Цели:
1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.
2. Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.
3. Способствовать развитию творчества у учащихся.
Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. IO. Шведова. «Толковый словарь»; «Орфоэпический словарь»; «Орфографический словарь»; карточки с заданием; таблица «Произноси правильно!».
I. Сообщение темы занятия.
- Сегодня мы поработаем с ударением. Что такое ударение?
- Зачем надо знать об ударении? (Чтобы правильно произносить слова.)
II. Основная часть.
1. Определение ударения.
а) В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой говорится так: «Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. Ударение падает на первый слог. Поставить ударение. Логическое ударение (интонационное выделение важнейшего в речи)».
б) Вот как об ударении говорится в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»: «Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств.
Осуществляется различными способами:
• силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках);
• изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках);
• продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается).
Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога».
в) Рассказ учителя:
Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с привычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове.
Слушать речь, в которой многие слова произносится с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Искажённое ударение напоминает неправильный пульс. Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах: докУмент, красивЕе, пОртфель.
Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово (волнЫ (Р. п. ед. ч.) - вОлны (множ, число).
2. Что говорят поэты об ударении в словах?
Читают подготовленные ученики:
Отца спросила дочка:
- Не знаю, как прочесть,
Есть слово «проволОчка»
И «прОволочка» есть.
А что такое «Атлас»?
Его приносят в класс?
Я прочитала «Атлас»,
Но есть ведь и «атлАс».
А. Барто
- Чем отличаются эти слова? (Ударением.)
- Что меняется? (Значение слова.)
Мне слово чУдно
Изменить нетрудно:
Поставим ударение на О -
Исчезло чУдно,
Родилось чуднО.
Скорей, сестра, на рыб взгляни,
Попались на крючок они.
В ведёрко руку окунИ,
Не бойся: это Окуни.
Пересохла глина,
Рассердилась Нина,
Не мукА, а мУка, -
Поварам наука.
Иголка ходит вверх и вниз,
Вот листья появились.
Сосёт Алёнушка ирИс,
А вышивает Ирис.
Автор: Я. Козловский
КУМУШКИ
Серая ворОна чёрного вОрона
Утром ругала, присев на сучок.
Новость о том разнесли во все стороны
Сплетницы-кумушки - сОрок сорОк.
3. Три особенности русского ударения.
Ударение - это музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.
Первая особенность: ударение в русских словах не прикреплено к определённому слогу в слове (а в других языках, например во французском языке, ударение всегда падает на последний слог, в польском - на предпоследний, в чешском и венгерском - на первый). Такое ударение, как в русском языке, называют свободным.
- Приведите примеры, где ударение падает на первый, второй, предпоследний, последний слоги.
Вторая особенность: подвижность русского ударения, его способность менять своё место в зависимости от формы слова (понЯть - пОнял - понялА, Окна - окнО)
- Приведите свои примеры.
Третья особенность: изменчивость с течением времени. Некоторые слова произносятся совсем не так, как они произносились 100-200 лет назад. Например:
Погасло днЕвное светило. А. С. Пушкин. (Сейчас: дневнОе.)
Мы, старики, уж нынче не танцуем,
МузЫки гром не призывает нас. А. С. Пушкин (Сейчас: мУ- зыки.)
В современном языке остались слова, которые можно произносить двояко: баржА - бАржа, комбАйнер - комбайнёр, пЕтля - петлЯ, тефтЕли - тЕфтели.
А вот многие варианты, считавшиеся нелитературными, теперь являются допустимыми: дОговор, камбалА, рАкушка, феномЕн и др. Эти допустимые варианты могут употребляться наравне с общелитературными, хотя и являются менее желательными. Но, может быть, за ними будущее?
Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется, как все в природе. Из этого следует вывод: нужно быть чуткими, внимательными к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, следить за новыми словарями, отражающими эти изменения.
4. Роль буквы Ё.
- Что вы знаете о букве Ё? {Буква Ё всегда ударная.) Если в слове есть буква Ё, знак ударения не ставится.
Расскажи-ка, буква Ё,
Как твоё
Житьё-бытьё?
Буква Ё даёт отчёт:
Ничего житьё, течёт.
Я ударная всегда Ой-ёй-ёй!
Вот это да!
5. Чтение рассказа.
- Как найти ударение в словах?
На уроке русского языка выяснилось, что не все ученики легко могут найти ударение в слове. Учитель написал на доске несколько слов и предложил одному ученику произнести слова нараспев, а не быстро.
- При таком чтении, - объяснил учитель, - ударный слог сам тянется и выдает себя.
Ученики попробовали:
- Ребя-я-ята!
- Шко-о-ольники!
Одна из учениц радостно воскликнула:
- Поняла! Нужно как бы окликнуть, позвать словом: учени-и-ица!
- Совершенно правильно,- подтвердил учитель.
- А если я делаю в слове неправильное ударение, произношу арбуз вместо арбуз, как я могу узнать, какое ударение является правильным? - задал вопрос Толя.
Учитель похвалил Толю за хороший вопрос и попросил ребят ответить на него.
Разные были предложения: спросить учителя, посмотреть в учебник, но вернее всех ответил Гена:
- Надо обратиться к двуязычному или толковому словарю. В этих словарях все слова имеют ударения.
Учитель похвалил Гену и добавил:
- Нужно внимательно слушать речь учителей, образцовую речь дикторов радио и телевидения и подражать им.
6. Выставка словарей русского языка, в которых можно увидеть правильное ударение.
- Познакомимся с такими словарями:
а) С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»;
б) «Орфоэпический словарь»;
в) «Орфографический словарь».
7. Вопрос для любознательных.
- Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?
- Вопрос мой прост и краток, -
Промолвил Носорог, -
Что лучше - сорок пяток
Или пяток сорок?
Автор: А. Милн
8. Это интересно.
Некоторые сложные слова имеют по два ударения. Первое называется побочным, оно слабее и обозначается в словарях чёрточкой слева направо вниз: словообразование, засухоустойчивый, горнолыжник. (Дети смотрят в словаре.)
А в отдельных трёхкомпонентных словах бывает и тройное ударение: авиаметеослужба, автомотоклуб.
9. Занимательные задания.
1) Соединить линиями слова и рисунки, объяснить смысл слова.
2) Отгадывание загадок.
а) Я сборник карт; от ударения
Зависят два моих значения.
Захочешь - превращусь в название
Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлАс.)
б) Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение -
И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирИс.)
в) Мы - для пильщика подставка,
Мы - для кучера сиденье.
Но попробуй-ка поставь-ка
В нас другое ударение -
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.)
3) Работа в группах.
Класс делится на 4 группы, получает карточки с заданием, в случае затруднения можно обратиться к словарю.
1-я группа Задание 1. Объясните смысл слов лЕдник - леднИк. Придумайте с ними предложения. Задание 2. Прочитайте краткое толкование слов. Запишите их, поставьте ударение: а) втрое дороже; б) целебный состав, лекарственное средство. |
2-я группа Задание 1. Объясните смысл слов Отзыв - отзЫв. Придумайте с ними предложения Задание 2. Прочитайте краткое толкование слов. Запишите их, поставьте ударение: а) относящийся к кухне; б) скульптурное изображение человека. |
3-я группа Задание 1. Объясните смысл слов пикИровать - пикировАть. Придумать с ними предложения Задание 2. Прочитайте краткое толкование слов. Запишите их, поставьте ударение: а) закрытая площадка пассажирского вагона; б) сто килограммов. |
4-я группа Задание 1. Объясните смысл слов свЯзный - связнОй. Придумать с ними предложения Задание 2. Прочитайте краткое толкование слов. Запишите их, поставьте ударение: а) часть ноги от колена до ступни; б) захватывая чем-нибудь, набирать что-либо жидкое, сыпучее. |
Ответы:
1-я группа:
Задание 1: лЕдник - погреб со льдом для хранения скоропортящихся продуктов;
леднИк - масса движущегося льда.
Задание 2: втрИдорога, снАдобье.
2-я группа
Задание 1: Отзыв - устная или письменная оценка чего- либо;
отзЫв - распоряжение покинуть какой-либо пост.
Задание 2: кУхонный, стАтуя.
3-я группа.
Задание 1: пикИровать - лететь с большой скоростью вниз;
пикировАть - пересаживать растения при помощи колышка- пики.
Задание 2: тАмбур, цЕнтнер.
4-я группа
Задание 1: связнОй - посыльный для поддержания связи между воинскими частями;
свЯзный - последовательный, логический, стройный.
Задание 2: гОлень, чЕрпать.
4) Запоминанию правильного ударения в некоторых словах вам поможет отгадывание загадок, где рифма предыдущей строки подскажет не только правильный ответ, но и правильное ударение.
а) На бахче у нас растёт,
Как разрежешь - сок течёт.
Свеж и сладок он на вкус,
Называется ... (арбУз).
б) Эту зелень ты не тронь:
Жжётся больно, как огонь.
Неприметна, некрасива,
Называется ... (крапИва).
в) Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Называюсь я ... (фарфОр).
г) Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный ... (каталОг).
5. Работа в парах.
Поставить правильно ударение в словах, запомнить, как они произносятся. (Раздаются карточки каждой паре учащихся.)
Договор, завидно, камбала, квартал, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель, одобрить, призывник, инструмент, положить, цемент. |
Ответы: ДоговОр, завИдно, кАмбала, квартАл, красИвее, гУсеница, жАворонок, зАдал, стАтуя, звонИт, столЯр, щавЕль, одОбрить, призывнИк, инструмЕнт, положИть, цемЕнт.
6. Мини-викторина.
■ Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов выходИть, пАхнуть, трУсить?
■ Какими оттенками значений различаются слова рЕчушка - речУшка, кирпИчина - кирпичИна?
■ Объясните игру слов в стихотворных строчках:
КОсит косец, а зайчишка косИт,
ТрУсит воришка, а ослик трусИт.
■ Какой предлог нужно добавить к предложению Берега заросли, чтобы в этих словах изменились ударения, не нарушая основного смысла? (У бЕрега зАросли.)
■ Может ли ударение, не меняя лексического значения глагола, изменить его время? (УзнАют -узнаЮт.)
■ Как правильно расставить ударение в одинаковых словах?
Уже солнце село, и река стала уже, а село далеко.
Выходит, что выходит доярка телёнка.
Этот звонок звонок.
Без проволочки натянул монтёр проволочки.
7. Работа с таблицей «Произноси правильно!»
(Таблицу можно распечатать для каждого ученика.)
алфавИт баловАться берёста библиотЕка вЕрба ворОта грАждане гУсеница двЕрка |
добЫча договОр докумЕнт жалюзИ завИдно заголовок заём звонИт звонИшь |
злОба инструмЕнт кАмбала каталОг квартАл кЕта киломЕтр кладовАя коклЮш |
комбАйнер красИвее кулинАрия кУхонный магазИн молодёжь намЕрение нЕнависть новорождённый |
Отнял обеспЕчение пЕредал планёр повторим пОнял портфЕль премировАть приговОр прОсека |
процЕнт ракУшка сантимЕтр свёкла столЯр тЕфтели цемЕнт цыгАн шофёр щавЕль |
III. Заключительная часть (рефлексия).
1) Вопросы-шутки:
- Как из пирогА сделать лодку? (ПирОга.)
- Какую птицу можно сделать числительным? (СорокА.)
- Как из сахара сделать пустыню? (СахАра.}
2) Чему научились на сегодняшнем занятии?
- Что было самым интересным?
Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс
Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс
Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России
Нет комментариев. Ваш будет первым!