Консультация для педагогов на тему: Технология портфолио
Портфолио – (от франц. porter – излагать, формировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений, фиксация успехов. Понятие «портфолио» пришло к нам из Западной Европы ХУ–ХУ1 веков. В эпоху Возрождения архитекторы представляли заказчикам наброски своих строительных проектов в особой папке, которую и называли «портфолио». Представленные документы позволяли заказчикам составить впечатление о профессиональных качествах претендентов. В настоящее время в сфере бизнеса портфолио применяется для показа достижений фирмы, а в среде фотографов и фотомоделей – как альбом с фотографиями. Идею использования портфолио в сфере образования возникла в США в середине 80-х годов. К началу XXI века идея становится популярной во всем мире, в том числе и в России. Основной смысл портфолио заключается в том, чтобы показать все, на что ты способен.
Основные характеристики формирования и ведения «портфолио»
Обобщенная перспектива – отслеживание и определение квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности, фиксация ее характерных особенностей, профессионального роста воспитателей детского сада.
Стратегическая перспектива — конструктивное изменение отношения воспитателя ДОУ к собственной педагогической деятельности, к себе, как субъекту профессиональной деятельности.
Тактическая перспектива — использование портфолио воспитателем ДОУ как современной формы аттестации и механизма профессионального саморазвития.
Портфолио педагогического работника - форма аутентичного оценивания результатов по продукту, созданному педагогическим работником в ходе образовательной, творческой, социальной и других видов деятельности, демонстрирующая усилия педагогического работника, его развитие и достижения. Портфолио собирается за определённый период, используется при внутреннем аудите и предъявляется педагогическим работником при аттестации.
Портфолио предназначается для:
• самооценки и стимулирования профессионального роста и деятельности воспитателя ДОУ;
• оценивания квалификационного уровня и качества профессиональной деятельности (во время аттестации, определения размеров стимулирующих надбавок и поощрительных выплат и пр.) .
Основными подходами к разработке и ведению Портфолио являются:
• Компетентностный подход (оценка по результатам реализации педагогом основных профессиональных функций и компетенций) ;
• Деятельностный подход (оценка по выполнению основных видов деятельности: воспитательно-образовательной, конструктивной и оценочной, здоровьесберегающей и здоровьеформирующей, учебно-методической, инновационной, социально-педагогической) ;
• Системный подход (оценка уровня совокупности профессиональных достижений: структурный анализ, способствующий выявлению системообразующих связей и отношений, определению внутренней организации Портфолио педагога; функциональный анализ, позволяющий раскрыть функции Портфолио в целом и отдельных его компонентов) .
Основными принципами формирования и ведения Портфолио являются:
• Принцип непрерывности (постоянное систематичное и последовательное пополнение Портфолио) ;
• Принцип диагностико - прогностической направленности (отражение состояния профессионального роста, наличие параметров профессиональной деятельности) ;
• Принцип интеракции (обеспечение эффективной обратной связи с субъектами образовательного пространства) ;
• Принцип научности (обоснование целесообразности построения Портфолио на основе компетентностного, деятельностного, системного подходов) ;
• Принцип индивидуально-дифференцированной направленности (оценку профессионализма в соответствии с требованиями результативности воспитателя ДОУ) .
Функции портфолио
• накопительная модельная.
• достижения воспитателя (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. п.)
• набор рабочих материалов (разработки конспектов, разработки мероприятий, тесты, диагностические материалы и т. п.)
• отражает динамику развития воспитателя;
• показывает результаты самообразования;
• демонстрирует стиль воспитания;
• позволяет проводить рефлексию;
• помогает спланировать деятельность
Основными требованиями к оценке Портфолио являются:
• единые процедура и технология оценивания;
• наличие динамики профессионального роста и результатов деятельности воспитателя;
• достоверность используемых данных;
• соблюдение морально-этических норм при сборе и оценивании предоставляемой информации, критериев их оценки, которые находят отражение в формализованных подтверждающих и иных документах (экспертный лист) .
Портфолио педагогического работника, кроме титульного листа и Оглавления включает в себя 6 разделов:
1. Лист самооценки педагогической деятельности.
2. Профессионально-педагогическое мастерство.
3. Профессиональная квалификация.
4. Профессиональные достижения.
5. Другие документы.
6. Приложение.
Рекомендуем посмотреть:
Портфолио группы детского сада
О показателях профессиональной компетентности и результативности деятельности воспитателя
Портфолио дошкольника
Портфолио дошкольника в детском саду
Похожие статьи:
Оформление портфолио выпускника детского сада