Слайд 2 (понятие «имидж») Кто создает имидж?
Во-первых, сам человек, который продумывает, какой гранью повернуться к окружающим, какие сведения о себе предоставить. Создание собственного имиджа – это очень важная часть работы педагога, являющего собой образец для подражания детей.
Во-вторых, имиджмейкеры — профессионалы, занимающиеся созданием имиджа для известных лиц.
В-третьих, средства массовой информации: печать, радио, телевидение.
В-четвертых, окружающие люди — друзья, родные, сотрудники.
Слайд 3 (составляющие имиджа) Исходя из определения имиджа, выделены основные его составляющие:
1. Внешний облик, в котором отражаются самоуважение человека, род его занятий, внутренняя культура, то положение, которое он хотел бы занимать в обществе.
2. Соблюдение гигиенических требований, способствует развитию приятных отношений между людьми, тогда как неприятные запахи, исходящие от человека, могут стать причиной его неприятия окружающими.
3. Использование вербальных и невербальных средств общения – содержание речи, жесты поза, мимика.
4. Соответствие образа профессии, а также занятию, обсуждаемой теме беседы или выступления в каждый конкретный момент, деловому или дружескому окружению.
5. Соответствие внутренним установкам человека, его характеру и взглядам.
Но главное, что подчеркивает автор книги, — в основе имиджа всегда находится внутреннее «Я» человека.
Слайд 4 (почему важен внешний облик) Рассмотрим подробнее составляющие имиджа педагога.
Внешний облик и соблюдение гигиены имеют решающее значение, поскольку работа воспитателя предполагает тесное взаимодействие с воспитанниками, коллегами, социальным окружением. Воспитатель своим внешним обликом дол¬жен располагать к себе детей и взрослых. В нем должны отражать¬ся любовь к людям, забота о воспитанниках, богатый внутренний мир, соответствие профессиональным и эстетическим нормам образовательного учреждения. Дети учатся у взрослых людей, и прежде всего у любимого воспитателя, правильно одеваться. В манере одеваться проявляет¬ся одно из правил этикета: красиво выглядеть — значит проявлять уважение к окружающим людям.
Слайд 5 (особенности женского делового костюма)
Первое из требований к внешнему облику педагога — тщательная продуманность, современность и аккуратность костюма. Лучше быть одетым более официально, чем недостаточно. Костюм должен соответствовать профессии, должности, возрасту, особенностям фигуры, времени года.
В женском деловом костюме не может быть декольтированных вырезов, прозрачных блузок, очень коротких юбок, больших и броских украшений, обуви, в которой видны пальцы.
Женщине-воспитателю предпочтительнее на работе носить жакет с юбкой или платье в ансамбле с жакетом. Брюки в деловом женском костюме допустимы универсального покроя, однотонные, неярких цветов, из которых наиболее подходящие — черные, коричневые, синие. Брючный костюм делает женщину зрительно меньше, создает у окружающих впечатление ее неуверенности и слабости и нередко вызывает недовольство мужчин-коллег.
Слайд 6 (цветовая гамма)
Правильный выбор одежды помогает добиться делового успеха. Следует учитывать воздействие цветовой гаммы на окружающих. Наиболее выигрышно воспринимается костюм, имеющий не менее трех деталей и не более трех цветов. Предпочтительнее классическое цветовое решение, например, черный — белый — яркий, серый — белый — цветной, коричневый — бежевый — кремовый и др.. Крикливо смотрится сочетание желтого и красного, синего и зеленого. Не меньшее значение в женском деловом облике имеют правильное использование косметики и прическа. Украшения, дополняющие деловой костюм, должны быть просты и лаконичны. Дополнением к деловому костюму служат очки, ручные часы, авторучка, пояс, шарф, перчатки, зонт, кейс или сумка. Все это дает дополнительную информацию о воспитателе и настраивает на деловые отношения.
Слайд 7 (мода)
Разумно сочетая требования моды со своим внешним видом, надо соблюдать такое правило: быть одетой слишком модно — признак дурного вкуса, отставать от моды недопустимо, надо одеваться по моде, но так, чтобы это не бросалось в глаза. Воспитатель не станет подчеркивать одеждой свою привлекательность, он будет демонстрировать на работе свой ум, профессиональные навыки и способности, более важные в деловых отношениях, чем внешность.
Воспитателю в детском саду желательно носить туфли, соответствующие сезону и костюму, на невысоких каблуках. Обувь надо чистить ежедневно, независимо от погоды: грязные туфли свидетельствуют о небрежности их владельца.
Слайд 8 (невербальные средства общения)
Далее коснемся такой составляющей имиджа, как использование невербальных средств общения (жестов, позы, мимики, расстояния). В целях совершенствования своего профессионализма педагогу необходимо обратить внимание на умение предъявить себя окружающим наиболее выгодным образом.
В каждом конкретном случае самопредъявление имеет свои особенности, учитываемые при общении с детьми, родителями, сотрудниками. Важнейшими из них И.Н. Курочкина считает: доброжелательность и уважение к другим в сочетании с уверенностью и уважением к себе. В терминологии психологов такое качество называют ассертивностью – профессиональной уверенностью в себе.
Психологи утверждают: при вербальном (словесном) общении люди получают 35 % информации, при невербальном — 65 %.
Слайд 9 (рекомендации по невербальным средствам общения)
В воспитателе привлекательны плавные и медленные движения, без суеты. Стоять надо прямо, не опираясь на что-либо и не держа крест-накрест ноги или руки, как говорят, в закрытой позе. Ходить следует прямо, поступью с носка. Уверенность педагогу придает посадка на всем сиденье стула, можно опираться на его спинку, но не развалившись, ноги держать вместе, ступни ставить нешироко одна от другой, руки свободно класть на колени. Немалую роль играют позы, настраивающие людей на общение либо, наоборот, мешающие ему. Так, например, менторская (руки за спиной) поза не способствует развитию взаимопонимания с воспитателем, вызывают реакцию недоверия у детей. Очень трудно воспитателю и детям понять друг друга, когда педагог возвышается над ребенком: для доверительного общения его участникам желательно видеть глаза собеседника на уровне своих глаз.
Слайд 10 (зоны общения)
Столь же важно учитывать зоны общения. Их четыре, и каждая наиболее выигрышна в той или иной ситуации.
Интимная зона используется при общении близких: родных и друзей
Вторжение в интимную зону воспринимается как угроза независимости или как заигрывание. В то же время воспитателю надо помнить, что дошкольники нуждаются в общении именно в этой зоне.
Личная зона удобна для деловых и дружеских контактов, официальных приемов, встреч, индивидуальной формы работы с родителями.
Социальная — для общения с малой группой детей или родителей, а также с посторонними и малознакомыми лицами.
Общественная — для встречи с большой социогруппой, например на родительском собрании, методическом совете.
Слайд 11 (позиции собеседников за столом)
Поэтому беседы, требующие взаимопонимания, надо проводить сидя, но не через стол: он разъединяет.
Посадив собеседника справа или слева от себя через угол стола, в так называемую угловую позицию, слегка наклонившись к нему, положив на стол руки открытыми ладонями, мы настраиваем человека на доброжелательный тон и откровенность.
Поставив стул собеседника рядом со своим по одну сторону стола, мы оказываемся в позиции делового взаимодействия. Эта позиция помогает успешному сотрудничеству соавторов. Так могут сидеть за столом заведующая с методистом, обсуждающие план действий, методист с воспитателем, обсуждающие вопросы будущего семинара.
Сесть от собеседника через стол целесообразно в том случае, когда надо защититься от него. Это конкурирующе-оборонительная позиция, являющаяся сигналом к тому, что стороны придерживаются своего мнения или стараются сохранить субординацию. Так заведующая или методист может посадить в своем кабинете несдержанного и претенциозного родителя, чтобы показать ему, кто здесь главный.
Существует еще независимая позиция — через стол по диагонали, ее обычно занимают люди, не желающие взаимодействовать. Такая позиция свидетельствует об отсутствии интереса друг к другу, даже враждебности.
Слайд 12 (искусство нравиться)
Умение нравиться и располагать к себе людей также является необходимым качеством в деловых и личностных контактах. Искренний, неподдельный интерес к другому человеку, его взглядам, мнениям, чувствам заставляет нас меньше говорить о себе и больше узнавать о других.
В развитии доброжелательных отношений большую роль играет искренняя улыбка.
Обращаясь к любому человеку, желательно называть его по имени или имени-отчеству, в зависимости от характера отношений. Услышанное имя настраивает его владельца на внимание к человеку, произносящему его, на общение с ним. Воспитатель, всегда обращающийся к детям по именам, формирует у них этикетное поведение. Называя во время консультационной беседы родителей по имени-отчеству, он настраивает их на себя, вызывает доверие к своим педагогическим подходам и требованиям.
Слайд 13 (умение слушать)
Слушать — значит для воспитателя слышать и понимать то, что говорится, реагировать, задавать вопросы, на которые детям и родителям хотелось бы ответить. Не стоит бояться, что соблюдение этого правила, как и первого из названных, не даст возможности самому рассказать о себе. Есть важное правило привлечения к себе внимания: говорить с другими о том, чем они интересуются. Особенно это ценно в общении с маленькими детьми.
Большинство людей самолюбивы и нуждаются в том, чтобы окружающие не только видели их значимость, но и говорили об этом. Воспитателю рекомендуется подчеркивать важность того или иного человека, ребенка в деловых и межличностных контактах, оценивать его достоинства, находить и отмечайте вслух то, что достойно похвалы. И как можно реже высказывать критические замечания.
Слайд 14 (заключение)
В завершение выступления необходимо отметить, что в воспитательном процессе важно научить детей умению нравиться. Задача воспитателя – своим имиджем, поведением, стилем общения показать, что любовь — это чувство, приобретаемое и подкрепляемое. Человек, желающий нравиться, должен сам много сил приложить для этого.
В. Гюго говорил: «Стиль подобен хрусталю: чем больше за ним ухаживаешь, тем ярче и выразительнее его блеск». Можно рассмотреть формирование имиджа как один из показателей компетентности современного педагога. Педагог создает культуру последующих поколений и он должен быть интересен как личность, следовательно образ педагога должен вдохновлять. Педагог обучает, даже когда не говорит ни слова, он учит своим поведением, отношением к детям, своей личностью. Каким бы специалистом ни был воспитатель, преподаватель, он должен постоянно совершенствовать свои личностные и профессиональные качества, создавая, таким образом, собственный имидж, образ личностного «Я».
Презентация на тему: Имидж и его значение в деятельности педагога