Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку «Золотая осень».
Автор: Симонова Галина Александровна учитель МОБУ «СОШ № 68», город Оренбург
Предметная область: русский язык.
Описание работы: данное мероприятие по русскому языку проводится в 4 классе, в конце I четверти. Устный журнал поможет ученикам закрепить и обобщить свои знания по фонетике, лексике, морфологии, синтаксису и орфографии, и войти в увлекательный мир секретов русского языка, активизировать свою познавательную деятельность, развивать самостоятельность и инициативность, умение работать в коллективе. На материале данного мероприятия детей ждёт увлекательное путешествие в мир природы, сопровождаемое народными приметами, пословицами, загадками, стихами, языковыми играми. Мероприятие способствует развитию речи и логического мышления учащихся, активизирует внимание и память. Устный журнал может проводиться в рамках недели по русскому языку.
Возраст учащихся: 4 класс.
Цель: повышение интереса к русскому языку.
Задачи:
1) углублять первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
2) совершенствовать умение участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания небольшого объёма;
3) приучать детей самостоятельно пополнять свои знания, пользоваться дополнительной литературой;
4) развивать связную речь, логическое мышление, воображение учащихся;
5) воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение и познавательный интерес к русскому языку.
Формируемые УУД:
Личностные УУД (Л.):
- формировать способность к самооценке;
- способствовать формированию здорового образа жизни;
- развивать чувство прекрасного на основе знакомства с отечественной художественной культурой.
Познавательные УУД (П.):
общеучебные:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- искать и выделять необходимую информацию;
логические:
- доказывать;
- строить логические цепи рассуждений;
- уметь структурировать знания;
Регулятивные УУД (Р.):
- самостоятельно определять и формулировать цель деятельности;
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- выполнять последовательность необходимых операций;
- анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины
Коммуникативные УУД (К.):
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Оборудование: страницы журнала – нарисованные кленовые листья, выставка книг (толковый словарь, словарь синонимов), слова: слякоть, пороша, благовонье; раздаточный материал: сигнальные карточки, изображение деревьев, толковые словари, текст стихотворения К. Бальмонта «Осень», фломастеры. ТСО (презентация, муз. композиция П.И. Чайковский «Времена года. Сентябрь. Охотничья песня. »).
Методы: словесные (рассказ, беседа, самостоятельная работа, объяснение), наглядные (иллюстрация, демонстрация), практические (устные и письменные упражнения, творческая работа); проблемное обучение (частично-поисковые методы: докажи, объясни, оцени, сравни).
Педагогические технологии: личностно ориентированные, здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, развивающие.
Прослеживаются
межпредметные связи с окружающим миром, литературным чтением, изобразительным искусством, математикой.
Принципы: научность, доступность, наглядность. Принципы систематичности и последовательности реализуются через переходы от простого к сложному.
Ход мероприятия
1. Орг. момент. (4/)
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я хотела бы начать наше занятие с загадки.
Если б не было его,
Не сказал бы ничего
- Кто догадался, что это?
Дети: язык.
Учитель: Прочитайте высказывание великого русского писателя и общественного деятеля Михаила Александровича Шолохова: «Величайшее богатство народа - его язык. Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове несметные богатства человеческой мысли и опыта».
- Как вы понимаете его слова?
- Какое значение в данном высказывании имеет слово язык?
- Какие ещё значения этого слова вам известны?
(мнения учащихся)
- Действительно слово язык имеет несколько значений.
- Откуда мы узнаём значение слов?
Дети: из толкового словаря.
Учитель: Группа ребят поработала со словарём Ожегова. Узнаем, какие значения есть у слова язык.
Дети: (Язык. 1. Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе. 2. Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе, стиль – например: Я. Пушкина. Я. публицистики. 3. Речь, способность говорить. 4. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию. Н-р: Я. жестов. 5. То, что выражает, объясняет собой что-н. (о предметах и явлениях). Я. фактов. 6. Пленный, захваченный для получения нужных сведений (разг.). Взять, привести языка). (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Токовый словарь русского языка).
Учитель: - Как называются слова, имеющие несколько значений?
Дети: Многозначные.
2. Целеполагание. (2/)
Учитель: Русский язык – национальный язык великого русского народа, включающий в себя всё многообразие языковых средств. Он принадлежит к числу наиболее распространённых языков мира.
- Ребята, а какие национальности проживают в Оренбургской области?
(мнения)
- Оренбургская область многонациональная, но основная часть населения, а именно 75% - русскоязычная.
- Прочитайте тему нашего мероприятия.
Дети: устный журнал «Золотая осень».
Учитель: - Предположите, как связана тема занятия и русский язык?
Дети: наше мероприятие посвящено русскому языку. Но говорить мы будем не только о русском языке, а через музыку, пейзажную живопись и поэзию постараемся почувствовать красоту родного края и осенней природы.
Учитель: - Сформулируйте цель нашего мероприятия.
Дети: обобщить полученные знания о русском языке.
Учитель: - Какие задачи перед собой поставим?
Дети: нам предстоит познакомиться со страницами устного журнала, выполнять разнообразные задания по русскому языку.
Учитель: Вы правы. А ещё за каждое верно выполненное задание я предлагаю вам рисовать осенние листочки на ваших деревьях.
3. Основная часть(35/)
Учитель: - Ребята к нам пришли гости.
Инсценировка: 3 учащихся читают стихи наизусть
Я прихожу и школу отпираю,
Хозяйничаю, грозди собираю
С отяжелевшей, гнущейся лозы
И наполняю рты, корзины и возы.
Уведомляю птиц о том, что птицы
Должны на тёплый юг переселиться
От родины за много километров,
Коль не желают слушать зимних ветров.
(Мальчишечья свирель: Стихи/ Составл. И предисл. Т. Вирта; Худ. Р. Вольский).
Учитель: - Ребята, вы догадались, кто это?
Дети: сентябрь.
У белки пушистой
Хозяйство в порядке:
Грибов, желудей
И орехов – в достатке.
Жёлтые листья шепчутся тихо:
«Птицы исчезли, исчезнем и мы.
Мы ни за что, ни за что не останемся
На холодных деревьях зимы…» (Мальчишечья свирель: Стихи.)
Учитель: - Как зовут этого гостя?
Дети: октябрь.
Я обожаю туманы
Тучи и дождь проливной
Я яркие краски осени
Стираю мокрой рукой.
Мне попадает изрядно
Бранят меня люди нещадно
За серость. Зато мои ночи,
Как сажа, черны непроглядно. (Мальчишечья свирель: Стихи.)
Дети: ноябрь.
Учитель: -Какое время года составляют эти три месяца? (осень)
Учитель: -Выполните, пожалуйста, фонетический разбор слова осень.
Дети: Осень-2слога, 2гл., 3согл.
о - [о] - гл., ударн.
с - [с,] - согл., мягк., глух., парн.
е - [и] - гл., безударн.
н - [н,] - согл., мягк., сонорн. непарн.
ь –
5б., 4 зв. (Самопроверка- сличение с образцом)
Учитель: - Какой раздел русского языка изучает звуки?
Дети: фонетика.
Учитель - вы справились с заданием, нарисуйте листок.
Учитель: - Прочитайте высказывание Н.В. Гоголя - прозаика, драматурга, критика и публициста:
« Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок: всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Русский язык: Справ. материалы: Учеб. Пособие для учащихся/ М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова).
Учитель: - С чем сравнивает писатель звуки?
Учитель: - Что такое звук?
Дети: Звук – основная единица языка.
Учитель: - Послушайте.Только осенью можно оценить красоту ясеня, осины, рябины и клёна. Рябина вся в красных бусах. У листьев ясеня спокойный жёлтый цвет. Королевой осеннего леса становится осина. Осенью она превращается в красавицу. Листья осины жёлтые, малиновые, пурпурные. Хорошо смотреть на осенние деревья при закате. Лес весь лучится, сверкает, светится.
- Почему мы называем осень золотой?
(мнения учащихся)
Учитель: - Открываем 1 страницу нашего журнала. Прочтите, как она называется. Эта страничка –
поэтическая.
В русской литературе тема природы тесно переплетается с культурой самобытности русского человека, его утонченностью и лиричностью образа для которого характерна легкость смены настроения, словно смена погоды и времени года в природе. Природа и человек в художественной литературе, как и в русской прозе и в поэзии, неразрывно тянутся друг к другу, выражая образ загадочности и ранимости русской души.
Послушайте стихотворение Константина Бальмонта
«Осень»
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.
Учитель: - Какие картины осени рисует нам автор? Зачитайте.
Учитель: -Какой литературный приём использует?
Дети: метафора: «Солнце реже смеётся», «Осень проснётся и заплачет».
Учитель: - Какие слова называются устаревшими?
Дети: устаревшие слова – вышедшие из повседневного употребления.
Учитель: - Какое устаревшее слово вам встретилось?
Дети: Благовонье.
Учитель: - Что оно обозначает? Подберите синонимы.
Дети: запах, аромат, благовонье, дух.
Учитель:- Что такое синонимы?
Дети: синонимы – это слова одной части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексических значений.
Учитель: - Какое настроение передаёт это стихотворение?
(мнения)
Учитель: поэт Константин Бальмонт по праву считается одним из первых русских символистов, чье творчество стало образцом для подражания среди литераторов на рубеже 19 и 20 веков. Его короткое и на первый взгляд лиричное произведение на самом деле несёт в себе глубокую смысловую нагрузку. Начинается оно с незатейливого описания природы, осенней хандры, которая часто охватывает души впечатлительных людей. Однако первое четверостишье призвано настроить читателя на определенный лад, подготовить к восприятию более важной и значимой информации, которую автор собирается до них донести. Стихотворение осень было написано поэтом в 1899 году.
- Какой это век?
Дети: 19в.
Учитель: получается, что данное произведение датируется последним годом уходящего 19 века. Смена эпох вызывает у символистов не только легкую грусть, но и вполне объяснимую панику. В каждом событии они видят своего рода предзнаменование того, что очень скоро жизнь изменится. Константин Бальмонт любуется птицами, которые улетают за море, в теплые края, и словно бы предчувствует, что скоро и ему придется покинуть Россию, в которой наступит осень не по времени года, а по ощущению, когда все старое умирает, а новому пока еще не суждено появиться на свет.
Учитель: - Какие стихи об осени вам известны?
- Есть ли любимое?
- Кто хочет нам его прочитать?
Я предлагаю вам ещё 1 стихотворение.
Закружила осень
Рыжие метели,
Золотые листья
С клёнов полетели.
- Прочитайте эти строки про себя.
- Какие изобразительно выразительные средства языка использует автор?
Приготовьтесь разобрать предложение по членам.
Дети: Предложение сложное, бессоюзное.Ищем 1 грамматическую основу. Что? осень – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Осень что сделала? закружила - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Ищем группу подлежащего. Она отсутствует. Ищем группу сказуемого. Закружила что? метели – это дополнение, подчёркиваем пунктиром. Ищем группу второстепенных членов. Метели какие? рыжие – это определение, подчёркиваем волнистой линией.
Ищем 2 грамматическую основу. Что? листья – это подлежащее, подчёркиваем одной чертой. Листья что сделали? полетели - это сказуемое, подчёркиваем двумя чертами. Ищем группу подлежащего. Листья какие? золотые – это определение, подчёркиваем волнистой линией. Ищем группу сказуемого. Полетели откуда? с клёнов – это обстоятельство, подчёркиваем точкой тире.
Учитель - вы справились с заданием, нарисуйте листок.
2 страница нашего журнала «Осень в народном календаре»
Язык, великолепный наш язык
Речное и степное в нём раздолье
В нём клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
К. Бальмонт
Учитель: - С чем сравнивает язык К. Бальмонт?
- Я предлагаю вам подобрать сравнения для осени.
- Какая она в этом году?
Дети: тёплая, ясная.
Учитель: В народе говорят:
Коли ясно, то и осень прекрасна.
- Как вы понимаете это выражение?
- А что это?
Дети: пословица.
Учитель: - Что же такое пословица?
Дети: пословица - сжатое, общеупотребительное изречение, живущее в народной речи.
Учитель: - А как вы понимаете эту пословицу?
Осень идёт и дождь за собой несёт.
Люди складывали не только пословицы об осени, но и составляли приметы.
Игра «Собери примету»
1 ряд: месяц зимы Октябрь - преддверия.
(Октябрь – месяц преддверия зимы.)
2 ряд: улетает снег Когда гусь выпадает.
(Когда гусь улетает, снег выпадает.)
3 ряд: месяц и слякоти Ноябрь - пороши.
(Ноябрь – месяц слякоти и пороши.)
(Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! Путешествие в мир природы).
Учитель: - А что такое «слякоть»?
(мнения учащихся)
- Уточним значение данного слова в толковом словаре Ожегова.
Дети: Слякоть – жидкая грязь на земле, на дорогах. (Толковый словарь Ожегова)
Учитель: -Что такое «пороша»?
(мнения учащихся)
Дети: пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (Толковый словарь Ожегова)
Учитель: - Как называется наука, изучающая значение слов?
Дети: лексикология.
Учитель: - Молодцы, вы справились с заданием, нарисуйте листок.
- Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить приметы осени.
Игра «Запомни приметы»
Приметы осени.
Осень подойдёт неслышно,
Тихо встанет у ворот.
В огороде листик вишни
На дорожку упадёт.
Это первая примета,
Что от нас уходит лето.
А вторая – куст малины
В нитях белой паутины.
Чуть короче станет день,
Потемнеют облака,
Словно их накроет тень,
Станет пасмурной река
– Третья верная примета:
Осень бродит близко где-то.
Ранним утром на поляны
Лягут белые туманы,
А потом уж, жди не жди,
Моросящие дожди
Пеленой затянут просинь
Значит, наступила осень.
(Шорыгина Т. А. Какие месяцы в году?! ).
Учитель: - Какие приметы запомнили?
- Спишите предложение.
В огороде листик вишни на дорожку упадёт.
Найдите и разберите словосочетания.
Дети:
сущ. И. п. сущ. Р. п.
листик (чего?) вишни
гл. б.в. сущ. П. п.
упадёт (где?) в огороде
гл. б.в. сущ. В. п.
упадёт (куда?) на дорожку (Взаимопроверка)
Учитель: - Что такое словосочетание?
Дети: словосочетание – два или несколько слов, связанных между собой по смыслу.
Учитель: - Молодцы, нарисуйте листок.
Физ. Пауза
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат осенней листвы. Нежный осенний аромат... Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.
З страница «Дары осени»
Учитель: Осень это ещё и пора уборки урожая.
Игра «Отгадай загадку»
1)Лето целое старалась
Одевалась, одевалась…
А как осень подошла,
Нам одёжки отдала.
Сотню одежонок
Сложим мы в бочонок.
(Капуста)
2)
Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко,
Ведь правда вкусная…
(Картошка)
3)
Красный нос
В землю врос,
А зелёный хвост снаружи
Нам зелёный хвост не нужен.
(Морковь)
4)
Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
(Яблоко)
5)
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Коль гроза на горизонте,
Он бывает очень рад.
Если дождик и тепло,
Он считает - повезло!
(Гриб)
Молодцы, нарисуйте листок.
- Ребята, кто собирал грибы?
Работа в парах. Расшифруйте слово.
17, 16, 5, 16, 19, 10, 15, 16, 3, 10, 12.
(Подосиновик)
- Покажите, какая пара готова. Объясните свой ответ.
- Рисуйте листок.
Запишите словосочетание - последний подосиновик
- Разберём по составу слово подосиновик.
- Как вы считаете, с какой морфемы лучше начать разбор слова по составу?
(Окончание и основа)
- Почему?
- Выделяем.
(Окончание нулевое, основа – подосиновик)
- Докажите.
(Окончание – это формообразующая часть слова, значит, чтобы выделить окончание, надо изменить форму слова. Меняем: подосиновик, подосиновика, подосиновику. Замечаем, что окончание нулевое. Так как основа это часть слова без окончания, то в данном случае всё слово равно основе).
- На что указывает окончание?
(Существительное подосиновик мужского рода, в именительном падеже, в единственном числе)
-С какими частями слова мы будем работать дальше?
(Приставкой и суффиксом)
-Как проверить правильность выбора приставки и суффикса?
(Подобрать слова с аналогичными морфемами)
-Выделите в данном слове приставку и суффикс.
(Приставка под-, суффиксы – ов-, -ик-. Подбираем проверочные слова: подберёзовик, под-, -ов, -ик-.)
-Какую часть слова нам осталось выделить?
(Корень)
-Какой корень в слове подосиновик?
(Осин)
-Как проверить?
(Необходимо подобрать однокоренные слова)
-Ребята, каков же алгоритм разбора слов по составу?
(Окончание, основа, приставка, суффикс, корень)
Учитель: Замечательно, рисуйте листок.
Мы дошли до 4 страницы.
«Осень глазами художников».
Закройте глаза и представьте.
Осень-художница.
Пов..зала Осень пёстрый фартук
И в..дёрки с красками вз..ла
Ран..им утром, прох..дя по парку,
Листья поз..л..той обвела.
-В
ставьте пропущенные буквы, объясните правописание.
Читаем орфографически.
Про себя (закрыли глаза, рассказали).
Хором.
Художников всегда привлекала осень. Русская живопись даёт бесценную возможность прикоснуться к источникам культурного наследия страны в величайших картинах. Написано много прекрасных работ об этом чудесном времени года. Посмотрите на картину В. Поленова «Золотая осень». Во многих своих творениях художник изображал Родину и реку Оку. Близ неё ему суждено было прожить немало лет творчества, любимой работы и вдохновения, источником которого служила местная природа. Ей художник не переставал восхищаться.
- Прочитайте высказывание.
С русским языком можно творить чудеса.
К. Г. Паустовский
Предлагаю вам побыть в роли волшебников и сотворить маленькое чудо. По картине Поленова составить рассказ из 5 предложений. (Зачитываются 2 рассказа)
4. Итог, рефлексия (личностная). (4/)
- Вспомните цель занятия?
- Достигли мы цели?
Положите перед собой изображения деревьев, а я пройду и посмотрю.
- Какие разделы русского языка мы повторили?
(Фонетика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, орфография)
-Какие чувства у вас вызвала осень? Поделитесь со мной впечатлениями.
- Спасибо, молодцы. Закончить наше мероприятие мне хотелось бы словами:
У природы живые краски,
Миллионы лучистых соцветий
Для чего чудеса из сказки
Если в жизни их можно встретить.
Рекомендуем посмотреть:
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 4 классе
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Королева осени
Осенняя экскурсия в природу, 1-2 классы
Внеклассное занятие по окружающему миру для начальной школы. Золотая осень
Похожие статьи:
Игра викторина по русскому языку «Счастливый случай», 4 класс
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс
Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс
Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе