Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.
3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками.
Оборудование, материалы, средства наглядности: В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»; карточки с заданием, рисунки к пословицам.
I. Сообщение темы занятия.
а) - Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется... Ах, какая жалость - слово «рассыпалось». Ваша задача - «собрать» главное слово нашего занятия.
Ц О В С П О А И Л (пословица).
б) Выставка книг с пословицами и поговорками.
Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.
II. Основная часть.
1. Понятия «пословица» и «поговорка».
а) - Что такое пословица? (Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С. И. Ожегова.')
- Прочтите пословицу «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка».
- Объясните смысл.
б) Поговорки и пословицы обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.
- Что же общего между пословицей и поговоркой?
■ Краткость (лаконичность).
■ Устойчивость.
■ Связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи).
■ Принадлежность к искусству слова.
■ Широкая употребляемость.
- Чем пословица отличается от поговорки?
(Пословица - это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определённый вывод, обобщение, а поговорка — просто меткое слово. Пословица — законченное предложение, а поговорка - лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки - как можно ярче, образнее, охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь.)
2. Разделите изречения на две группы. Какие это группы? (Пословицы и поговорки}
■ Человек без Родины - что соловей без песни. (Пословица.)
■ Как сыр в масле катается. (Поговорка}
■ Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица.)
■ Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица.)
■ Говорит - что рублём дарит. (Поговорка.)
■ Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка.)
■ Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица.)
■ Решетом воду носит. (Поговорка.)
3. Русские писатели высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитывают заранее подготовленные дети.)
а) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки... Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».
А. И. Толстой
б) «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, красота истин и уродство предрассудков».
М. А. Шолохов
в) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений».
Л. И. Толстой
г) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов... В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое... Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».
Н. В. Гоголь
4. Пословицы о пословицах.
Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.
■ Пословица недаром молвится.
■ Пословица ведётся, словно веником метётся.
■ Пословица - всем делам помощница.
5. Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.
- Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ.)
- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письменности.)
- Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (Учёные,
- Таким писателем был Владимир Иванович Даль.
Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового Словаря», которые он начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863). В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».
6. Игры, конкурсы, занимательные задания. (Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз объясняют смысл пословицы.)
1) Рисунки к пословицам.
- Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках (подготовленных дома учащимися заранее).
2) Игра «Перепутаница».
- К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские пословицы и поговорки, и он быстро их выучил, но они почему-то перепутались. Помогите человеку, назовите пословицы правильно. (Пословицы задаются по одной каждой команде.)
■ Что с возу упало, того не вырубишь топором.
(Что с возу упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором.)
■ Не плюй в колодец, вылетит - не поймаешь.
(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)
■ Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.
(Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)
■ Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.
(Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся.)
3) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.
4) Закончи пословицу. (Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде.)
■ Терпенье и труд... (всё перетрут).
■ С волками жить... (по-волчьи выть).
■ Что посеешь... (то и пожнёшь).
■ Шила в мешке... (не утаишь).
■ Ученье - свет... (а неученье - тьма).
■ Худой мир... (лучше доброй ссоры).
■ Один в поле ... (не воин).
■ На безрыбье... (и рак рыба).
5) Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы.
Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь
(Волков бояться – в лес не ходить)
Тен адмы збе гняо
(Нет дыма без огня.)
6) Конкурс «Магические числа».
Назовите пословицы, где встречаются числа.
Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Сто голов - сто умов. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед, один ответ. Одной рукой узла не завяжешь. Один за всех и все за одного. Одна пчела много мёду не натаскает.
7) Конкурс «Замени пословицами».
■ Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)
■ Беречь время. (Делу — время, потехе - час.)
■ Не ссорься. (Худой мир лучше доброй ссоры. Ссора до добра не доводит.)
■ Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело - гуляй смело.)
■ Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши - держись.)
■ Не торопись, делай всё аккуратно. (Поспешишь - людей насмешишь. Делано наспех, делано на смех.)
8) Конкурс «Собери пословицу».
Командам раздаются карточки со словами в начальной форме, из них надо сложить пословицу, изменив соответственно слова.
Молодец, овца, против, а, сам, молодец, овца, против |
(Молодец против овец, а против молодца сам овца)
Язык, язык, мёд, лёд, на, под, а |
(На языке мёд, а под языком лёд)
9) Конкурс «Поле чудес».
На доске чертятся квадратики. Число квадратиков по количеству букв в пословице. Командам предлагается назвать по 5 - 6 букв, а потом отгадать всю пословицу.
1-я команда.
(Язык до Киева доведёт.)
2-я команда.
(Повторенье - мать ученья.)
10) Конкурс «Угадай».
Командам задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о какой пословице идёт речь.
■ Любишь... (кататься, люби саночки возить).
■ Москва... (слезам не верит. Москва не сразу строилась).
■ Дарёному... (коню в зубы не смотрят).
■ Не в свои... (сани не садись).
■ Жизнь... (прожить - не поле перейти).
■ Овчинка... (выделки не стоит).
11) Конкурс «Угадай пословицу».
- Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: легкий - тяжелый, веселый - грустный. Перед вами пословицы-перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова не изменены.
На доске:
■ Новый враг хуже старых двух.
■ Всё плохо, что плохо начинается.
За каждую правильно составленную пословицу дается один балл.
12) Театральный конкурс.
Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны угадать, о чем идет речь.
1-я команда. Ученье - свет, неученье - тьма.
(Один ученик старательно учится, читает книгу, повторяет таблицу умножения или стихотворение, другой держит над ним макет солнца. Лентяи спит, а за ним ученик держит чёрную бумагу и накрывает ею лентяя.)
2-я команда. Что написано пером, того не вырубишь топором. (Один ученик пишет, другой подходит с топором и пытается вырубить, но не получается.)
III. Заключительная часть (рефлексия).
Подведение итогов.
- Чему научились на занятиях?
- Что было самым интересным?
- Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?
Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России
Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс
Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс
Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе
Нет комментариев. Ваш будет первым!