Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по русскому языку. Тема: Ударение меняет значение

Цели:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Изучить особенность русского ударения, углубить и расширить знания и представления детей об ударении.

3. Способствовать развитию творчества у учащихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. IO. Шведова. «Толковый словарь»; «Орфоэпический словарь»; «Орфографический словарь»; карточки с заданием; таблица «Произноси правильно!».

Ход занятия

I. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы поработаем с ударением. Что такое ударение?

- Зачем надо знать об ударении? (Чтобы правильно произносить слова.)

II. Основная часть.

1. Определение ударения.

а) В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой говорится так: «Выделение (слога, слова) силой голоса или повышением тона, а также значок, показывающий такое выделение. Ударение падает на первый слог. Поставить ударение. Логическое ударение (интонационное выделение важнейшего в речи)».

б) Вот как об ударении говорится в «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия»: «Выделение единицы речи (слога, слова, словосочетания) с помощью фонетических средств.

Осуществляется различными способами:

• силой выдоха (силовое, или экспираторное, ударение в русском, английском, французском, польском, венгерском, арабском и других языках);

• изменением высоты голосового тона (тоновое, или музыкальное, ударение в литовском, сербском, скандинавских, бирманском, вьетнамском, китайском, японском и других языках);

• продлением звука (количественное ударение - в чистом виде не встречается).

Во многих языках наблюдается комбинация этих средств. В русском языке ударение силовое, сопровождается продлением ударного слога».

в) Рассказ учителя:

Ударение подобно биению сердца. Пока мы слышим речь, в которой все слова произносятся с правильным ударением, мы вдумываемся только в смысл слов, на ударение не обращаем никакого внимания. Но стоит нам услышать хотя бы одно слово с привычным для нас ударением, как внимание наше уже задерживается на этом слове.

Слушать речь, в которой многие слова произносится с неправильным ударением, чрезвычайно трудно. Искажённое ударение напоминает неправильный пульс. Прислушайтесь к речи своих товарищей и знакомых, и вы заметите, что некоторые из них ставят неправильное ударение в словах: докУмент, красивЕе, пОртфель.

Крайне важно соблюдать в слове верное ударение, так как, изменив место ударения, мы можем получить либо совершенно другую грамматическую форму, либо новое слово (волнЫ (Р. п. ед. ч.) - вОлны (множ, число).

2. Что говорят поэты об ударении в словах?

Читают подготовленные ученики:

Отца спросила дочка:

- Не знаю, как прочесть,

Есть слово «проволОчка»

И «прОволочка» есть.

А что такое «Атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «Атлас»,

Но есть ведь и «атлАс».

А. Барто

- Чем отличаются эти слова? (Ударением.)

- Что меняется? (Значение слова.)

Мне слово чУдно

Изменить нетрудно:

Поставим ударение на О -

Исчезло чУдно,

Родилось чуднО.

Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведёрко руку окунИ,

Не бойся: это Окуни.

 

Пересохла глина,

Рассердилась Нина,

Не мукА, а мУка, -

Поварам наука.

Иголка ходит вверх и вниз,

Вот листья появились.

Сосёт Алёнушка ирИс,

А вышивает Ирис.

Автор: Я. Козловский

КУМУШКИ

Серая ворОна чёрного вОрона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки - сОрок сорОк.

3. Три особенности русского ударения.

Ударение - это музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая особенность: ударение в русских словах не прикреплено к определённому слогу в слове (а в других языках, например во французском языке, ударение всегда падает на последний слог, в польском - на предпоследний, в чешском и венгерском - на первый). Такое ударение, как в русском языке, называют свободным.

- Приведите примеры, где ударение падает на первый, второй, предпоследний, последний слоги.

Вторая особенность: подвижность русского ударения, его способность менять своё место в зависимости от формы слова (понЯть - пОнял - понялА, Окна - окнО)

- Приведите свои примеры.

Третья особенность: изменчивость с течением времени. Некоторые слова произносятся совсем не так, как они произносились 100-200 лет назад. Например:

Погасло днЕвное светило. А. С. Пушкин. (Сейчас: дневнОе.)

Мы, старики, уж нынче не танцуем,

МузЫки гром не призывает нас. А. С. Пушкин (Сейчас: мУ- зыки.)

В современном языке остались слова, которые можно произносить двояко: баржА - бАржа, комбАйнер - комбайнёр, пЕтля - петлЯ, тефтЕли - тЕфтели.

А вот многие варианты, считавшиеся нелитературными, теперь являются допустимыми: дОговор, камбалА, рАкушка, феномЕн и др. Эти допустимые варианты могут употребляться наравне с общелитературными, хотя и являются менее желательными. Но, может быть, за ними будущее?

Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык служит обществу, он развивается, улучшается, изменяется, как все в природе. Из этого следует вывод: нужно быть чуткими, внимательными к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, следить за новыми словарями, отражающими эти изменения.

4. Роль буквы Ё.

- Что вы знаете о букве Ё? {Буква Ё всегда ударная.) Если в слове есть буква Ё, знак ударения не ставится.

Расскажи-ка, буква Ё,

Как твоё

Житьё-бытьё?

Буква Ё даёт отчёт:

Ничего житьё, течёт.

Я ударная всегда Ой-ёй-ёй!

Вот это да!

5. Чтение рассказа.

- Как найти ударение в словах?

На уроке русского языка выяснилось, что не все ученики легко могут найти ударение в слове. Учитель написал на доске несколько слов и предложил одному ученику произнести слова нараспев, а не быстро.

- При таком чтении, - объяснил учитель, - ударный слог сам тянется и выдает себя.

Ученики попробовали:

- Ребя-я-ята!

- Шко-о-ольники!

Одна из учениц радостно воскликнула:

- Поняла! Нужно как бы окликнуть, позвать словом: учени-и-ица!

- Совершенно правильно,- подтвердил учитель.

- А если я делаю в слове неправильное ударение, произношу арбуз вместо арбуз, как я могу узнать, какое ударение является правильным? - задал вопрос Толя.

Учитель похвалил Толю за хороший вопрос и попросил ребят ответить на него.

Разные были предложения: спросить учителя, посмотреть в учебник, но вернее всех ответил Гена:

- Надо обратиться к двуязычному или толковому словарю. В этих словарях все слова имеют ударения.

Учитель похвалил Гену и добавил:

- Нужно внимательно слушать речь учителей, образцовую речь дикторов радио и телевидения и подражать им.

6. Выставка словарей русского языка, в которых можно увидеть правильное ударение.

- Познакомимся с такими словарями:

а) С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь русского языка»;

б) «Орфоэпический словарь»;

в) «Орфографический словарь».

7. Вопрос для любознательных.

- Где нужно поставить ударение в выделенных словах, чтобы был понятен смысл четверостишия?

- Вопрос мой прост и краток, -

Промолвил Носорог, -

Что лучше - сорок пяток

Или пяток сорок?

Автор: А. Милн

8. Это интересно.

Некоторые сложные слова имеют по два ударения. Первое называется побочным, оно слабее и обозначается в словарях чёрточкой слева направо вниз: словообразование, засухоустойчивый, горнолыжник. (Дети смотрят в словаре.)

А в отдельных трёхкомпонентных словах бывает и тройное ударение: авиаметеослужба, автомотоклуб.

9. Занимательные задания.

1) Соединить линиями слова и рисунки, объяснить смысл слова.

2) Отгадывание загадок.

а) Я сборник карт; от ударения

Зависят два моих значения.

Захочешь - превращусь в название

Блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас - атлАс.)

 

б) Я травянистое растение

С цветком сиреневого цвета,

Но переставьте ударение -

И превращаюсь я в конфету. (Ирис - ирИс.)

 

в) Мы - для пильщика подставка,

Мы - для кучера сиденье.

Но попробуй-ка поставь-ка

В нас другое ударение -

Осторожней будешь с нами:

Забодаем мы рогами. (кОзлы - козлЫ.)

3) Работа в группах.

Класс делится на 4 группы, получает карточки с заданием, в случае затруднения можно обратиться к словарю.

1-я группа

Задание 1.

Объясните смысл слов лЕдник - леднИк. Придумайте с ними предложения.

Задание 2.

Прочитайте краткое толкование слов. Запишите их, поставьте ударение:

а) втрое дороже; б) целебный состав, лекарственное средство.

 

2-я группа

Задание 1.

Объясните смысл слов Отзыв - отзЫв. Придумайте с ними предложения

Задание 2.

Прочитайте краткое толкование слов. Запишите их, поставьте ударение:

а) относящийся к кухне;

б) скульптурное изображение человека.

 

3-я группа

Задание 1.

Объясните смысл слов пикИровать - пикировАть. Придумать с ними предложения

Задание 2.

Прочитайте краткое толкование слов. Запишите их, поставьте ударение:

а) закрытая площадка пассажирского вагона;

б) сто килограммов.

 

4-я группа

Задание 1.

Объясните смысл слов свЯзный - связнОй. Придумать с ними предложения

Задание 2.

Прочитайте краткое толкование слов. Запишите их, поставьте ударение:

а) часть ноги от колена до ступни;

б) захватывая чем-нибудь, набирать что-либо жидкое, сыпучее.

Ответы:

1-я группа:

Задание 1: лЕдник - погреб со льдом для хранения скоропортящихся продуктов;

леднИк - масса движущегося льда.

Задание 2: втрИдорога, снАдобье.

2-я группа

Задание 1: Отзыв - устная или письменная оценка чего- либо;

отзЫв - распоряжение покинуть какой-либо пост.

Задание 2: кУхонный, стАтуя.

3-я группа.

Задание 1: пикИровать - лететь с большой скоростью вниз;

пикировАть - пересаживать растения при помощи колышка- пики.

Задание 2: тАмбур, цЕнтнер.

4-я группа

Задание 1: связнОй - посыльный для поддержания связи между воинскими частями;

свЯзный - последовательный, логический, стройный.

Задание 2: гОлень, чЕрпать.

4) Запоминанию правильного ударения в некоторых словах вам поможет отгадывание загадок, где рифма предыдущей строки подскажет не только правильный ответ, но и правильное ударение.

а) На бахче у нас растёт,

Как разрежешь - сок течёт.

Свеж и сладок он на вкус,

Называется ... (арбУз).

 

б) Эту зелень ты не тронь:

Жжётся больно, как огонь.

Неприметна, некрасива,

Называется ... (крапИва).

 

в) Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с давних пор,

Называюсь я ... (фарфОр).

 

г) Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный ... (каталОг).

5. Работа в парах.

Поставить правильно ударение в словах, запомнить, как они произносятся. (Раздаются карточки каждой паре учащихся.)

Договор, завидно, камбала, квартал, красивее, гусеница, жаворонок, задал, статуя, звонит, столяр, щавель, одобрить, призывник, инструмент, положить, цемент.

Ответы: ДоговОр, завИдно, кАмбала, квартАл, красИвее, гУсеница, жАворонок, зАдал, стАтуя, звонИт, столЯр, щавЕль, одОбрить, призывнИк, инструмЕнт, положИть, цемЕнт.

6. Мини-викторина.

■ Как, не изменяя ни одного звука, совершенно изменить значения слов выходИть, пАхнуть, трУсить?

■ Какими оттенками значений различаются слова рЕчушка - речУшка, кирпИчина - кирпичИна?

■ Объясните игру слов в стихотворных строчках:

КОсит косец, а зайчишка косИт,

ТрУсит воришка, а ослик трусИт.

■ Какой предлог нужно добавить к предложению Берега заросли, чтобы в этих словах изменились ударения, не нарушая основного смысла? (У бЕрега зАросли.)

■ Может ли ударение, не меняя лексического значения глагола, изменить его время? (УзнАют -узнаЮт.)

■ Как правильно расставить ударение в одинаковых словах?

Уже солнце село, и река стала уже, а село далеко.

Выходит, что выходит доярка телёнка.

Этот звонок звонок.

Без проволочки натянул монтёр проволочки.

7. Работа с таблицей «Произноси правильно!»

(Таблицу можно распечатать для каждого ученика.)

алфавИт

баловАться

берёста

библиотЕка

вЕрба

ворОта

грАждане

гУсеница

двЕрка

добЫча

договОр

докумЕнт

жалюзИ

завИдно

заголовок

заём

звонИт

звонИшь

злОба

инструмЕнт

кАмбала

каталОг

квартАл

кЕта

киломЕтр

кладовАя

коклЮш

комбАйнер

красИвее

кулинАрия

кУхонный

магазИн

молодёжь

намЕрение

нЕнависть

новорождённый

Отнял

обеспЕчение

пЕредал

планёр

повторим

пОнял

портфЕль

премировАть

приговОр

прОсека

процЕнт

ракУшка

сантимЕтр

свёкла

столЯр

тЕфтели

цемЕнт

цыгАн

шофёр

щавЕль

III. Заключительная часть (рефлексия).

1) Вопросы-шутки:

- Как из пирогА сделать лодку? (ПирОга.)

- Какую птицу можно сделать числительным? (СорокА.)

- Как из сахара сделать пустыню? (СахАра.}

2) Чему научились на сегодняшнем занятии?

- Что было самым интересным?

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс

Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России

Нет комментариев. Ваш будет первым!