Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс. Тема: Великое противостояние антонимов

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность антонимического ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей об антонимах, учить правильно употреблять слова-антонимы в речи.

3. Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у учащихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; М. Р. Львов. «Словарь антонимов русского языка»; карточки с заданием; карточки для лото.

I. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажете сами, отгадав кроссворд.

1. Часть речи, обозначающая действие предмета. (Глагол.)

2. Часть речи, отвечающая на вопросы как? почему? зачем? каким образом? (Наречие.)

3. Буквы по порядку. (Алфавит.)

4. Служебная часть речи. (Союз.)

5. Слова, близкие по значению, но различные по звучанию. (Синонимы.)

6. Часть слова, служащая для образования новых слов. (Суффикс.)

7. Часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него. (Местоимение.)

Ключевое слово: антоним.

II. Основная часть.

1. Понятие об антонимах.

- Что такое антонимы?

Слово «антоним» пришло к нам из греческого языка: анти - «против» и онима - «имя». Антоним - противоимённый, а точнее, противозначный. К антонимам прибегают, когда хотят обозначить противоположные, контрастные явления. Обычно к антонимам относятся разнокоренные слова, хотя возможны и однокоренные, образованные с помощью антонимических приставок: хороший - нехороший, приезд - отъезд.

Слова-антонимы можно встретить повсюду. Например, на географической карте можно встретить названия: юг - север, запад - восток, Мужской остров - Женский остров, Арктика - Антарктика.

А вот интересный случай, который произошёл в начале прошлого века. В Московском театре Корша с успехом дебютировал молодой актёр Александр Пожаров. Поклонники его таланта не раз прерывали сценическое действие восторженными криками: «Пожаров, Пожаров!» Однажды кому-то в последних рядах послышалось: «Пожар! Пожар!» Зрители бросились к выходу. Брандмейстеры схватились за брандспойты. Началась невообразимая паника. В тот же вечер виновника переполоха вызвали в дирекцию и предложили немедленно переменить фамилию. И не стало Пожарова. На сцену пришёл Александр Алексеевич Остужев. Тот, кто заслуженно прославился неповторимым исполнителем ролей Ромео, Отелло. Эта новая фамилия явилась своеобразным антонимом прежней.

2. Значение антонимов.

Антонимы могут:

• обозначать полярные качества или состояния: сильный - слабый, твёрдый - мягкий;

• называть контрастные понятия времени: день - ночь, рано - поздно',

• выражать все понятия, имеющие своих антагонистов: верх - низ, казнить - миловать.

3. Знакомство со словарём антонимов русского языка М. Р. Львова.

4. Задание: отгадать загадку, где спрятались антонимы.

а) Я - антоним слову «зной»,

Я в реке в тени густой

И в бутылке лимонада,

А зовут меня... (прохлада).

 

б) Я - антоним слова «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я - ... (Зима).

 

в) Я - антоним к слову «смех»,

Не от радости, утех, -

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это ... (плач).

 

г) Я - антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна

Называюсь... (тишина).

5. Как поэты используют в своих произведениях антонимы. Найти в стихах антонимы:

а) Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь!

Н. А. Некрасов

 

б) Слова бывают разные - то дельные, то праздные.

То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые.

Есть слово-утешение и слово-удушение.

Есть трезвые и пьяные, лукавые, туманные.

Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить, другие - душу вытравить.

Есть речь, огнём горящая, есть тлением смердящая.

Слова - высокой доблести и - самой низкой подлости...

Поэт, тебе назначено засеять душу зёрнами.

Так сей же не иначе, как чистейшими, отборными.

Не злыми, не блудливыми, а добрыми, правдивыми,

Чтоб хлеб добросердечности давала нива вечности.

В. Полторацкий. Слово о словах.

 

в) Ты богат, я очень беден,

Ты прозаик, я поэт;

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ и бледен.

А. С. Пушкин

 

г) Вы - свет, а я похож на тьму,

Вы веселы, а я печален,

Вы параллельны ко всему,

А я, напротив, вертикален.

А. К. Толстой

6. Слова-антонимы в высказываниях великих людей.

Известны многие высказывания великих людей, в которых употреблялись антонимы.

Вот некоторые из них. Найдите антонимы. Как вы понимаете эти изречения и афоризмы?

Юлий Цезарь: «Лучше быть первым в деревне, чем вторым в городе».

В. Шекспир: «Юность - май цветущий, старость - листопад».

А. Суворов: «Пуля - дура, штык - молодец!».

Лозунг Французской революции 17 века: «Мир - хижинам, война - дворцам».

7. Игра «Раз, два, три - говори!»

Учитель произносит слова, играющие по очереди быстро называют антонимы. В случае если ответа нет, участник выбывает, а затем составляет с этим словом словосочетание или предложение.

Большой, высокий, длинный, широкий, толстый, глубокий, прямой, первый, верхний, тяжёлый, острый, горячий, светлый, белый, мокрый, громкий, сладкий, хороший, скупой, нежный, храбрый, умный, чистый, больной, дорогой, передовой, смеяться, радоваться, хвалить, заболеть, здороваться, поднимать, поломать, нагревать, труд, зло, правда, холод.

8. Работа в группах. Класс делится на 4 группы.

К каждому сочетанию подобрать антоним к прилагательному. Почему получились разные слова-антонимы? (Зависит от контекста.)

1-я группа

Бледное лицо - ...

Бледный луч - ...

Бледные краски - ...

Бледный рассказ - ...

 

2-я группа

Глубокая река - ...

Глубокие знания - ...

Глубокий сон - ...

Глубокий обморок - ...

 

3-я группа

Лёгкая ноша - ...

Лёгкий вопрос - ...

Лёгкий аромат - ...

Лёгкая походка - …

 

4-я группа

Мягкая подошва - ...

Мягкое сиденье -...

Мягкий свет -...

Мягкий характер - ...

9. Игра «Антонимическое лото».

Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточки, ведущий выкрикивает слова (тоже по карточкам). Карточку ведущего берёт та группа, у которой на своей карточке находится слово-антоним, и закрывает слово. Выигрывает та команда, у которой быстрее закроются антонимами все слова.

1-я группа

ссориться

быстро

великан

потерять

мокрый

конный

активный

сытый

прибыль

сытый

вспомнить

плач

2-я группа

жизнь

зажечься

отпереть

добрый

молодой

интересно

пропажа

красивый

сила

бедный

любить

счастье

3-я группа

одеваться

победа

вред

постоянный

одобрять

тяжёлый

уважение

виноватый

помогать

разрешать

покупать

искусственный

4-я группа

начало

соглашаться

прошлое

обвинять

говорить

храбрость

сильный

уснуть

тихо

загадка

худой

мудрость

Слова на карточках для ведущего:

Мириться, медленно, карлик, найти, сухой, пеший, пассивный, голодный, убыток, забыть, смех, смерть, погаснуть, запереть, злой, старый, скучно, находка, безобразный, слабость, богатый, ненавидеть, горе, раздеваться, поражение, польза, временный, осуждать, лёгкий, презрение, невиновный, мешать, запрещать, продавать, естественный, конец, возражать, будущее, оправдывать, молчать, трусость, слабый, проснуться, громко, разгадка, толстый, глупость.

10. Отгадывание шарад, загадок.

а) Я - синоним слова вселенная и антоним слова война. (Мир.)

б) С е - антоним слова южный, с к - совсем плохой, ненужный. (Северный, скверный.)

в) С буквой а - антоним слова кончать, с буквой я - синоним слова наполнять. (Начинать - начинять.)

г) В одном значении я синоним слова множество, в другом - антоним слова суша. (Океан или море.)

11. Чайнворд.

Задание: подобрать к словам антонимы.

1. Юг. (Север.)

2. Поздно. (Рано.)

3. Закрыт. (Открыт.)

4. Здесь. (Там.)

5. Сухо. (Мокро.)

6. Принёс. (Отнёс.)

7. Трус. (Смельчак.)

8. Начало. (Конец.)

9. Разбит. (Цел.)

10. Зима. (Лето)

11. Согрелся. (Остыл.)

12. Грубо. (Ласково.)

13. Привык. (Отвык.)

14. Прямо. (Криво.)

15. Весной. (Осенью.)

16. Север. (Юг.)

17. Мелко. (Глубоко.)

18. Нагревать. (Охлаждать.)

12. Задание: соединить линиями слова-антонимы. Каждой группе учащихся выдаются карточки.

север                     болезнь

высокий                 ленивый

улетать                  польза

загадка                   лёгкий

завязать                 закрыть

прилежный             юг

светлый                  низкий

вред                        прилетать

здоровье                 тёмный

открыть                   отгадка

тяжёлый                  развязать

13. Задание: добавить слова-антонимы в предложения.

1-я группа

Солнце всходит и ... .

На каждую загадку есть ....

Лучше знать мало, но хорошо, чем ..., да ... .

 

2-я группа

Книга содержит вопросы и ... .

Настал вечер, и шум сменился ....

Узкие кривые улицы старой Москвы заменились теперь на ... и ....

 

3-я группа

В конце долгого пути даже лёгкая ноша кажется ....

В чаще леса сумрачно, а на опушке ....

Правый берег у реки высокий и крутой, а левый ... и ... .

 

4-я группа

Растительность на Кавказе богатая, а на Крайнем Севере ... .

Дерево высокое, а куст ....

Погода испортилась: ясные, тёплые дни сменились ... и ... .

14. Задание: заменить подчёркнутые слова антонимами, написать их сверху. Прочитать текст. (Текст раздаётся каждой группе.)

ОПОЗДАЛИ

Вечером я с товарищем пошел к поезду. До станции было далеко. Дул встречный холодный ветер, и идти было трудно. Пришли мы к станции, а поезд отходит. Как плохо, что мы опоздали!

15. Подобрать антонимы к словам так, чтобы из первых букв приписанных слов получились заданные слова.

16. Задание: найти антоним и объяснить.

В пословицах часто употребляются антонимы.

Задание: найти антонимы в предложенных пословицах и объяснить их смысл.

1-я группа

■ Сей в ненастье, а убирай в вёдро.

■ Ученье - свет, а неученье - тьма.

■ Каково начало, таков и конец.

2-я группа

■ Не узнавши горя, не узнаешь и радости.

■ Добро помни, а зло забывай.

■ Лето припасает, а зима поедает.

3-я группа

■ Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

■ Маленькое дело лучше большого безделья.

■ Одежда лучше новая, а друзья старые.

4-я группа

■ Мир строит, а война разрушает.

■ Петь лучше вместе, а говорить врозь.

■ Мягко стелет, да жёстко спать.

III. Заключительная часть (рефлексия).

- Чему научились на сегодняшнем занятии?

- Что было самым интересным?

- Какую роль в речи играют антонимы?

- В заключение подберите к прилагательным антонимы, чтобы по вертикали получилось слово-антоним:

бескорыстный - а... (алчный);

обычный - н... (незаурядный, необыкновенный);

комичный - т... (трагичный);

трусливый-о... (отважный);

спокойный - н... (непоседливый);

пассивный - и... (интерактивный);

постылый - м ... (милый).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!