Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе

Внеурочная деятельность, 4 класс. Занятие на тему: Из глубины веков. Архаизмы

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность устаревших слов - архаизмов, углубить и расширить знания и представления детей об архаизмах, учить правильно употреблять и понимать архаизмы в речи.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; рисунок с изображением человека; карточки со словами; картина В. Васнецова «Богатыри».

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

- Словарный состав русского языка непрерывно меняется: одни слова исчезают, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала слово становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет (например, кольчуга, соха, цеп и др.), вместе с ним уходит и слово. Такие слова называются историзмами. Есть и другая группа устаревших слов. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходят из жизни соответствующие понятия, а потому что место этого слова занимает другое слово.

А как они называются, вы узнаете, отгадав кроссворд.

1. Букварь по-другому. (Азбука.)

2. Синоним слова «труд». (Работа.)

3. Антоним слова «плохо». (Хорошо.)

4. Светло-красный цвет. (Алый.)

5. Первый месяц лета. (Июнь)

6. Антоним слова «лето». (Зима.)

7. Синоним слова «холод». (Мороз.)

Ключевое слово: архаизм

II. Основная часть.

1. Задание: расположить слова в порядке возникновения (слова записаны на доске):

■ стрелец, солдат, военнослужащий;

■ ракетчик, пушкарь, артиллерист;

■ винтовка, лук, автомат.

- Какие из этих слов появились раньше?

- Какие слова становятся устаревшими?

2. Соотнесение слов и рисунка.

Перед вами рисунок с изображением человека. Распределите слова и части нашего тела. Как видите, одни слова умерли, а вместо них появились другие.

3. Образование от архаизмов новых слов.

Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, от которых они образовались. Вот несколько примеров.

- Как вы думаете, от какого слова образовались слова перстень, перчатка, напёрсток? (Перст.)

- От какого слова образовалось слово чёлка? (Чело.)

- Как появилось слово устный? (От слова «уста».)

- Какие слова появились от слова око? (Окно. Окно сначала делали круглым, как око.)

Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. Мы говорим, например, суп с телятиной, щи со свининой. Каждому понятно, что телятина - мясо телёнка, свинина - мясо свиньи. А вот почему говядина? Какое это мясо? Оказывается, раньше было слово говядо. Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов.

Или старое слово рех. Оно значило - дыра, отверстие. Теперь понятно, почему мы говорим прореха, решето, решётка.

А вот старинное слово лоп. Оно означало широкий лист. Отсюда образовались слова лопух, лопата, лопасть, лопоухий.

Или вот слово коло, которое уже никто не помнит. Оно означало когда-то круг, обод, обруч. От этого слова образовались слова около, околица, колесо, околыш.

4. Использование архаизмов в литературных произведениях.

В разговорном стиле речи архаизмы не употребляются. Они употребляются в художественной, поэтической речи.

Задание:

а) Прочитайте стихи Р. Заславского «Старинные слова», укажите архаизмы. {Работа выполняется в парах.)

Они пришли издалека,

И ты звучанью их доверься

И знай, ланиты, око, перси

Не груди, глаз или щека.

Слеза сбегает по щеке,

А слезы льются по

ланитам...

 

Повторов нету в языке,

Да жаль, оттенки позабыты.

У них особый смысл и суть.

Свое особое значенье,

Мы лишь в высокие

мгновенья

 

На них дерзаем посягнуть...

И разве что-нибудь ушло?

Все поразительно и просто,

Когда твоя мне снится поступь,

Твое пресветлое чело!

б) Прочитайте отрывок из произведения А. С. Пушкина «Пророк», найдите архаизмы, «переведите» их на русский язык.

Моих очей коснулся он:

ОТВЕРЗЛИСЬ ВЕЩИЕ ЗЕНИЦЫ...

5. Работа с картиной В. Васнецова «Богатыри».

- Посмотрите на картину великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Посмотрите, как одеты богатыри. Знаете ли вы, как называются доспехи? Какие слова остались в современном языке? Какие вышли из употребления?

(Копьё - древко копья, рожон, остриё. Шлем, бармица, науши, плащ. Колонтарь, кольчуга. Щит, меч. Снаряжение коней: сбруя, стремя}

6. Соедините линиями устаревшие слова и их понятия.

III. Заключительная часть (рефлексия).

- Что вас сегодня удивило на занятии?

- Что было самым интересным?

- О чём бы вы рассказали своим родителям?

- В заключение послушайте стихотворение В. Коркина «Откуда берутся лентяи?» (Читают ученики.)

Время листает календари,

Пишет новые словари.

Слов там таких не найдёшь:

Трусость и ложь.

Исчезнут слова, как дым,

Ябеда и подхалим.

Но может история выйти такая –

Старый словарь где-нибудь откопают.

В споре сойдутся учёные мира:

Что означает лентяй и задира?

Что означает неряха, завистник, болтун?

Куда они делись - на Марс, на Нептун?

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!