Конспект внеклассного мероприятия по математике «По морям, по волнам».
Автор: Симонова Галина Александровна учитель МОБУ «СОШ№ 68», город Оренбург
Предметная область: математика.
Описание работы: данное внеклассное мероприятие по математике проводится во 2 классе. Оно поможет ученикам не только закрепить и обобщить свои знания по математике, но и активизировать свою познавательную деятельность, развивать самостоятельность, умение работать в коллективе. На материале данного мероприятия детей ждёт увлекательное путешествие в мир природы, сопровождаемое математическими загадками, стихами, языковыми играми. Мероприятие способствует развитию логического мышления, речи учащихся, активизирует внимание и память.
Возраст учащихся: 2 класс.
Цель: повышение интереса к математике.
Задачи:
1) углублять первоначальные арифметические и геометрические знания;
2) совершенствовать навыки устного счёта, умение решать составные задачи, умение ориентироваться в пространстве;
3) совершенствовать умение участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) развивать логическое мышление, связную речь;
5) воспитывать познавательный интерес к математике.
Формируемые УУД:
Личностные УУД (Л.):
- формировать способность к самооценке;
- способствовать формированию здорового образа жизни;
- развивать чувство прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Познавательные УУД (П.):
общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- искать и выделять необходимую информацию;
логические:
- доказывать;
- строить логические цепи рассуждений;
Регулятивные УУД (Р.):
- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины
Коммуникативные УУД (К.):
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: карта материков и океанов, веер цифр, слова – загадки с названием рыб, раздаточный материал: текст - небылица, листы в клетку, рисунок пруда, 3 рыбки (красного, жёлтого и зелёного цвета). ТСО (презентация).
Предварительная работа: беседы с детьми о рыбах, на уроке ИЗО выполняется рисунок пруда, на уроке технологии 3 рыбки в технике оригами, сценка «Про сома» готовят 4 человека, группа учащихся -3 человека, работают со словарём Ожегова.
Методы: словесные: рассказ, беседа, самостоятельная работа, объяснение; наглядные: иллюстрация, демонстрация; практические: устные и письменные задания; проблемное обучение: частично-поисковые методы: докажи, объясни, оцени.
Педагогические технологии: личностно ориентированные, здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, развивающие.
Прослеживаются межпредметные связи с окружающим миром, литературным чтением, русским языком.
Принципы: научность, доступность, наглядность.
Ход мероприятия
1. Орг. момент (3/)
Учитель: Здравствуйте, дорогие любители математики! Сегодня мы отправляемся в путешествие по математическим волнам. А что обозначает слово путешествие?
Мнения детей.
Учитель: Группа ребят поработала со словарём и узнала следующую информацию.
Группа ребят: В толковом словаре Ожегова: "Путешествие – поездка или передвижение пешком по каким-нибудь местам, странам (обычно для ознакомления или отдыха)".
Учитель: Мы начинаем наше путешествие, а куда, вы узнаете, послушав стихотворение.
По полю, полю чистому,
По бархатным лужкам
Течёт, струится реченька
К безвестным бережкам.
Взойдёт гроза, пройдёт гроза-
Всегда светла она.
От бури лишь поморщится,
Не зная, что волна.
А речка извивается.
По травушке скользит,
То в ямке потеряется,
То снова заблестит! [ Русские песни Н. Цыганова]
Учитель: - Как называется речка, на которой расположен наш город?
Мнения детей: река Урал.
Все реки, впадают в моря, а моря – в океаны. Каждый океан содержит в себе несколько морей. Посчитайте, сколько морей содержат океаны Земли, если: в Тихом океане-9 морей, в Атлантическом – 6 морей, в Индийском – 5 морей, в Северном-Ледовитом – 10 морей?
Ответы детей: (9+6+5+10=30)
2. Целеполагание (3/)
- Итак, мы отправляемся в путь по математическим волнам. Попробуйте сформулировать цель нашего путешествия.
Мнения детей
Цель: нам предстоит восхититься красотой природы, считать, решать задачи.
3. Основная часть(30/)
Учитель: - А теперь вернёмся к нашей речке. Отгадайте загадку, только отгадку вы не назовёте, а изобразите с помощью графического диктанта.
Кто весь век в воде живет,
А самой воды не пьет:
Ни озерной, ни речной,
Ни какой – нибудь иной? ( Рыба.)
Диктант: Возьмите листы и карандаши. Найдите точку начала работы. Сейчас я буду называть направление движения и количество клеток, обозначающих длину линии. От начальной точки 1 клетка вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 4 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 2 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вниз, 1 влево, 2 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево, 1 вверх, 4 влево, 2 вниз, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 влево, 2 вверх, соединяем в начальной точке.
Заштрихуйте ваш рисунок, тем цветом, который вам нравится. Соблюдайте правила штриховки. Сами оцените свою работу.
Учитель: Рыба – самая древняя и самая многочисленная группа животных из позвоночных. Благодаря своей изумительной приспособленности к разнообразным условиям жизни рыбы процветают и в наше время. Они заселили моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручьи, даже подземные воды. По месту обитания рыбы делятся на пресноводных и морских.
- Определите, какие рыбки плавают в нашей реке.
УАКЩ
КОУЬН
АКРАЬС
МОС
АСАЗН
РПАК
Ответы учащихся: щука, окунь, карась, сом, сазан, карп.
- Ребята, некоторые рыбы являются долгожителями. Например, щука может прожить до 300 лет, а карп до 150. Не обладая постоянной температурой тела, рыбы переносят ледяную и почти кипящую воду. Могут жить у самой поверхности воды и на глубине нескольких км. А на какой глубине мы узнаем, проведя разминку.
4*5 – 2*3+3*7+3*3-5*7+1*1= … (10 км)
Ответ покажите на веере цифр.
Физ. минутка
На закате дремлет пруд. (Кладут руки под щеку)
По воде круги идут (Рисуют большие круги руками в воздухе)
Это маленькие рыбки (Руками имитируют «рыбку»)
Разыгрались там и тут. (Сжимают и разжимают пальцы, кружась на месте)
Учитель: В древне - восточной поэзии есть мудрое стихотворение:
Если ты дашь человеку одну рыбу, то он будет сыт раз в год.
Если ты научишь, ловить рыбу- то он будет сыт всю жизнь.
- Объясните, как вы понимаете это высказывание?
Итак, мы сейчас будем настоящими рыболовами. Только ловить будем не рыбок, а задачки или вопросы!
- Посмотрите, за нами кто-то следит. Ах, это, наверное, кот Васька. Но почему-то видно 8 кошачьих лап. Сколько же кошек спряталось?
Ответы покажите на веере.
Ловит рыбу кот Василий.
Может съесть он в день 4.
Сколько съест он за 5 дней?
Посчитайте поскорей!
Мурзик - ловкий рыбачок-
Ловит рыбок на крючок.
3-х поймал он на рассвете,
3-х поймал в вечерний час
3+3 любой ответит
Что всего… рыб у нас.
В наших реках есть сомы – 5 метровые гиганты. Масса тела их доходит до 300кг.
Сценка: Про сома С. Михалков (4 учащихся)
Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой
Под мостом
Жил в реке усатый сом.
Он лежал на дне
Часами,
Шевелил во сне
Усами.
А на берегу реки
Жили-были рыбаки.
В дождь и в солнечные дни
Сети ставили они.
И спросонья
На рассвете
Заходила рыба в сети.
Попадался карп горбатый,
Попадался - пропадал.
Только сом,
Большой,
Усатый,
Никогда не попадал.
Он лежал,
И, кроме ила,
Кроме всяческой еды,
Над его корягой было
Метров пять речной воды.
Говорит один рыбак:
- Не поймать сома никак.
Или снасти не крепки?
Или мы не рыбаки?
Неужели в этот раз
Он опять уйдёт от нас?
За рекой стада мычат,
Петухи к дождю кричат.
Сеть лежит на берегу,
Из неё усы торчат.
Говорит один рыбак:
- Ну, поймали кое-как. -
Шевельнув сома ногой:
- Не уйдёт, - сказал другой.
Но свернулся колесом
И хвостом ударил сом.
Вспомнил речку голубую,
Вспомнил рыбку молодую
Да корягу под мостом -
И ушёл.
Учитель: Сом на завтрак съел 10 пескарей, а на обед на 2 больше. Сколько всего рыб съел сом?
- Измените, условие задачи так, чтобы она решалась в 3 действия.
Мнения детей
Учитель: - Ребята, когда я шла на работу, то нечаянно рассыпала карточки с текстом и у меня всё перепуталось. Помогите мне разобраться.
Я встал пораньше, в 4 утра. Позавтракал плотно, выпил 1км молока. Потом отправился на озеро. Расстояние до озера немалое, 5 градусов. Утром было прохладно, температура всего 10 часов тепла. Поэтому я шёл быстро, со скоростью 6 литров. Пришёл, закинул удочку. Не прошло и 20 сантиметров, как я поймал первую рыбину. Большущую, длиной 50 минут и весом 3 км/ч. Отличная получилась уха!!!
- Ребята, а если бы вы прочитали этот рассказ по литературе, как бы вы его назвали?
- А что такое небылица?
-Давайте, его исправим.
-Ребята, а кто из вас был на рыбалке?
А вы знаете, что ловить рыбу можно только на разрешённые снасти. На удочку с двумя крючками, без применения живца, вне места нереста, обозначенного специальным указателем. Некоторые виды рыб занесены в Красную книгу, например: минога каспийская, стерлядь, сельдь волжская, форель ручьевая, подкаменщик обыкновенный, белорыбица и многие другие.
- Что такое Красная книга?
Мнения детей
- Ребята, а где ещё могут жить рыбки?
-Давайте найдём периметр дна аквариума, длина, которого – 7см, а ширина на 2 см меньше.
Мнения детей: (7+7-2)*2=24 см
4.
Рефлексия.
- Ребята, вспомните цель мероприятия?
- Перед вами 3 рыбки: зелёная, жёлтая, красная и рисунок пруда. Положите перед собой изображение пруда и расположите рыбку подходящего цвета. Если вы справились со всеми заданиями, у вас всё получилось, положите рыбку зелёного цвета. Если были небольшие затруднения, то рыбку жёлтого цвета. А если у вас много вопросов, вы испытывали затруднения при выполнении заданий, то положите рыбку красного цвета. Я пройду и посмотрю.
- Какие разделы математики мы повторили?
5
. Итог.
Нашу встречу мне хотелось бы закончить такими словами М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку – нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Да, прекрасно жить, когда светит солнышко, поют птички. Шумят леса, благоухают цветы и чистым воздухом дышит всё живое. И надо сделать всё, чтобы природа наша как можно дольше сохранялась такой. Много хорошего можем сделать и мы. Только для этого нужны умелые руки, доброе сердце и огромная любовь к нашей стране.
Рекомендуем посмотреть:
Математическое лото для учащихся 1-4 классов
Сценарий открытия недели математики в начальных классах
Внеклассное мероприятие по математике для 3-4 классов с презентацией
Отчёт руководителя творческой группы по неделе математики для 1 - 4 классов
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе. Занимательная геометрия
Внеклассное мероприятие «Занимательная математика», 2 класс
Внеклассное мероприятие по математике. Сценарий, 4 класс
Внеклассная работа по математике в начальной школе
КВМ (клуб весёлых математиков), 3 класс. Сценарий