Классный час для учащихся начальных классов «Всё в наших руках»
Работу выполнила – учитель начальных классов Бабкина Галина Алексеевна
Описание работы: понятие «толерантность» приобретает в настоящее время особый смысл и огромное значение, потому что уважение к одноклассникам, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к потребностям в решении возникающих проблем - одна из главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества. Содержание мероприятия нацелено на воспитание чувства уважения друг к другу, на развитие у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле; на развитие терпимости к различиям между людьми. Данная разработка может представлять интерес для воспитателей и классных руководителей в воспитании толерантности у подрастающего поколения. Мероприятие разработано для обучающихся начальных классов.
Цель - познакомить обучающихся с понятием «толерантность», происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.
Задачи: выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантности (возникновение понятия, значение слова, приёмы развития этого качества);
- способствовать формированию толерантного отношения к себе, сверстникам и взрослым, к их правам, обычаям, традициям и культуре разных народов;
- способствовать развитию коммуникативных умений школьников: взаимопонимания, умения формулировать и высказывать своё мнение, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, владеть собой, уважать чужое мнение, желание и умения прощать;
- учить анализировать себя и свои поступки, способствовать повышению уровня творческой активности обучающихся.
Оборудование: презентация; корона, рваное платье, сабля, палочка, седая борода (для инсценировки «Сказочки о счастье»), карточки, цветок толерантности, песня «Я, ты, он, она».
Ход мероприятия
1. Организационный момент
- Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться: "Доброе утро!"
Доброе утро! - Солнцу и птицам.
Доброе утро! - Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
И доброе утро продлится до вечера.
Наш классный час называется «Всё в наших руках».
Эпиграфом к нему будут такие слова английского писателя Бернарда Шоу «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на земле, как люди».
2. Постановка цели
- Мы начнём с китайской притчи, которая поможет вам сформулировать цель нашего занятия.
Чтение притчи «Ладная семья» (Приложение 1)
- Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
(Любовь, терпение, прощение).
- Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?
(О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении)
- Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом "толерантность".
3. История возникновения понятия
Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития нашего общества. Понятие «толерантность» имеет свою историю.
На рубеже 18-19 веков во Франции жил некто Талейран-Перигор.
Это был человек, талантливый во многих областях, но более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать в решении проблем способ, наименее ущемляющий интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы. С именем этого человека и связано понятие "толерантность".
Толерантность (от латинского "толеран") - терпение, переносимость, снисходительность. В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе.
Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других.
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением. Сегодня современный человек должен быть не только образованным, но и обладать чувством самоуважения и быть уважаемым окружающим.
4. Этимология понятия “толерантность
Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. У вас на столах карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?
Дети читают:
Испанский – способность принимать решения или мнения, отличные от собственных.
Английский – готовность быть терпимым, снисходительным.
Китайский – умение принимать других такими, какие они есть, быть великодушными по отношению к ним.
Арабский – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение.
Французский - отношение, при котором допускается, что другие сами могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Русский - умение терпеть (мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо.
- Что общего в этих определениях?
(Умение жить в мире и согласии со всем миром).
5. Инсценировка «Сказочки о счастье» и обсуждение
Давайте посмотрим инсценировку сказочки и счастье и ответим на вопрос «Чему учит нас эта сказка?» (Приложение 2)
Текст автора читает учитель. Дети получают реквизит (король - корону, девочка – рваное платье, солдат - саблю, старуха – палочку, старец - седую бороду).
- Чему нас учит эта сказка?
- Как бы вы назвали поведение короля в начале истории?
- Как вы думаете, почему изменился король?
- Всегда ли в жизни происходят такие изменения?
- Таким образом, человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.
Быть толерантным – означает уважать других, быть внимательным к людям, невзирая на различия. Это означает обращать внимание на то, что нас сближает.
6. История возникновения Дня толерантности
16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости.
День терпимости посвящен соблюдению принятой в 1995 году Декларации терпимости, подписанной в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая и Россию.
Символом Дня толерантности является радужный флаг.
Теперь послушаем определение толерантности, данное в "Декларации принципов толерантности" и ответим на вопрос «Что такое толерантность?»
- Толерантность означает "уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
7. Закрепление изученного материала
- «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?
(Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь).
Определение качеств толерантной личности
Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
• Терпимость
• Бессердечность
• Конфликт
• Сострадание
• Прощение
• Вспыльчивость
• Желание что-либо делать вместе
• Милосердие
• Злорадство
• Ложь
• Сотрудничество
• Уважение прав других
• Раздражение
• Принятие другого таким, какой он есть
• Зависть
Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
- На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.
1. Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принёс?
2. Понял я, что это - уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.
3. Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в класс я не пущу.
4. Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.
5. Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.
6. Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантный.
Оставайся им всегда и
Будь всегда галантный.
Вместе: Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, взлётами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.
8. Исполнение песни
Песня «Я, ты, он, она» (исполнение песни с движениями рук)
- Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"! - начинается популярная песня в нашей стране.
Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время. Не является исключением и школа.
Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость.
9. Тренинг
- Давайте вдумчиво и вполголоса произнесем следующие фразы:
Наша Родина - Россия.
Мы живем дружно.
Мы терпимы друг к другу.
Мы милосердные, добрые, справедливые.
Если все люди будут такими, то на всей планете Земля будут счастливо жить дети и никогда не будет войны.
10. Обобщение, цветок толерантности
- Тема нашего занятия «Всё в наших руках». Именно от каждого из нас зависит, каким будет мир, в котором мы живём. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.
Чем они отличаются? Что общего между ними?
Какие бы вы добавили лепестки?
Творческая работа «Цветок толерантности».
Ученики на листочках цветной бумаги в форме лепестка пишут, что надо сделать, чтобы быть толерантным, лепестки на¬клеиваются на рисунок цветка, и он вывешивается в классе.
Рефлексия:
• Какие качества присущи толерантной личности?
• Каково преимущество толерантного общения?
• Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?
Приложение 1
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала эта семья целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумаги и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:
любовь,
прощение,
терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение.
Почесал владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И подумав, добавил:
- И мира тоже.
Приложение 2
СКАЗОЧКА О СЧАСТЬЕ
(Действующие лица: автор, король, девчонка, солдат, старуха, старец).
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело.
Вскричал король: «Нельзя так жить!»
И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
- О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчится наугад
Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
- О, мой король, - вскричал солдат, -
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение.
- А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! -
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор
Сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом - вон, видишь, за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из лесу я дрова -
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то...
- А ну, старуха, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду! –
Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл...
Вот лето кончилось. Жара
Сменяется ненастьем.
Король торопит:
- В путь пора,
Еще немного - и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь...» -
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в начальной школе на тему Доброта
Классный час в начальной школе "Зачем нужен друг?"
Классный час в начальной школе "Дал слово - держи его"
Конспект мероприятия ко Дню толерантности для младших школьников
Похожие статьи:
Мероприятие на тему «Толерантность», 2 класс
Открытый классный час в начальной школе по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Классный час для начальной школы. Наши древние предки
Классный час во 2 классе на тему: Дымковская игрушка