Конспект ОД в старшей группе детского сада. Описание посуды с использованием мнемотехники
Конспект образовательной деятельности «Описание посуды с использованием мнемотехники» для детей 5 – 6 лет
Организационная информация
1. Доминирующая образовательная область
Речевое развитие
2. Вид деятельности детей
Познавательная, коммуникативная, игровая, продуктивная
Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности
«Описание посуды с использованием мнемотехники»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия Беседа с детьми, вопросы, использование демонстрационного материала, выкладывание разрезных картинок, использование мнемотаблиц и мнемодорожек, выполнение коллективного задания, дыхательная гимнастика, поощрение и обсуждение.
3. Интеграция образовательных областей
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие
4. Возрастная группа 5 – 6 лет
5. Цель: Развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотехники.
6. Задачи:
6.1 Образовательные:
- Актуализировать словарь по теме «Посуда».
- Учить составлять предложения из 4-5 слов по теме «Посуда» с использованием мнемотехники.
- Учить составлять небольшой рассказ-описание по графическому плану.
6.2 Развивающие:
- Развивать пространственные представления, память, внимание, логическое мышление.
- Развивать физиологическое дыхание.
6.3 Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, отзывчивость, желание приходить на помощь в трудную минуту
- воспитывать уверенность ребенка в собственных силах в процессе коллективной деятельности
7. Планируемые результаты:
- умеет составлять описательный рассказ по мнемотаблицам.
- умеет формулировать тексты загадок по мнемотаблицам
- проявляет интерес к разучиванию новых стихотворений с использованием мнемокартинок.
8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) - видеофрагменты мультфильма «Федорино горе» (К. Чуковский),
- технические средства – ноутбук,
- разрезные картинки с изображением посуды,
- мнемодорожки для составления предложений,
- мольберт магнитный,
- мнемотаблица на слово «чашка»;
- игра «Собери разбитую посуду»,
- опорные картинки к стихотворению «В руки мы картинки взяли» (посуда).
9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты - Чтение сказки «Федорино горе» (Корней Иванович Чуковский)
- рассматривание иллюстраций к сказке;
- продуктивная деятельность (изготовление чашек для дыхательной гимнастики);
- Беседа «Какая бывает посуда?»
- Рассматривание иллюстраций мастеров, изготавливающих посуду.
- Рассматривание посуды из разных материалов, с разными видами росписи.
- Дидактическая игра «Что из чего – какое?»
- Дидактическая игра «Подбери действия»
- Дидактическая игра «Укрась посуду»
- Презентация - «Что для чего».
Образовательная деятельность
I. Вводная часть
1.1 Введение в тему (вовлечение детей в деятельность) Стук в дверь. Воспитатель. Ребята, вы не слышите, кто-то постучал в дверь?
Почтальон. Здравствуйте ребята! Я принес вам видеосообщение с очень важной информацией. Одна очень интересная особа, хочет, чтобы вы прослушали сообщение, она кажется хочет попросить вас о помощи.
Дети. Спасибо! Мы обязательно посмотрим и выслушаем просьбу. 2 минуты
1.2 Мотивация деятельности детей В. Дети давайте посмотрим видеозапись.
(Видеосообщение содержит просьбу бабушки Федоры помочь ей вернуть посуду, которую заколдовал волшебник. Он придумал для нее задания, с которыми она не может справиться. И просит ребят о помощи в их выполнении. 2 минуты
1.3 Целеполагание В. А как вы думаете стоит ли нам помочь бабушке?
Дети. Да!
Воспитатель. Мы справимся со всеми заданиями?
Дети. Да!
Воспитатель. Ребята мы с вами много знаем, давайте поможем Федоре выполнить задания волшебника. 1 минута II. Основная часть:
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний В. Ребята начнем выполнять задания.
Первое задание «Чего нет».
Воспитатель делит детей на 4 команды. У каждой команда на партах лежат картинки и на них не хватает одного предмета посуды, а на доске висит картинка со всеми предметами.
Воспитатель. Ребята посмотрите какого предмета не хватает у вас на картинках.
Дети определяют какого предмета не хватает у них, выбирают в своей команде отвечающего и называют свой предмет.
Воспитатель. Молодцы, вы справились с первым заданием.
Воспитатель. Второе задание на пространственное ориентирование. Волшебник просит нас правильно ответить где находится тот или иной предмет посуды.
Воспитатель. Настя назови предметы, которые находится справа от чашки.
Дети. Справа от чашки находится чайник и тарелка.
Воспитатель. Денис назови предметы, которые находятся слева от чашки.
Дети. Слева от чашки находятся сковорода и кастрюля.
Воспитатель. Гриша назови предмет, который находится сверху чашки.
Дети. Сверху чашки находится шумовка.
Воспитатель. Ксюша назови предмет, который находится снизу чашки.
Дети. Снизу чашки находится половник.
Воспитатель. Никита, назови предмет, который находится в правом верхнем углу от чашки.
Дети. В правом верхнем углу находится чайник.
Воспитатель. Егор назови предмет, который находится в левом верхнем углу от чашки.
Дети. В левом верхнем углу от чашки находится сковорода.
Воспитатель. Даниил назови предмет, который находится в левом нижнем углу от чашки.
Дети. В левом нижнем углу от чашки находится тарелка.
Воспитатель. Жасмина назови предмет, который находится в правом нижнем углу.
Дети. В правом нижнем углу находится кастрюля.
Воспитатель. Молодцы ребята и с этим заданием волшебника вы справились. 5 минут 2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания В. Ребята, а мы с вами продолжаем. И следующее задание от волшебника, которое называется «Чашка».
На мольберте висят картинки, по этим картинкам нужно составить описательный рассказ про чашку. Какая бывает чашка? Какого цвета? Что на ней может быть нарисовано? Что в нее наливают? Гриша проходи к мольберту и составь нам рассказ.
Дети. Это чашка, ее ставят на стол, чай в чашку наливают из чайника, из чашки пьют чай, на чашке рисуют цветочки, чай может иметь запах цветов, чашка бывает разного цвета, Ч – первый звук в слове «чашка», под чашку ставят блюдце, на чашке рисуют листочки, для заваривания собирают лист чая, сушат.
Воспитатель. Молодец Гриша. Садись.
А сейчас мы все вместе отдохнем и и выполним упражнение, которое называется «Подуем на чай». Подойдите все к столу и возьмите по одной чашке.
Я вам предлагаю выпить чаю, но он горячий. Давайте подуем на него. По моей команде вы сделаете вдох и подуете на «пар», не раздувая щек, вытянув губы трубочкой. Вот так.
Все справились с упражнением молодцы.
Кладите чашки обратно на стол.
Воспитатель. Наше следующее задание составление предложений по мнемодорожкам. (Воспитатель раздает 4 детям мнемодорожки) Воспитатель. Подумайте внимательно и поднимите руку кто готов. И не забывайте уточнить какого цвета ваша посуда. Воспитатель. Дима составь свое предложение.
Дети. От Федоры убежал голубой стакан. Воспитатель. Молодец Дима. Теперь Слава составит свое предложение.
Дети. От Федоры убежала зеленая чашка.
Воспитатель. Молодец Слава. Теперь свое предложение составит Влад.
Дети. От Федоры убежал фиолетовый чайник.
Воспитатель. Правильно Слава. И последнее предложение составит нам Катя.
Дети. От Федоры убежала красная тарелка. Воспитатель. Молодцы ребята вы справились с очередным заданием волшебника. И я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить физкультурную минутку «Посуда».
Дети. Вот большой стеклянный чайник, очень важный как начальник. Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки, голова на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос, он посуду нам принес. 5 минут
2.3. Актуализация ранее приобретенных знаний
В. Ребята, а для следующего задания нам снова нужно поделиться на четыре команды. Каждая команда подходи к столам. И следующее задание волшебника называется «Склей разбитую посуду».
Воспитатель. Некоторая посуда разбилась. Соберите разбитую посуду и расскажите, что вы склеили. Не забывайте говорить, какого цвета ваша посуда.
Дети. Наша команда склеила коричневый кувшин.
Дети. Наша команда склеила красный чайник.
Дети. Наша команда склеила желтую кастрюлю.
Дети. Наша команда склеила черную сковороду.
Воспитатель. Молодцы ребята. И это задание волшебника мы выполнили успешно.
Воспитатель. У нас осталось последнее задание.
Нам нужно отгадать волшебные загадки нашего волшебника.
К мольберту выйдет Ксюша и загадает загадку.
Дети. Она бывает разного цвета. Она похожа на прямоугольник, бывает большой и маленькой. Она железная. У нее есть крышка, дно, стенки, ручки. В ней можно варить суп.
Дети. Это кастрюля.
Воспитатель. К мольберту выйдет Жасмина и загадает следующую загадку.
Дети. Она стального цвета. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – овальная. Она маленькая. Она железная. С ее помощью можно есть.
Дети. Это ложка.
Воспитатель. И последнюю загадку нам загадает Ксюша.
Дети. Она стального цвета, бывает черная. Состоит из двух частей: одна часть прямоугольная, другая – круглая. Она бывает большая и маленькая, она железная в ней можно пожарить картофель.
Дети. Это сковорода.
Воспитатель. Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями волшебника. 4 минуты III. Заключительная часть
3.1 Анализ результатов деятельности В. Ребята, как вы думаете вы справились со всеми заданиями успешно?
Дети. Да.
Воспитатель. Ребята, а какое задание вам показалось самым сложным.
Дети. Задание «Собери разбитую посуду».
Воспитатель. А какое задание показалось вам самым легким?
Дети. Отгадывание загадок. Воспитатель. Ребята, а нам только что пришло видеосообщение от Федоры Егоровны. Давайте его посмотрим.
(Воспитатель включает видео сообщение от Федоры, она сообщает детям, что вся посуда вернулась, благодарит детей за помощь).
1 минута
IV. Определение перспективы дальнейшей деятельности
4.1 Продолжать использовать мнемотехнику с детьми в работе по развитию речи.
Скачать Конспект ОД в старшей группе детского сада. Описание посуды с использованием мнемотехники
уважаемая Елена Юрьевна , спасибо Вам большое за ваш очень интересный конспект. Мы с коллегами по группе тоже взяли на заметку работу по с использованию "мнемотехники" для детей с нарушением речи.Ваш конспект поможет перенять опыт по составлению "мнемотехники" по лексическим темам.
Добрый день, Елена Юрьевна! Какое интересное занятие по развитие связной речи дошкольников с использованием мнемотехники вы опубликовали. Дети учатся составлять описательные рассказы и загадки по мнемотаблицам. Очень хорошо что на ваших занятиях ребята проявляет интерес к разучиванию новых стихотворений с использованием мнемокартинок. Голос! Удачи!
Добрый вечер, Нина Николаевна! Детям очень интересна такая техника. Но очень долго учили условные обозначения (их очень много). Дети сами пробовали рисовать и составлять рассказы, четверостишия и загадки по своим картинкам. Спасибо Вам большое за отзыв и голос.