Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка классного часа для 5 - 8 классов к 9 мая. Собаки - герои Великой Отечественной войны

Разработка занятия ко Дню Победы для школьников 5-8 класса. Собаки - герои Великой Отечественной войны
Автор: Первухина Елена Юрьевна,педагог дополнительного образования
Место работы: МАОУ ДО «Центр дополнительного образования», ХМАО-Югра, Тюменская область, Кондинский район, п. Междуреченский

Описание материала: предлагаю разработку занятия (классного часа) для 5-8 классов, посвящённого 70-летию Великой Победы над фашистской Германией. Данная разработка будет полезна педагогам дополнительного образования, классным руководителям, учителям рисования, воспитателям.
Цель:Знакомство детей с историческим прошлым нашей страны.
Задачи:
- Развивать умения анализировать, обобщать;
- Воспитывать чувство гордости за героическое прошлое своей страны;
- Формировать интерес к истории своей страны.
Предварительная подготовка: подбор материалов для сообщений и разучивание стихотворений.
Ход занятия:
Педагог:
Почти 70 лет прошло, как закончилась Великая отечественная война. Страшный период в истории страны. Но именно в это время наиболее ярко проявились такие качества как отвага, дружба, взаимопомощь, мужество, преданность. Они были присущи не только людям, но и их четвероногим друзьям – животным, в частности собакам.
Собаки служили в Советской Армии и геройски вели себя, отдавая свои жизни во имя Великой Победы. Многие люди, участники ВОв, награждены орденами и медалями, удостоены званий героев.

А как же собаки, которые преданно служили своим хозяевам, можно ли их назвать героями?

Чтобы найти ответ на вопрос «Кто такой герой», обратимся к словарю С.И. Ожегова:
Герой - совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести,
самоотверженности
Значение слова Герой по словарю Даля:
Герой- славный, отважный, отчаянно-смелый, решительный.

-А как вы, думаете?
(ответы детей):
Герой- тот, кто защищает.
• Герой –защитник, храбрец, он совершает подвиги.
• Он совершает поступки не ради выгоды, пользы для себя, а ради других.
• Это тот, кто готов погибнуть за своих близких.

В сборнике русских пословиц есть пословицы о героях:
(зачитывают дети)
Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.
• Герой не потерпит, чтобы при нем обижали.
• Герой не многих знает, а имя его вся страна повторяет.
• Герой в бою думает не о смерти, а о победе.
• Герой за Родину горой!

Педагог:
-Какие из выше перечисленных определений и качеств можно встретить у собак?

Немного истории
Собаки участвовали в войнах с древнейших времен. В четвертом веке до нашей эры халдеи при вторжении в Южную Месопотамию перед атакой надевали на своих псов тяжелые металлические ошейники с острыми кривыми ножами. Боевые собаки, по описанию историков, широко использовались в Ассирии и Вавилоне.

В XIX веке собак начали вводить в штатное расписание частей и подразделений русской армии.
В 1919 году ученый-кинолог Всеволод Языков впервые обратился в штаб Красной армии с предложением организовать школы служебного собаководства. Боевое крещение их воспитанники прошли в 1939 году.
На великой Отечественной войне собаки имели следующие специальности:истребители танков,диверсионные собаки, минеры, санитары, ездовые,связисты, сторожевые, разведчики.
(сообщение ученика)
Собаки-истребители танков
Настоящий ужас на гитлеровцев наводили собаки-истребители танков. Обвешанная взрывчаткой собака, приученная не бояться бронированных машин, была страшным оружием. Взрыв мины убивал и собаку. Но уже к середине войны были сконструированы мины, которые отцеплялись под днищем машины. Это давало собаке шанс спастись.
За годы войны они уничтожили около трехсот немецких танков. Но в боях полегло намного больше четвероногих бойцов.

Диверсионные собаки
Диверсионные собаки подрывали железнодорожные составы и мосты. На спине у таких собак был закреплен разъемный боевой вьюк. Собака проникала к железнодорожному полотну, дергала за рычаг освобождения от седла, и груз готов к диверсии.

(сообщение ученика)
Собаки-минеры
Более шести тысяч собак служили миноискателями. В общей сложности ими было обнаружено, а вожатыми-саперами обезврежено четыре миллиона мин и фугасов! Собаки-минеры разминировали Белград, Киев, Одессу, Варшаву, Прагу, Будапешт, Берлин.

Собаки-санитары
Раненым нужна была срочная медицинская помощь, многие из них истекали кровью. На помощь приходили собаки. Они подползали к раненому и подставляли ему бок с медицинской сумкой. Терпеливо ждали, когда он перевяжет рану. Только потом отправлялись к другому.
В период Великой Отечественной войны собаки-санитары вынесли на себе с поля боя более 700 тысяч раненых бойцов! Стоит отметить, что санитару за 80 человек, вынесенных с поля боя, присваивали звание Героя Советского Союза.

(сообщение ученика)
Ездовые собаки
Всего за время военных действий было сформировано около 15 тысяч собачьих упряжек, которые доставляли раненых солдат в укрытие, где им можно было оказать срочную медицинскую помощь. И это, может быть, самая важная особенность помощи собак в спасении наших солдат.

Собаки-связисты
Важное военное сообщение прикреплялось к ошейнику и доставлялось по назначению. Иногда даже тяжело раненая собака доползала до места назначения и выполняла свою боевую задачу. Знаменитая собака Норка за 1942-1943гг. доставила 2398 боевых донесений.
Из донесения штаба Ленинградского фронта: «6 собак связи… заменили 10 человек посыльных, причем доставка донесений ускорилась в 3-4 раза».

(сообщение ученика)
Собаки разведывательной службы сопровождали разведчиков в тыл врага для успешного прохода через его передовые позиции, обнаружения скрытых огневых точек, засад, секретов, оказания помощи при захвате «языка», работали быстро, четко и беззвучно.

Сторожевые собаки работали в боевом охранении, в засадах для обнаружения врага ночью и в ненастную погоду. Эти четвероногие умницы только натяжением поводка и поворотом туловища указывали направление грозящей опасности.
А еще собаки служили живыми талисманами, помогали солдатам преодолевать тяготы войны, а иногда и просто воевали вместе с ними.
(сообщение ученика)
Фронтовые истории
За годы войны колли по кличке Дик обнаружил более 12 тысяч мин, принимал участие в разминировании Сталинграда, Лисичанска, Праги и других городов. Главный подвиг Дик совершил в Павловске». За час до взрыва Дик обнаружил в фундаменте дворца фугас в две с половиной тонны и часовым механизмом.

Санитарная собака Мухтар, за годы войны вытащила с полей сражений более 400 раненых бойцов. Спасла она и своего проводника, контуженного взрывом бомбы.

На Параде Победы 24 июля 1945 вслед за полками фронтов, по Красной площади шли… собаки со своими проводниками.На том параде шел главный кинолог страны подполковник Мазовер. Он нес на руках собаку по кличке Джульбарс. Дворцы над Дунаем, замки Праги, соборы Вены. Эти и другие уникальные памятники архитектуры дожили до наших дней благодаря Джульбарсу. С сентября 1944-го по август 1945 года, принимая участие в разминировании на территории Румынии, Чехословакии, Венгрии и Австрии, служебная собака по кличке Джульбарс обнаружила 468 мин и более 150 снарядов.

Педагог:
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что собаки, участники Вов действительно являются настоящими героями! Они отдавали свои жизни и воевали наравне с людьми.
Лишь у некоторых собак мы знаем имена, мало награждено медалями. Но мы обязаны чтить память этих героев. Ведь им мы обязаны жизнью, ведь они вместе с участниками Великой отечественной войны отстояли наш мир.
В каждом населенном пункте нашей страны есть памятники в честь Великой Победы. Но не везде есть памятники собакам –героям. Таких памятников очень мало.
-Скульптура «Военный инструктор с собакой» - Москва, Терлецкий лесопарк

-Памятник собакам-подрывникам в Волгограде

-Памятник погибшим на войне собакам в селе Легедзино под Уманью

-Памятник героям медикам и санитарным собакам в городе Ессентуки

Я предлагаю разработать эскиз памятника собакам-героям для нашего поселка Междуреченский. Пусть военные действия не разворачивались на нашей территории, но Великая Отечественная война коснулась каждого жителя нашей родины и каждого жителя нашего поселка.
Дети рисуют эскизы памятника собакам - героям. И представляют свои эскизы в конце занятия.

на фото представлен эскиз памятника , разработанный ученицей 5 класса.
Каждый житель и гость нашего поселка сможет прийти и поклониться подвигу отчаянных четвероногих, отдавших свои жизни во имя нас и нашего будущего.

Сколько сказано слов.
Может чья - ни будь муза устала
Говорить о войне
И тревожить солдатские сны…
Только кажется мне,
До обиды написано мало
О собаках- бойцах,
Защищавших нас в годы войны!

Стёрлись в памяти клички.
Не вспомнить теперь и мордашку.
Мы, пришедшие позже,
Не знаем совсем ничего.
Лишь седой ветеран
Ещё помнит собачью упряжку
В медсанбат дотащившую
С поля боя когда - то его!

Связки мин и гранат
Относили собаки под танки.
Защищая страну
И солдат от нависшей беды.
После боя бойцы
Хоронили собачьи останки.
Только нет там теперь
Ни холма, ни креста, ни звезды!

Батальон окружён,
Ни еды, ни снарядов, ни связи.
Свистопляска вокруг
И осколков и пуль круговерть.
С донесением псы
Пробирались и близили праздник.
Всем, даруя свободу,
А себе, зачастую, лишь смерть.

И собачья честь
Не замарана подлым предательством!
Жалким трусом из псов
Не отметил себя ни один!
Воевали они
Без присяги, но всё ж с обязательством
Вместе с Армией Красной
Уничтожить фашистский Берлин.
И когда в майский день
На могилы приходим святые.
И святое храня
Мы минуту молчанья стоим.
То пускай эта дань
И огонь, и цветы полевые
Будут памятью светлой
Будут скромной наградой и им!

Рекомендуем посмотреть:

Коллективный проект по технологии в 6 классе. Подарок ветерану ко Дню Победы Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 6 - 8 классов. Сценарий Внеклассное мероприятие, 3-6 классы. Письма в Великой Отечественной войне Проект ко Дню Победы - 9 мая в школе, 5 класс

Похожие статьи:

Час общения в 6 классе на тему: День Победы

Историческая игра - викторина о Второй мировой войне, 7 класс

Классный час в 5 классе на тему: День Победы 9 мая

Рождественская выставка для школьников
Опубликовано: 3507 дней назад (17 мая 2015)
Просмотров: 3255
+4
Голосов: 4
Татьяна Викторовна Сухарева # 17 мая 2015 в 21:57 +2
Доброй ночи, посмотрела вашу работу. Мне очень понравилось, замечательный материал.Все очень подробно и интересно написано, эскиз памятника замечательный!Я думаю детям будет интересно узнать, что собака не только друг человека, и Собаки - герои Великой Отечественной войны. Спасибо вам за такое интересное занятие, успехов вам творческих! Мой голос за вас.
Елена Юрьевна Первухина # 17 мая 2015 в 22:21 +1
Спасибо большое за оценку и комментарий!
Елизавета Сергеевна Сергеева # 17 мая 2015 в 22:49 +1
Здравствуйте, Елена Юрьевна!Было очень интересно познакомиться с Вашей разработкой! Мне понравилась идея осветить события Великой Отечественной войны через подвиги друзей наших меньших. Спасибо за доступное, интересное повествование и прекрасно подобранные к тексту фотоматериалы!
Анна Петровна Шудракова # 19 мая 2015 в 12:50 +1
Думаю, ребятишкам очень интересен будет такой классный час. Спасибо за разработку. Даже никогда бы не подумала, что можно через тему "братьев наших меньших", "тех, кого приручили" так интересно раскрыть тему ВОВ. Спасибо за материал.
Александр Семенович Жбанов # 19 мая 2015 в 20:04 +1
Елена Юрьевна, здравствуйте!С большим удовольствием познакомился с Вашей публикацией, раскрывающий роль этих умных смелых собак в Великой Отечественной войне. Очень интересный, содержательный материал. Занятие сопровождается яркой тематической презентацией. Здорово! Спасибо Вам! Примите голос!