Тема: "Понятие об ударении"
Цель:
научить детей определять ударный слог и ударную гласную. Продолжить работу по определению количества слов в предложении и количества слогов в слове. Учить детей различать с помощью ударения слова - близнецы (з
апах - зап
ах).
Воспитывать внимание, мышление, активность.
Ход занятия.
1. Рассматривание картины и составление по ней предложений. Определение количества слов в предложении и составление схем предложений.
Перед детьми выставляется картина "Семья"(папа,мама,дедушка, бабушка,дочка,сын и младенец;все члены семьи заняты своими делами)
Дети составляют предложение: "Папа смотрит телевизор"
- Сколько слов в этом предложении? (3)
- Какое слово первое? (второе? третье?)
(Дети рисуют схему предложения в тетрадях, воспитатель - на доске)
|____ ____ ____.
-Почему в начале схемы вы поставили вертикальную черту? (Начало предложения пишется с большой буквы.)
-Почему в конце схемы стоит точка? (В конце каждого предложения ставится точка.)
(Далее по картине составляются предложения о других членах семьи и составляются схемы.)
2.Придумывание по картине слов, состоящих из одного, двух и трех слогов.
сын мама бабушка
дочь папа картина
внук кошка кубики
стол чайник машина
стул кресло тарелка
(Называя слова, дети отхлопывают количество слогов в ладоши).
3.Физкультминутка.
Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок.
(Повторить несколько раз).
4.Понятие об ударении.
Послушайте одну интересную историю. Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде. Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова - близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Вдруг в небе появилась темная туча и пошел дождь. Был он не долгим и редким, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор стали называть ударением. Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом - он произносится громче и дольше остальных звуков в слове. Слог с таким гласным называют ударным.
(Показать голосом пример).
(Воспитатель показывает детям игрушку "лисичку")
-Кто это? (лисичка)
- Произнесите это слово и послушайте,с одинаковой ли силой голоса произносится каждая часть этого слова? (один из слогов произносится с большей силой голоса)
-Какой же это слог? (второй, "са")
-Этот слог выделяется в слове силой голоса, протяжным произношением: этот слог - ударный.
/
____|_____ (схема слова)
-Сколько выделено частей? (2)
-Над какой частью сверху косая черточка? (над второй)
-Какая часть произносится с большей силой голоса, протяжно? (вторая)
-На какую часть слова падает ударение? (на вторую)
-Какой слог ударный? (второй)
5. Упражнение в нахождении ударного слога в слове.
(Воспитатель показывает картинки, дети называют слова и определяют ударение в ловах. Например: книга - ударный первый слог, медаль - ударный второй слог).
-Ударение очень помогло словам - близнецам, значение которых можно понять только правильно поставив ударение. Давайте определим ударение в словах - близнецах.
Рысь идет на мягких лапах,
Рысь добычи чует
запах.
Швея стачала юбку в швах,
А сзади сделала
запах.
На ветку дуба сели
белки,
Устроив в роще посиделки.
Шеф-повар просит нас: "Сынки!
Для торта сбили бы
белки!"
Лечили кошке оба
уха,
Боялись, что лишится слуха.
У кока легкая рука:
Из щук отличная
уха!
Из теста сделали
кружки,
Из них слепили пирожки,
Компот налили в
кружки:
- Отведайте, подружки!
6. Физкультминутка
Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч, называет слово с ударением на первом слоге, а дети называют слова с ударением в конце.
Запах, стрелки, хлопок, мука, орган, кружки, козлы, замок, полки, ирис.
7. Дидактическая игра: "Где прячется ударение?"
(Детям раздаются карточки с предметными картинками и схемами слов.
Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом. Затем ребенок называет слово, говорит, где стоит ударение и придумывает с этим словом предложение).
8. Итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч
Занятие по самопознанию в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»
Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья
Похожие статьи:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка
Конспект занятия по хореографии в старшей группе
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе
Сценарий музыкального тематического занятия с дошкольниками 5-6 лет