэтому формирование патриотических качеств и гражданской ответственности имеет первостепенное значение в военных суворовских училищах и кадетских корпусах, изначально призванных участвовать в воспитании защитников Родины, достойных сынов своего Отечества.
Целью патриотического воспитания в суворовских училищах и кадетских корпусах является формирование и развитие у воспитанников основных качеств и свойств, которые позволят им в будущем успешно выполнять социально значимые функции защиты Отечества и активно участвовать в деятельности, обеспечивающей реализацию его национальных интересов.
Цель патриотического воспитания определяет
две основные задачи.
Первая задача - формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина-патриота России, способной активно участвовать в созидательном процессе прогрессивного развития страны, в укреплении и совершенствовании основ общества и государства.
Вторая задача – целенаправленная подготовка будущих защитников Отечества, способных обеспечить безопасность и могущество России.
Цель и задачи, в свою очередь, определяют содержание и характер патриотического воспитания в военном училище.
Содержание патриотического воспитания реализуется в соответствующих формах воспитательной работы, которые можно разделить на три основные группы.
Первая группа включает в себя многообразные формы работы общепатриотического характера, используемые в процессе решения первой задачи. К ним относятся: курсы, кружки, секции, беседы, дискуссии, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими и т.д.
Вторая группа обусловлена спецификой частных педагогических задач содержания патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется более выраженной военной и военно-прикладной направленностью. Формы этой группы предполагают, прежде всего, приобретение практических знаний о жизни и деятельности войск, особенностях службы и быта военнослужащих. Это ознакомление в рамках военно-технических кружков, тактических учений, тактико-строевых занятий, военно-спортивных игр, секций по военно-прикладным видам спорта и др. Все это позволяет расширить познания суворовцев по вопросам предстоящей военной службы.
Но наиболее перспективным направлением патриотического воспитания является применение комплексно-комбинированных, интегрированных форм, образующих
третью группу. Эти формы сочетают в оптимальном виде как общее, так и специфическое в содержании патриотического воспитания. Это оборонно-спортивные оздоровительные лагеря, учебно-полевые сборы, патриотические и военно-поисковые клубы, объединения различной военно-прикладной направленности, университеты будущего воина-офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и другое.
Основными принципами педагогической деятельности по патриотическому воспитанию являются принципы научности, законности, демократизма, приоритетности исторического и культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций, принципы системности, поэтапности и преемственности, учета возрастных особенностей и интересов различных социальных групп, многообразие форм, методов и средств этой деятельности.
С целью эффективной реализации поставленных задач в училище разработана специальная система, всесторонне охватывающая воспитательный процесс в рамках формирования определяющих гражданских принципов и морально-нравственных позиций суворовцев. Данная система с указанием ряда необходимых мероприятий подробно отражена в плане воспитательной работы училища на год.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Как показывают опыт прошлого и передовая воспитательная практика настоящего, повышение эффективности патриотического воспитания связано с целенаправленным использованием истории Российского государства, героического прошлого его Вооруженных Сил, исторических фактов, которые побуждают сознание, волю, энергию, чувства суворовцев, проявление ответственности, совести и чести, на выполнение воинского долга в интересах защиты своего отечества.
Отечественная история – это база воспитания патриотов, а героика прошлого – основа воспитания гражданственности и патриотизма.
Воспитание на фактах героической истории Отечества в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг.», должно организовываться по следующим основным позициям:
- глубокое и всестороннее изучение истории родного края;
- организация и проведение уроков мужества, вахт памяти, несение дежурства у братских могил, памятников и памятных мест в дни знаменательных дат истории Отечества;
- подготовка молодежи по техническим и военно-прикладным видам спорта, регулярное проведению военно-спортивных игр, учебных сборов, походов, экскурсий, сдачи норм спортивно-оздоровительного комплекса, в целях подготовки юношей к военной службе;
- всемерное развитие шефских связей с воинскими частями и учреждениями МО РФ, образовательными учреждениями военного профиля;
- регулярное участие в проведении «дней открытых дверей» в военно-учебных заведениях, «дней призывника» при военкоматах, встреч и бесед молодежи с личным составом частей, ветеранами Великой Отечественной войны, участниками событий в горячих точках планеты;
- систематическая организация среди молодежи различных военно-практических кружков по интересам, изучение военного дела, ведение работы по поиску имен погибших, пропавших без вести в годы войны, запись воспоминаний о событиях минувших сражений (формирование своеобразной «Живой летописи войны»);
- содействие участию молодежи в сооружении, охране и уходу за памятниками воинской славы в памятные и знаменательные дни истории Отечества;
- более полное использование опыта участников Великой Отечественной войны, боевых действий в Афганистане, Чечне и других горячих точках с целью изучения и совершенствования опыта и боевых традиций армии и флота для подготовки будущих защитников Родины. Регулярное проведение встреч с ветеранами войны, ветеранами военной службы, ветеранами труда военных лет;
- систематическое проведение научно-практических конференций по вопросам отечественной истории с вовлечением в научную работу молодежи. Создание условий для выступлений школьников на этих конференциях и дальнейшей публикации их тезисов, докладов, рефератов.
Следует отметить, что многое из того, что предлагает Программа, у нас делается. И не просто делается, а вошло в традицию. В Московском суворовском военном училище существуют следующие замечательные традиции: Торжественное построение, посвящённое Дню Знаний; Торжественная церемония, посвящённая даче клятвенного обещания воспитанниками в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе; проведение Дня училища; празднование дня рождения А. В. Суворова; Суворовские чтения; Осенний кадетский бал; Традиционный новогодний суворовский бал; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и современных локальных конфликтов; организация концертов к памятным датам России; Торжественные мероприятия, посвящённое выпуску суворовцев на Соборной площади Московского Кремля; походы по местам боевой и трудовой славы (в частности - по суворовским местам); культурный обмен с воспитанниками военного лицея Сент-Сир (Франция); проведение уроков мужества, вахт памяти, дней воинской славы и др.
И с этого года у нас возродилась еще одна замечательная традиция – участие наших суворовцев в военном параде на Красной площади, посвящённом Дню Победы.
Повышение эффективности патриотического воспитания российских военнослужащих всегда было связано с положительными воинскими традициями, с использованием воинских ритуалов. В МсСВУ на сегодняшний день используются следующие ритуалы: ритуал строевого смотра, посвящения в суворовцы, принятия суворовской присяги, триумфальные шествия, военные парады, церемония прохождения знаменной группы, награждения вымпелами, призами, кубками, государственными наградами, исполнения Гимна РФ, патриотических песен и другие.
Еще такие крупнейшие военные деятели России как А.В. Суворов, М.И. Кутузов, М.А. Драгомиров утверждали, что патриотическая работа должна вестись с опорой на историю, воинские традиции и ритуалы, использование военной символики, материального и морального стимулирования. С этой точки зрения, работа по патриотическому воспитанию в нашем училище, на мой взгляд, поставлена на должном уровне, но есть у нас и определенные проблемы, и недостатки.
АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В МсСВУ
Важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей и направлений их реализации в целях обеспечения перспектив развития этой деятельности. К сожалению, в нашем училище анализ воспитательной работы до сих пор строился только на количественных показателях, т.е. анализировались:
- количество мероприятий;
- масштаб мероприятий;
- процент участия суворовцев в этих мероприятиях;
- арсенал использования форм, методов и средств и т.д.
Здесь мы всегда были на высоте. Количество «воспитательных» мероприятий в училище год от года растет и достигает уже многозначных цифр. Но так ли это хорошо? Означает ли большое количество = высокое качество? А ведь цель воспитательной работы не в количестве проведенных мероприятий, а в тех качественных изменениях, которые должны произойти с нашими суворовцами под действием, под влиянием, в ходе или в результате этих мероприятий.
Мы часто забываем, что кроме количественных показателей есть еще и качественные. Это:
- уровень подготовленности и результативности работы (высокий, средний, низкий);
- уровень организационно-методического обеспечения (высокий, средний, низкий);
- степень удовлетворенности руководителей и организаторов работы ее основными результатами (высокая, средняя, низкая);
- отношение участников мероприятий к результатам их проведения (положительное, отрицательное, безразличное);
- готовность участников мероприятий после продолжительного периода времени к сознательной и активной самореализации в социально значимой деятельности на благо Отечества и др.
Для того чтобы мероприятия были действительно воспитывающими, развивающими необходима их тщательная подготовка, тщательный подбор содержания, тщательный отбор наиболее эффективных форм и методов. При этом в противовес тем мероприятиям, в которых суворовцы выступают в качестве зрителей целесообразно повысить долю мероприятий, в подготовке и проведении которых суворовцы принимают активное и осознанное участие. Чувство суворовского братства, единого товарищеского духа возникает и укрепляется именно при таких совместных действиях.
Кроме того, на мой взгляд, необходимо увеличить процент общественно полезных мероприятий. Превращение социальных ценностей в личностные осуществляется на основе активной деятельности самой личности в процессе патриотического воспитания и самовоспитания. Человек проявляет свои убеждения, формирует необходимые умения и навыки только в практической деятельности.
Необходимо активнее использовать современные педагогические технологии. А как известно, первым компонентом любой технологии является диагностирование. Именно его результаты определяют цели и задачи предстоящей деятельности, а уже от них зависит содержательный компонент технологии.
Согласно ФГОС, Программа воспитания и социализации обучающихся, кроме всего прочего должна содержать критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; методику и инструментарий мониторинга; планируемые результаты…
Определение реального состояния, уровня и оценки работы по патриотическому воспитанию – это одна из наиболее нерешенных проблем не только в нашем училище, но и во всей системе образования. А ведь без постоянного анализа и объективной оценки результатов работы по патриотическому воспитанию процесс ее осуществления фактически теряет свой смысл, так как самое главное в нем – именно достижение поставленной цели и конкретных задач. Между тем, в практике работы по патриотическому воспитанию зачастую проявляется совершенно другой подход: главным является сам процесс, а не его конечные результаты.
Кроме того следует помнить, что система патриотического воспитания не сводится к системе мероприятий (пусть даже и очень правильно спланированных и проведенных). Это должна быть система постоянного, ежедневного целенаправленного взаимодействия воспитателей, учителей, командного состава училища с суворовцами на всех уровнях – общеучилищном, по-ротном, по-взводном и индивидуальном – для формирования и совершенствования у суворовцев необходимых патриотических качеств.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проводимая в МсСВУ работа по патриотическому воспитанию суворовцев соответствует целям и задачам, поставленным перед педагогическим коллективом. Вместе с тем имеются несомненные резервы как в части планирования указанной деятельности, форм и методов ее реализации, так и в части анализа процесса и результатов данной работы. Определение конкретных результатов должно стать нормой, важнейшим принципом патриотического воспитания независимо от того, кто, где, когда и с кем его осуществляет. При этом особое значение имеет регулярность и системность контроля и оценки результатов работы по патриотическому воспитанию как ее исполнителями (самоконтроль и самооценка), так и руководителями.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Уровни определения действенности (результативности) и эффективности процесса патриотического воспитания
Высокий уровень - Процесс патриотического воспитания характеризуется активностью, целенаправленностью, высокой степенью организации, взаимодействия его субъектов, ритмичностью, сбалансированным использованием средств, форм, методов, технологий для достижения ожидаемых результатов. Субъект-объектные отношения являются оптимальными, интересы воспитателей и воспитуемых совпадают, взаимоотношения достаточно гармоничны, мотивация в процессе совместной деятельности позитивная и устойчивая. Ожидаемый результат является достижимым.
Средний уровень - Процесс патриотического воспитания характеризуется относительной организованностью, минимальной активностью, несбалансированным, непродуманным использованием форм, методов и средств для достижения ближайших задач. Перспективные и инновационные направления деятельности, как правило, отсутствуют. Субъект-объектные взаимосвязи нестабильны, интересы и устремления воспитателей и воспитуемых совпадают лишь частично, отношения неустойчивы, не имеют существенных основ. Позитивная мотивация в процессе совместной деятельности проявляется непостоянно и наряду с негативными моментами. Ожидаемый результат достигается не в полной мере, то есть частично.
Низкий уровень - Процесс имеет малоуправляемый, неорганизованный, стихийный характер. Взаимодействие между его субъектами отсутствует. Субъект-объектные взаимосвязи формальны или отсутствуют. Позитивно-ориентированная мотивация в процессе деятельности не проявляется, вследствие чего ожидаемый результат не достигается.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Уровни развития и проявления патриотизма личности.
Высокий уровень - Глубокое изучение истории и культуры России. Патриотическая убежденность и готовность к действиям во имя национальных интересов. Осознание личной ответственности за судьбу России. Проявление социальной активности и гражданской зрелости. Инициатива в патриотической деятельности и целенаправленное участие в ней.
Средний уровень - Восприятие истории Отечества как одного и важнейших предметов в системе образования и воспитания. Владение содержанием таких понятий как «Родина», «патриотизм», «гражданский долг», «мужество». Понимание необходимости защиты интересов Отечества в связи с объективной оценкой политической ситуации в мире. Проявление активности при проведении массовых мероприятий и организации коллективных дел. Высокая ответственность, осознание гражданского и патриотического долга. Наличие опыта преодоления моральных, волевых перегрузок патриотической деятельности в ее различных формах.
Низкий уровень - Понятия «патриотизм», «гражданский долг» находятся на формально-вербальном уровне. Слабо развиты представления о гражданском долге, патриотизме и современном развитии российского общества и его проблемах. Ответственное, но пассивное, без проявления инициативы выполнение учебных и общественных поручений. Стремление преодолеть вставшие на пути трудности, но собственными силами, без поддержки товарищей, сверстников.
Нулевой уровень - Интересы государства и перспективы его развития не занимают никакого места в жизненных планах, не связываются с жизненными перспективами. Понимание необходимости защиты интересов Отечества имеет отвлеченный абстрактный характер. Проявление равнодушного отношения к учебе в целом и пассивности. Отсутствие интересов к гуманитарным дисциплинам, в том числе к истории Отечества. Низкая ответственность при выполнении общественных поручений или их игнорирование. Отсутствие представления о гражданском долге и патриотизме. Слаборазвитые морально-волевые качества. Проявление слабоволия и отступление от намеченной цели при столкновении с трудностями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ ИСТОЧНИКОВ
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795).
2. Государственно-патриотическое воспитание военнослужащих в военном вузе. Учебно-методическое пособие. Воронеж. 2009.
3. Концепция военно-патриотического воспитания детей и молодежи.
4. Лесняк В.И. Педагогическая система героико-патриотического воспитания личности в условиях становления гражданского общества/ Автореферат диссертации доктора педагогических наук.
5. Лутовинов В.И Патриотическое воспитание: Критерии и основы методики оценки результатов работы по патриотическому воспитанию Научно-исследовательская работа.
6. Образовательная программа Московского суворовского военного училища.
7. Федеральные государственные образовательные стандарты.
8. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы.
9. Черкесова Е.В. Патриотизм и гражданственность в понимании современных подростков.
10. Черникова, Т. Размышления о воспитании патриотизма в подростковом и юношеском возрасте// Воспитательная работа в школе. – 2011. – №5. – С. 47-58.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование патриотизма и гражданственности у школьников
Из опыта работы по патриотическому воспитанию младших школьников
Методический сборник по патриотическому воспитанию младших школьников. Мы гордимся Россией
Гражданско - патриотическое воспитание школьников. Методические рекомендации
Похожие статьи:
Классный час для 6-7 класса. Афганистан
Классный час, 6 класс. Аргунский подвиг
Внеклассное мероприятие «Великие люди России»
Внеклассное мероприятие в школе «Трагедия Беслана»
Агитбригада по патриотическому воспитанию. Памяти участникам войны