Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность устаревших слов - архаизмов, углубить и расширить знания и представления детей об архаизмах, учить правильно употреблять и понимать архаизмы в речи.
3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; рисунок с изображением человека; карточки со словами; картина В. Васнецова «Богатыри».
I. Сообщение темы занятия.
- Словарный состав русского языка непрерывно меняется: одни слова исчезают, появляются другие. Отмирание слова происходит не сразу, сначала слово становится малоупотребительным, а потом и совсем исчезает. Отмирание слов вызвано самой жизнью. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет (например, кольчуга, соха, цеп и др.), вместе с ним уходит и слово. Такие слова называются историзмами. Есть и другая группа устаревших слов. Эти слова перестают употребляться не потому, что уходят из жизни соответствующие понятия, а потому что место этого слова занимает другое слово.
А как они называются, вы узнаете, отгадав кроссворд.
1. Букварь по-другому. (Азбука.)
2. Синоним слова «труд». (Работа.)
3. Антоним слова «плохо». (Хорошо.)
4. Светло-красный цвет. (Алый.)
5. Первый месяц лета. (Июнь)
6. Антоним слова «лето». (Зима.)
7. Синоним слова «холод». (Мороз.)
Ключевое слово: архаизм
II. Основная часть.
1. Задание: расположить слова в порядке возникновения (слова записаны на доске):
■ стрелец, солдат, военнослужащий;
■ ракетчик, пушкарь, артиллерист;
■ винтовка, лук, автомат.
- Какие из этих слов появились раньше?
- Какие слова становятся устаревшими?
2. Соотнесение слов и рисунка.
Перед вами рисунок с изображением человека. Распределите слова и части нашего тела. Как видите, одни слова умерли, а вместо них появились другие.
3. Образование от архаизмов новых слов.
Некоторые слова уходят из языка совсем, другие оставляют после себя слова, от которых они образовались. Вот несколько примеров.
- Как вы думаете, от какого слова образовались слова перстень, перчатка, напёрсток? (Перст.)
- От какого слова образовалось слово чёлка? (Чело.)
- Как появилось слово устный? (От слова «уста».)
- Какие слова появились от слова око? (Окно. Окно сначала делали круглым, как око.)
Старые корни слов мы можем обнаружить и в других наших словах. Мы говорим, например, суп с телятиной, щи со свининой. Каждому понятно, что телятина - мясо телёнка, свинина - мясо свиньи. А вот почему говядина? Какое это мясо? Оказывается, раньше было слово говядо. Им называли крупный рогатый скот: коров, быков, волов.
Или старое слово рех. Оно значило - дыра, отверстие. Теперь понятно, почему мы говорим прореха, решето, решётка.
А вот старинное слово лоп. Оно означало широкий лист. Отсюда образовались слова лопух, лопата, лопасть, лопоухий.
Или вот слово коло, которое уже никто не помнит. Оно означало когда-то круг, обод, обруч. От этого слова образовались слова около, околица, колесо, околыш.
4. Использование архаизмов в литературных произведениях.
В разговорном стиле речи архаизмы не употребляются. Они употребляются в художественной, поэтической речи.
Задание:
а) Прочитайте стихи Р. Заславского «Старинные слова», укажите архаизмы. {Работа выполняется в парах.)
Они пришли издалека,
И ты звучанью их доверься
И знай, ланиты, око, перси
Не груди, глаз или щека.
Слеза сбегает по щеке,
А слезы льются по
ланитам...
Повторов нету в языке,
Да жаль, оттенки позабыты.
У них особый смысл и суть.
Свое особое значенье,
Мы лишь в высокие
мгновенья
На них дерзаем посягнуть...
И разве что-нибудь ушло?
Все поразительно и просто,
Когда твоя мне снится поступь,
Твое пресветлое чело!
б) Прочитайте отрывок из произведения А. С. Пушкина «Пророк», найдите архаизмы, «переведите» их на русский язык.
Моих очей коснулся он:
ОТВЕРЗЛИСЬ ВЕЩИЕ ЗЕНИЦЫ...
5. Работа с картиной В. Васнецова «Богатыри».
- Посмотрите на картину великого русского художника Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Посмотрите, как одеты богатыри. Знаете ли вы, как называются доспехи? Какие слова остались в современном языке? Какие вышли из употребления?
(Копьё - древко копья, рожон, остриё. Шлем, бармица, науши, плащ. Колонтарь, кольчуга. Щит, меч. Снаряжение коней: сбруя, стремя}
6. Соедините линиями устаревшие слова и их понятия.
III. Заключительная часть (рефлексия).
- Что вас сегодня удивило на занятии?
- Что было самым интересным?
- О чём бы вы рассказали своим родителям?
- В заключение послушайте стихотворение В. Коркина «Откуда берутся лентяи?» (Читают ученики.)
Время листает календари,
Пишет новые словари.
Слов там таких не найдёшь:
Трусость и ложь.
Исчезнут слова, как дым,
Ябеда и подхалим.
Но может история выйти такая –
Старый словарь где-нибудь откопают.
В споре сойдутся учёные мира:
Что означает лентяй и задира?
Что означает неряха, завистник, болтун?
Куда они делись - на Марс, на Нептун?
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс
Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!