Неделя технологии в школе. Статья из опыта работы
Автор: Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская СШ" Омской области Нижнеомского района.Статья из опыта работы по проведению предметной Недели технологии в школе.
Статья будет полезна для учителей технологии, педагогов дополнительного образования,а также для тех кто стремится к воспитанию творческой и неординарной личности.
Внеклассная работа по предмету имеет очень важное воспитательное и образовательное значение. Она способствует воспитанию у учащихся инициативы, самостоятельности, умения творчески подходить к решению различных задач, а также воспитывает у них чувство коллективизма и творчества, расширяет и углубляет знания, развивает способности, творческую активность, служит средством профориентации и приобщает обучающихся к труду. Из множества форм внеклассной работы хотелось бы остановиться на предметной неделе «Технологии». В нашей школе традиционно проводятся недели по всем предметам, изучаемым в школе.
Одним из важных событий в нашей школе является проведение тематической недели образовательной области «Технология». Это мероприятие является итогом внеклассной работы и работы на уроках технологии, проведённой за год.
О проведении недели «Технологии» обучающиеся узнают заранее, так как её подготовка требует много времени и должна быть чётко продумана. Заблаговременно ведётся подготовительная работа: выпускаются газеты, разрабатываются и подбираются кроссворды, головоломки, ребусы, викторины и конкурсы.
Важным этапом проведения недели является собрание оргкомитета, в который входят кроме учителей, обучающиеся, проявляющие большой интерес и активность во внеклассной работе по технологии. В оргкомитет могут входить по 1-2 человека от класса, при таком подходе будет обеспечена гласность при подготовке к Неделе и при её проведении.
О начале недели школьники узнают из красочно оформленного объявления, в котором помещается план мероприятий. Во время недели кабинет «технологии» оформляется, он становится островом творческих решений и идей. Успешно проходят в школе малые мастерские, мастер-классы по изготовлению каких-либо изделий, поделок, сувениров, публичная защита проектов. Эти мероприятия включаются обычно в программу Недели технологии. Открывается Неделя технологии каждый раз по-разному. Это может быть научно-практическая конференция, викторина, выставка декоративно-прикладного творчества, конкурс.
Предметная неделя проводится с
целью повышения профессиональной компетентности учителей в рамках плана методической и научно-методической работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.
Задачи предметной Недели:
-Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий;
-Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность;
-повышение их интереса к изучаемым дисциплинам;
-выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению образовательной области «Технология».
Организация и порядок проведения предметной недели.
Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы.
План подготовки и проведение Недели технологии утверждается директором школы не позднее, чем за две недели до её начала. Организатором Недели является методическое объединение. Кроме того, школьный орган ученического самоуправления организует свои дела по подготовке предметной недели.
В рамках предметной недели могут проводиться : предметные олимпиады, нетрадиционные уроки по предмету, внеклассные мероприятия, общешкольные мероприятия.
Проведение предметной Недели сопровождается разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы. По итогам предметной Недели может быть определён состав команды для участия в предметной олимпиаде на муниципальном уровне. , проведён набор в школьное научное общество учащихся. По итогам предметной Недели наиболее активные её участники награждаются памятными призами или грамотами.
По итогам предметной Недели на заседании методического объединения проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе, который курирует её проведение, сдаются следующие документы: план предметной Недели, тексты заданий для проведения предметной олимпиады и протоколы с их результатами, планы или сценарии открытых мероприятий, анализ итогов предметной Недели.
При разработке Недели важно учитывать время года, когда она проводится и планировать мероприятия. Неделя может быть тематической или посвящённая межпредметной связи с каким-то отдельным предметом, тогда к её подготовке и проведению привлекаются учителя других учебных дисциплин. Например, это может быть «Технолого-биологическая Неделя», если в школе ведётся сельскохозяйственный труд, «Культурология и Технология», Вокруг света вместе с «Технологией», «Кулинария в нашей жизни» и т.д.
Приведу некоторые примеры тематических Недель.
Профориентационная Неделя.
Цель этой недели: ознакомить обучающихся с различными видами профессий, которые существуют в наше время и которые существовали раньше. Провести аналогию, закрепить эти знания, применяя игровую форму. Воспитывать у обучающихся чувство гордости за наследие наших предков. Активизировать их познавательную деятельность в профориентационном направлении. Показать связь предмета технологии с другими предметами.
В данной Неделе используются такие формы внеклассных мероприятий как игра, КВН, игра-соревнование, экскурсия и небольшой творческий отчёт. Очень хорошо если эта Неделя сопровождается выставкой работ народных умельцев, живущих в нашем поселении. В члены жюри уместно будет пригласить людей разных профессий, ветеранов труда.
План Недели:
-Конкурс эскизов-рисунков «Я художник - модельер»
Конкурс рисунков «Мир профессий»
Брейн-ринг для 9-11 классов «Мир профессий»
Выставка работ умельцев села.
Экскурсия на выставку.
Встреча с умельцами села.
Встреча с людьми, работающими в сельском хозяйстве.
Весенняя Неделя «Технологии», посвящённая праздникам весны.
Цель этой недели: развитие творческих способностей обучающихся, создание праздничного настроения, закрепление умений и навыков, приобретённых на уроках технологии, развитие эстетического вкуса, знакомство с направлениями в современной моде, обобщение знаний о культуре внешнего вида. Привлечение социального опыта родителей.
План недели:
-Выставка рисунков «Пословицы о труде»
- Выставка детского декоративно-прикладного творчества.
-КТД «Мамы разные нужны, мамы разные важны» о профессиях мам, встреча с ними и беседа об их профессиях.1-4 класс.
-Защита творческих проектов по Технологии. 5-8 класс
-КТД «Весёлая масленица» 1-11 класс
-Обжорный ряд.5-11 класс
-Игра-конкурс «А ну-ка умницы, а ну, красавицы» 8-11 класс.
Осенняя Неделя «Технологии».
Цель данной недели: знакомство обучающихся начальной школы с предметом «технология», пробудить к нему интерес, закрепление знаний по теме «Овощи» из раздела «Кулинария» в 5 классе, воспитание уважительного отношения к людям труда, подведение итогов работы обучающихся на пришкольном участке. Необходимо отметить работу добросовестных ребят, активизировать познавательную деятельность обучающихся в игровой форме ,развивать смекалку, находчивость, интерес к самообразованию, способствовать раскрытию индивидуальных способностей.
План Недели:
-Викторина «История возделывания овощей»
- КТД «Осенины» 1-4 класс
-КТД «Осенняя катавасия» 5-11 класс
-Выставка поделок из овощей и природного материала
-Подведение итогов работы Недели «Технологии».
Этнографическая Неделя «Технологии».
Цель данной Недели : ознакомить обучающихся с различными фактами из истории технического развития своего села, с национальными традициями жителей села, основными ремёслами предков, развивать этнографическую культуру, пробудить интерес к истории своего края.
Используются такие формы, как тематический утренник, праздник чая, экскурсия в школьный музей, встреча с интересными людьми - ветеранами труда, местными мастерами.
План Недели:
-Открытие Недели «Технологии» (устный журнал об истории технического развития нашего села) 5-11 класс.
-«Из бабушкиного сундука» экскурсия в школьный музей 1-4 класс.
-Хвала рукам, что пахнут хлебом. КТД и встреча с ветеранами труда, которые трудились в сельской пекарне в 70-80 годы (5-11 класс)
-Мастер-класс по изготовлению традиционных тряпичных кукол. (1-4,5-7 классы).
Вами может быть придумано множество тематических недель. Всё зависит от Вашей фантазии, находчивости и креативности. Всем творческих успехов!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Викторина с ответами для 5-9 классов по технологии
Декоративное оформление окна
Изготовление картины из кожи
Кукла Масленица
Похожие статьи:
Перспективные направления изучения технологии школьниками
Проект по домоводству «Маленькая хозяйка»
Развитие творческих способностей детей в игре