Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс. Пословицы

Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе. Тема: Красна речь пословицей

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность русских пословиц и поговорок, углубить и расширить знания и представления детей о пословицах и их значениях, учиться правильно употреблять пословицы и поговорки в речи.

3. Способствовать повышению культуры речи, обогащению словарного запаса образными выражениями: пословицами и поговорками.

Оборудование, материалы, средства наглядности: В. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка», С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»; карточки с заданием, рисунки к пословицам.

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

а) - Сегодня на занятии мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, которое называется... Ах, какая жалость - слово «рассыпалось». Ваша задача - «собрать» главное слово нашего занятия.

Ц О В С П О А И Л (пословица).

б) Выставка книг с пословицами и поговорками.

Перед вами сборники русских пословиц и поговорок. В этих книгах собрана мудрость народа.

II. Основная часть.

1. Понятия «пословица» и «поговорка».

а) - Что такое пословица? (Пословица - краткое народное изречение с назидательным содержанием, народный афоризм. Из толкового словаря С. И. Ожегова.')

- Прочтите пословицу «Поговорка - цветочек, пословица - ягодка».

- Объясните смысл.

б) Поговорки и пословицы обычно изучаются вместе. На практике их часто путают. Но очень важно видеть в них отличие.

- Что же общего между пословицей и поговоркой?

■ Краткость (лаконичность).

■ Устойчивость.

■ Связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи).

■ Принадлежность к искусству слова.

■ Широкая употребляемость.

- Чем пословица отличается от поговорки?

(Пословица - это изречение, народная мудрость, это всегда суждение, в ней содержится определённый вывод, обобщение, а поговорка — просто меткое слово. Пословица — законченное предложение, а поговорка - лишь часть его. Поговорка всегда имеет переносное значение. Назначение поговорки - как можно ярче, образнее, охарактеризовать то или иное явление или предмет действительности, украсить речь.)

2. Разделите изречения на две группы. Какие это группы? (Пословицы и поговорки}

■ Человек без Родины - что соловей без песни. (Пословица.)

■ Как сыр в масле катается. (Поговорка}

■ Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица.)

■ Готовь сани летом, зимой - телегу. (Пословица.)

■ Говорит - что рублём дарит. (Поговорка.)

■ Ему говорить - что к стенке горох лепить. (Поговорка.)

■ Велик пень, да дупляст; мал золотник, да дорог. (Пословица.)

■ Решетом воду носит. (Поговорка.)

3. Русские писатели высоко ценили значение пословиц, поговорок. Вот некоторые высказывания великих писателей. (Зачитывают заранее подготовленные дети.)

а) «Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки... Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

А. И. Толстой

б) «Необозримо многообразие человеческих отношений, которые запечатлелись в чеканных народных изречениях и афоризмах. Из бездны времён дошли до нас в этих сгустках разума и знания жизни радость и страдания людские, смех и слёзы, любовь и гнев, вера и безверие, правда и кривда, честность и обман, красота истин и уродство предрассудков».

М. А. Шолохов

в) «Чтение сборника пословиц составляет для меня одно из любимых - не занятий, но наслаждений».

Л. И. Толстой

г) «Наши пословицы значительнее пословиц всех других народов... В них отразилось много свойств наших; в них всё есть: издёвка, насмешка, попрёк, - словом, всё шевелящее и задирающее за живое... Все великие люди, от Пушкина до Суворова и Петра, благоговели перед нашими пословицами».

Н. В. Гоголь

4. Пословицы о пословицах.

Русский народ сочинил пословицы и о самих пословицах. Объясните их смысл.

■ Пословица недаром молвится.

■ Пословица ведётся, словно веником метётся.

■ Пословица - всем делам помощница.

5. Владимир Иванович Даль - собиратель пословиц и поговорок.

- Кто придумал пословицы и поговорки? (Народ.)

- Когда появились пословицы и поговорки? (Давно, до появления письменности.)

- Кто собирал и записывал пословицы, поговорки? (Учёные, поэты, писатели.)

- Таким писателем был Владимир Иванович Даль.

Даль Владимир Иванович - известный русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской АН. Родился 10 ноября 1801 г. в Екатеринославской губернии в Луганском заводе. Умер в 1871 году. Окончив курс в морском корпусе, Даль несколько лет служил во флоте, но, не вынося моря, вышел в отставку и поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Походная жизнь его, как военного доктора, сталкивала его с жителями разных областей России, и материалы для будущего «Толкового Словаря», которые он начал собирать очень рано, все росли. За работу над словарем (1863-1866) Даль был удостоен звания почетного академика Петербургской АН (1863). В 1861-1862 году ученый создал сборник «Пословицы русского народа».

6. Игры, конкурсы, занимательные задания. (Класс делится на две команды. Выполняя задания, учащиеся каждый раз объясняют смысл пословицы.)

1) Рисунки к пословицам.

- Отгадайте, какие пословицы спрятались в рисунках (подготовленных дома учащимися заранее).

2) Игра «Перепутаница».

- К нам приехал в гости иностранец. Ему очень понравились русские пословицы и поговорки, и он быстро их выучил, но они почему-то перепутались. Помогите человеку, назовите пословицы правильно. (Пословицы задаются по одной каждой команде.)

■ Что с возу упало, того не вырубишь топором.

(Что с возу упало, то пропало. Что написано пером, не вырубишь топором.)

■ Не плюй в колодец, вылетит - не поймаешь.

(Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.)

■ Хочешь есть калачи, не откладывай на завтра.

(Хочешь есть калачи - не сиди на печи. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)

■ Заставь дурака Богу молиться, а хомут найдётся.

(Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибёт. Была бы шея, а хомут найдётся.)

3) Догадайся по картинкам, о каких пословицах идёт речь.

4) Закончи пословицу. (Начало пословицы читается поочерёдно каждой команде.)

■ Терпенье и труд... (всё перетрут).

■ С волками жить... (по-волчьи выть).

■ Что посеешь... (то и пожнёшь).

■ Шила в мешке... (не утаишь).

■ Ученье - свет... (а неученье - тьма).

■ Худой мир... (лучше доброй ссоры).

■ Один в поле ... (не воин).

■ На безрыбье... (и рак рыба).

5) Переставьте буквы так, чтобы получились пословицы.

Ввклоо бостьяя – в есл ен диотхь

(Волков бояться – в лес не ходить)

 

Тен адмы збе гняо

(Нет дыма без огня.)

6) Конкурс «Магические числа».

Назовите пословицы, где встречаются числа.

Один с сошкой, семеро с ложкой. Семеро одного не ждут. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Сто голов - сто умов. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Семь бед, один ответ. Одной рукой узла не завяжешь. Один за всех и все за одного. Одна пчела много мёду не натаскает.

7) Конкурс «Замени пословицами».

■ Учись всю жизнь. (Век живи, век учись.)

■ Беречь время. (Делу — время, потехе - час.)

■ Не ссорься. (Худой мир лучше доброй ссоры. Ссора до добра не доводит.)

■ Доводи начатое дело до конца. (Сделал дело - гуляй смело.)

■ Держи слово. (Не давши слова, крепись, а давши - держись.)

■  Не торопись, делай всё аккуратно. (Поспешишь - людей насмешишь. Делано наспех, делано на смех.)

8) Конкурс «Собери пословицу».

Командам раздаются карточки со словами в начальной форме, из них надо сложить пословицу, изменив соответственно слова.

Молодец, овца, против, а, сам, молодец, овца, против

(Молодец против овец, а против молодца сам овца)

Язык, язык, мёд, лёд, на, под, а

(На языке мёд, а под языком лёд)

9) Конкурс «Поле чудес».

На доске чертятся квадратики. Число квадратиков по количеству букв в пословице. Командам предлагается назвать по 5 - 6 букв, а потом отгадать всю пословицу.

1-я команда.

(Язык до Киева доведёт.)

2-я команда.

(Повторенье - мать ученья.)

10) Конкурс «Угадай».

Командам задаётся по одному первому слову, дети должны догадаться, о какой пословице идёт речь.

■ Любишь... (кататься, люби саночки возить).

■ Москва... (слезам не верит. Москва не сразу строилась).

■ Дарёному... (коню в зубы не смотрят).

■ Не в свои... (сани не садись).

■ Жизнь... (прожить - не поле перейти).

■ Овчинка... (выделки не стоит).

11) Конкурс «Угадай пословицу».

- Каждое слово имеет свой смысл, значение. А некоторые слова могут быть противоположны по смыслу: легкий - тяжелый, веселый - грустный. Перед вами пословицы-перевертыши. Кто сможет прочитать их? Подчеркнутые слова не изменены.

На доске:

■ Новый враг хуже старых двух.

■ Всё плохо, что плохо начинается.

За каждую правильно составленную пословицу дается один балл.

12) Театральный конкурс.

Командам предлагается проинсценировать пословицу. Соперники должны угадать, о чем идет речь.

1-я команда. Ученье - свет, неученье - тьма.

(Один ученик старательно учится, читает книгу, повторяет таблицу умножения или стихотворение, другой держит над ним макет солнца. Лентяи спит, а за ним ученик держит чёрную бумагу и накрывает ею лентяя.)

2-я команда. Что написано пером, того не вырубишь топором. (Один ученик пишет, другой подходит с топором и пытается вырубить, но не получается.)

III. Заключительная часть (рефлексия).

Подведение итогов.

- Чему научились на занятиях?

- Что было самым интересным?

- Какую роль в речи играют пословицы и поговорки?

Рекомендуем посмотреть:

Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России

Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!