Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку в 4 классе. Тема: Пёстрое семейство синонимов

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность синонимичного ряда слов, углубить и расширить знания и представления детей о синонимах, учить правильно употреблять слова-синонимы в речи.

3. Способствовать развитию творчества у учащихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; 3. Е. Александрова. «Словарь синонимов русского языка»; карточки для игры в лото; карточки с заданиями; чайнворд.

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы подробнее остановимся на очень интересном явлении в русском языке. А о каком, вы скажете сами.

Вот определение из толкового словаря С. И. Ожегова и Н. IO. Шведовой этого понятия. О чём говорится в этом определении?

«В языкознании: слово или выражение, совпадающее или близкое по значению с другим словом, выражением, например: «путь» и «дорога», «повесить голову» и «понурить голову».

- Конечно, это синонимы. С ними вы не раз встречались на уроках русского языка.

Слово «синоним» пришло к нам из греческого зыка: synonymos, что означает одноименный.

Итак, что же такое синонимы? (Слова, различные по звучанию, но тождественные или близкие по смыслу.)

II. Основная часть.

1. Из истории синонимов.

Ещё древние греки обратили внимание на свойство различных слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но и осознали различие между ними.

2. Знакомство со словарём синонимов русского языка З. Е. Александровой.

3.Значение синонимов в речи.

- Какую роль играют синонимы в речи? {Они делают нашу речь богатой, гибкой, красочной, выразительной, разнообразной и точной. Каких только тут нет слов: и высоких, и острых, и ехидных, и ироничных, и шутливых)

Например: лицо (нейтральное значение), лик (книжное старославянское), физиономия (французское слово, устаревшее, шутливое), рожа (слово просторечное, грубое).

4. Разгадывание кроссворда.

«Слово спряталось». Подобрав синонимы к каждому слову, вы отгадаете кроссворд и прочтете, как называются эти слова.

Ответы: спешить, изучать, нагнать, одолеть, новость, изумить, мыслить. Ключевое слово: синоним.

5. В стихотворении Валентина Берестова спрягались синонимы. Назовите их.

«Бураны, вьюги и метели –

Как много с ними канители,

Как много шуму, толкотни,

Как надоели мне они!» -

Так проворчал Мороз угрюмый

И речку льдом сковал без шума.

Деревья скрыла седина,

И наступила тишина.

Ответ: бураны, вьюги, метели; шум, пюлкопшя.

6. Загадки в стихах о синонимах.

а) Я - синоним осьминога,

А без С - в метле нас много. (Спрут.)

 

б) Я то же, что и ураган,

Но только гость восточных стран.

На море я гроза для шхун,

А называюсь я ... (тайфун).

 

в) Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем все ... (антракт).

 

На время что-то прекратив,

Мы объявляем... (перерыв).

 

В борьбе, в труде устали слишком -

Дают уставшим ... (передышку).

 

После урока непременно

Нужна ребятам ... (перемена).

7. Подбор синонимов к глаголу жить.

Подбирать синонимы к словам не совсем простое дело. Часто надо смотреть слово в контексте, то есть в конкретном предложении. Подберите слова-синонимы к слову жить.

1) Человек не может жить без пищи. (Существовать, обходиться.)

2) Так и остался он бобылём жить. (Вековать.)

3) Старик и доныне живёт. (Здравствует.)

4) Лесник жил только тем, что добывал охотой. (Кормился.)

5) Лоси живут в лесах Европы, Азии и Северной Америки. (Обитают.)

6) Мы с приятелем вдвоём замечательно живём. (Проводим время.)

8. Расположить синонимы в порядке усиления степени выражения основного смысла.

Хотеть, жаждать, желать.

Нестись, бежать, мчаться,

Плестись, идти, тащиться.

9. Работа в группах.

а) Игра «Синонимичное лото». Класс делится на 4 группы. Каждая группа получает карточки, ведущий выкрикивает слова, читая их на своих карточках. Карточку с озвученным словом берёт та группа, у которой находится слово-синоним, и закрывает ею слово на собственной карточке. Выигрывает та команда, у которой быстрее закроются синонимами все слова.

1-я группа

Артист

аплодировать

бездомный

безграничный

Будущий

беспокойство

отзвук

преграда

торопливо

усердно

Отечество

Робкий,

2-я группа

заглядеться

летчик

издавна

зарубежный

Верный

равнодушный

опередить

заболеть

притворяться

молчаливо

вертеться

гостеприимно

3-я группа

Смелый

зябнуть

источник

поединок

Думать

отыскать

летчик

наружность

Лодка

проступок

баловаться

возглас

4-я группа

скупой

беда

орудие

финиш

церковь

утомлённый

безлюдный

истина

браниться

оклеветать

пират

похищение

Слова на карточках у ведущего: актёр, рукоплескать, бескрайний, бесприютный, грядущий, тревога, эхо, препятствие, поспешно, старательно, Родина, несмелый, засмотреться, пилот, исстари, иностранный, преданный, безучастный, перегнать, захворать, надменный, высокомерный, прикидываться, безмолвно, кружиться, радушно, храбрый, мёрзнуть, родник, единоборство, мыслить, найти, пилот, внешность, чёлн, преступление, приказ, распоряжение, проказничать, восклицание, жадный, горе, инструмент, конец, храм, усталый, пустынный, правда, ругаться, оболгать, корсар, кража.

б) Подобрать как можно больше синонимов к словам:

1-я группа - врач (лекарь, доктор, знахарь, эскулап);

2-я группа - пища (еда, яства, жратва, снедь, корм (для животных);

3-я группа - старый (ветхий, устаревший, дряхлый, древний, престарелый);

4-я группа - разговаривать (болтать, беседовать, молвить, сплетничать, трепаться).

в) Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению.

1-я группа - бесстрашный лётчик, ясное небо.

2-я группа - пасмурная погода, соседняя школа.

3-я группа - правильный ответ, смышлёный ученик.

4-я группа - занимательный рассказ, тихая погода.

г) Соединить линиями прилагательные-синонимы с теми существительными, с которыми их можно употреблять.

1-я группа

коричневый     платье

                         глаза

карий               костюм

 

2-я группа

горячий           лето

                        вода

знойный          привет

 

3-я группа

смуглый           волосы

                         лицо

тёмный             небо

 

4-я группа

старый                  костюм

                              человек

пожилой               учебник

д) Подобрать к каждому слову синонимы, чтобы при чтении сверху вниз получились заданные слова (в случае затруднения допускается обращение к словарю синонимов):

1-я группа

тихий                       - м…

деятельный            - а…

труд                         - р…

секрет                      - т…

 

2-я группа

работа                     - з…

родник                     - и…

холод                       - м…

актёр                        - а…

 

3-я группа

народ                    - л…

пища                     - е…

мрачный               - т…

оскорбление         - о…

 

4-я группа

дебри                     - з…

талисман               - а…

доносчик                - я…

единый                  - ц…

Ответы:

1-я группа - медленный, активный, работа, тайна;

2-я группа - занятие, исток, мороз, артист;

3-я группа - люди, еда, тёмный, обида;

4-я группа - заросли, амулет, ябеда, целый.

е) Каким из слов, данных в скобках, можно заменить в предложении подчёркнутое слово?

1-я группа. Студёный ключ играет по оврагу (прозрачный, холодный, быстрый).

2-я группа. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное, чудесное).

3-я группа. Из лесной чащи выбирался на поляну неуклюжий медведь (огромный, неповоротливый, добродушный).

4-я группа. В лесу мы наблюдали, как быстрая белочка перепрыгивала с одного дерева на другое (маленькая, проворная, весёлая).

Проверка.

- Почему выбрали именно это слово?

ж) Выбрать наиболее подходящий по смыслу синоним и вписать в данный текст.

- Почему выбрали именно эти слова?

- Почему не подходят другие слова?

Утром к дому прилетела ... (стая, стайка, стадо) воробьёв. Они уселись на крыше и весело ... (пели, щебетали, чирикали). Маленькая Нина ... (вышла, выбежала) на крыльцо и насыпала на землю хлебных крошек. Воробьи быстро ... (сползли, слезли, слетели, спустились) с крыши. Они ... (бегали, ходили, скакали, прыгали) и ... (ели, клевали, глотали, кушали) крошки. Вдруг незаметно ... (пришла, прибежала, подкралась, приползла) кошка, она ... (поймала, взяла, схватила, цапнула) одного воробья и убежала.

з) Отгадать чайнворд.

Замени слова синонимами и отгадай чайнворд.

1

 

2

  

  

  

 

3

  

 

4

  

   

5

 

   

    

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

Задания и ответы:

1. Шифр (код)

2. Неблизко (далеко)

3. Папа (отец)

4. Краска (цвет)

5. Буря (тайфун)

6. Люди (народ)

7. Потасовка (драка)

8. Херувим (ангел)

9. Месяц (Луна)

10. Зодчий (архитектор)

11. Ликование (радость)

III. Заключительная часть (рефлексия).

- Чему научились на сегодняшнем занятии?

- Что было самым интересным?

- Почему надо знать, что такое синонимы и зачем они нужны в речи?

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России

Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!