Лексическое значение слова, 4 класс. Конспект урока. Школа России

Конспект урока по русскому языку для 4 класса. Тема: Лексическое значение слова

Цели урока:

1. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

2. Дать понятие о лексическом значении слов, познакомить с толковыми словарями русского языка.

3. Способствовать обогащению словарного запаса у обучающихся.

Оборудование, материалы, средства наглядности: С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. «Толковый словарь»; В. Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»; М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. «Школьный толковый словарь русского языка».

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Не забывай на праведном пути то,

Что старик Марк Твен сказал когда-то:

Ты должен слово нужное найти,

А не его троюродного брата.

Автор: А. Гитович

- Как вы понимаете эти слова?

Отгадывание кроссворда.

Отгадав кроссворд, мы узнаем очень важное слово, которое будет ключевым сегодня на уроке.

1. Единица языка, служащая для наименования понятий, предметов, лиц, действий, состояний, признаков, связей, отношений, оценок. (Слово.)

2. Общая часть родственных слов. (Корень.)

3. Часть слова, служащая для связи слов в предложении. (Окончание.)

4. Часть слова без окончания. (Основа.)

5. Часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. (Суффикс.)

6. Часть слова, стоящая впереди корня и служащая для образования новых слов. (Приставка.)

7. Словарный состав русского языка. (Лексика.)

— Мы отгадали понятия, относящиеся к слову. Это «строительный материал» слова.

Ключевое слово: лексика.

- Итак, тема сегодняшнего занятия «Лексическое значение слова».

II. Основная часть.

1. - Что же такое лексика?

Лексика (от греческого слова lexikos - относящийся к слову):

1) вся совокупность слов, словарный состав языка;

2) совокупность слов, характерных для данного варианта речи (лексика бытовая, военная, детская и пр.), того или иного стилистического пласта (лексика нейтральная, просторечная и др.).

Лексика - это не груда разрозненных слов: среди них выделяются однозначные и многозначные, синонимы, антонимы, омонимы, исконно русские и заимствованные слова.

Раздел науки о языке, изучающий словарный состав, называется лексикологией.

А сколько же слов в русском языке?

По предположениям учёных, наш язык насчитывает сотни тысяч слов - необозримый океан. Писатели, мастера слова, заставляют работать гораздо большее число слов, чем мы.

Например, А. С. Пушкин использовал более 21 тысячи слов, в языке произведений М. Горького около 30 тысяч. А словарный запас шестилетнего ребёнка составляет примерно 3000 слов.

- Что значит узнать лексическое значение слова? (Определить его смысловое значение.')

- Но не всегда мы знаем лексическое значение. А что же нам поможет?

(На помощь нам придут толковые словари, в которых определено значение слова.)

2. Выставка толковых словарей русского языка.

■ В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.

■ С. И. Ожегов, И. Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.

■ М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. Школьный толковый словарь русского языка.

(Могут быть представлены и другие словари.)

- Словари бывают большие и маленькие. Самый большой словарь русского языка, изданный Академией наук, состоит из 17 томов, в нём даётся толкование 120 480 слов. Есть словари в 4 томах, как словарь В. И. Даля. Большая часть словарей издаётся в одном томе, например, словарь С. И. Ожегова, в котором собрано и объяснено 80 тысяч слов. А есть школьные толковые словари. Они лёгкие, удобные, их можно носить с собой, чтобы заглянуть в них в любой момент.

3. Как найти слово в словаре?

- В словарях огромное количество слов. Как отыскать нужное? Надёжный путеводитель по словарю - алфавит. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Знание алфавита поможет определить направление в движении по словарю.

4. Практическая работа по определению лексического значения слов. Класс делится на 4 группы.

Задание 1. Найти значение слов в словаре.

1-я группа - байдарка.

2-я группа - вахтёр.

3-я группа - репутация.

4-я группа - ярлык.

Проверка: дети зачитывают значение слов.

Задание 2. Замените выделенное слово другим, более точно передающим данное понятие, и объясните свою замену.

1-я группа. Мы пересаживаем рассаду в землю. (В почву.)

2-я группа. После оттепели снова ударил мороз, и на снегу образовалась ледяная корка. (Наст.)

3-я группа. Ребята забрели в самую гущу снега. (Чащу.)

4-я группа. Сбоку дороги цвёл высокий иван-чай. (По обочинам.)

Задание 3. Определите по толкованию, какое слово задумано.

1-я группа. Большой, бесформенный кусок земли, льда. (Глыба.)

Занимающий очень много места, слишком большой. (Громоздкий.)

2-я группа. Полный телом, крупного сложения. (Дородный, тучный.)

Постепенно утрачивать яркость, блеск. (Меркнуть.)

3-я группа. Сильно похудеть, ослабевать от недоедания. (Отощать.)

Человек одного возраста с кем-нибудь. (Ровесник.)

4-я группа. Одна из досок деревянного пола. (Половица.)

Легко перелетать с места на место (о птицах). (Порхать.)

Задание 4. Употребляй слова правильно.

В русском языке существуют очень похожие слова, но совсем разные по своему лексическому значению. Задание: исправить лексические ошибки в предложениях.

1-я группа. Мальчик Петя был зачинателем драки. (Зачинщиком.')

2-я группа. Он был искусственным мастером. (Искусным.)

3-я группа. Девочка удивительно подняла брови. (Удивлённо.)

4-я группа. Соседний мальчик очень балованный. (Соседский.)

Задание 5. Отгадывание кроссворда.

Заполните клетки словами соответственно толкованиям. В этом вам помогут вписанные в выделенную вертикальную строку слова.

1-я часть.

1. Воспринимать на ощупь, при прикосновении. (Осязать.)

2. В предыдущий день. (Накануне.)

3. Верный, любящий. (Преданный.)

4. Тот, кто учится вместе с кем-нибудь. (Соученик.)

5. Правдивый, откровенный, прямодушный. (Искренний.)

6. Упасть, распадаясь на части, обрушиться. (Рухнуть.)

7. Тот, кто был свидетелем, наблюдателем какого-либо события. (Очевидец.)

8. Находиться в земной коре. (О полезных ископаемых.) (Залегать.)

2-я часть.

1. Очень крутой, вертикально уходящий вниз. (Отвесный.)

2. Идущий в обход. (О дороге, пути.) (Окольный.)

3. Застёжка, вдеваемая в манжет мужской рубашки. (Запонка.)

4. Простодушный, неопытный. (Наивный.)

5. Место, где стаял снег и обнажилась земля. (Проталина.)

III. Заключительная часть (рефлексия).

- Что было самым интересным?

- Что нового узнали на сегодняшнем занятии?

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие по русскому языку в игровой форме, 4 класс

Внеурочное занятие по русскому языку, 4 класс

Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения

Конспект внеурочного занятия по русскому языку для младших школьников, 4 класс

Занимательный русский язык. Конспект внеурочного занятия в 4 классе

Нет комментариев. Ваш будет первым!