Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи "Понятие об ударении"

Тема: "Понятие об ударении"
Цель:
научить детей определять ударный слог и ударную гласную. Продолжить работу по определению количества слов в предложении и количества слогов в слове. Учить детей различать с помощью ударения слова - близнецы (запах - запах).
Воспитывать внимание, мышление, активность.
Ход занятия.
1. Рассматривание картины и составление по ней предложений. Определение количества слов в предложении и составление схем предложений.

Перед детьми выставляется картина "Семья"(папа,мама,дедушка, бабушка,дочка,сын и младенец;все члены семьи заняты своими делами)

Дети составляют предложение: "Папа смотрит телевизор"
- Сколько слов в этом предложении? (3)
- Какое слово первое? (второе? третье?)

(Дети рисуют схему предложения в тетрадях, воспитатель - на доске)
|____ ____ ____.

-Почему в начале схемы вы поставили вертикальную черту? (Начало предложения пишется с большой буквы.)
-Почему в конце схемы стоит точка? (В конце каждого предложения ставится точка.)

(Далее по картине составляются предложения о других членах семьи и составляются схемы.)

2.Придумывание по картине слов, состоящих из одного, двух и трех слогов.


сын мама бабушка
дочь папа картина
внук кошка кубики
стол чайник машина
стул кресло тарелка

(Называя слова, дети отхлопывают количество слогов в ладоши).


3.Физкультминутка.

Ладошки вверх,
Ладошки вниз,
Ладошки на бочок
И сжали в кулачок. (Повторить несколько раз).

4.Понятие об ударении.

Послушайте одну интересную историю. Собрались как-то слова на большом листе бумаги. Лист был такой большой, что его пришлось вынести в поле, потому что только там он поместился в развернутом виде. Слова на этом листе были самые разные, попадались среди них и слова - близнецы: пишутся одинаково, а обозначают разное. Поди разберись! Вдруг в небе появилась темная туча и пошел дождь. Был он не долгим и редким, а когда выглянуло солнышко, то оказалось, что над одной из гласных букв в словах появились маленькие черточки: как будто капелька дождя хотела ударить гласную, но передумала, да так над ней и застыла. Черточку эту с тех пор стали называть ударением. Ударный гласный с тех пор выделяют в словах голосом - он произносится громче и дольше остальных звуков в слове. Слог с таким гласным называют ударным. (Показать голосом пример).

(Воспитатель показывает детям игрушку "лисичку")

-Кто это? (лисичка)
- Произнесите это слово и послушайте,с одинаковой ли силой голоса произносится каждая часть этого слова? (один из слогов произносится с большей силой голоса)
-Какой же это слог? (второй, "са")
-Этот слог выделяется в слове силой голоса, протяжным произношением: этот слог - ударный.
/
____|_____ (схема слова)

-Сколько выделено частей? (2)
-Над какой частью сверху косая черточка? (над второй)
-Какая часть произносится с большей силой голоса, протяжно? (вторая)
-На какую часть слова падает ударение? (на вторую)
-Какой слог ударный? (второй)

5. Упражнение в нахождении ударного слога в слове.

(Воспитатель показывает картинки, дети называют слова и определяют ударение в ловах. Например: книга - ударный первый слог, медаль - ударный второй слог).

-Ударение очень помогло словам - близнецам, значение которых можно понять только правильно поставив ударение. Давайте определим ударение в словах - близнецах.

Рысь идет на мягких лапах,
Рысь добычи чует запах.
Швея стачала юбку в швах,
А сзади сделала запах.

На ветку дуба сели белки,
Устроив в роще посиделки.
Шеф-повар просит нас: "Сынки!
Для торта сбили бы белки!"

Лечили кошке оба уха,
Боялись, что лишится слуха.
У кока легкая рука:
Из щук отличная уха!

Из теста сделали кружки,
Из них слепили пирожки,
Компот налили в кружки:
- Отведайте, подружки!

6. Физкультминутка

Дети стоят в кругу. Воспитатель кидает мяч, называет слово с ударением на первом слоге, а дети называют слова с ударением в конце.

Запах, стрелки, хлопок, мука, орган, кружки, козлы, замок, полки, ирис.

7. Дидактическая игра: "Где прячется ударение?"
(Детям раздаются карточки с предметными картинками и схемами слов.
Ребенок должен поставить ударение над соответствующим слогом. Затем ребенок называет слово, говорит, где стоит ударение и придумывает с этим словом предложение).

8. Итог занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч Занятие по самопознанию в старшей группе Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу» Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: Русская матрёшка

Конспект занятия по хореографии в старшей группе

Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе

Сценарий музыкального тематического занятия с дошкольниками 5-6 лет

Мастер-класс. Аппликация из фетра: Снегири на ветке
Опубликовано: 3990 дней назад (19 января 2014)
Просмотров: 16644
+5
Голосов: 5
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 20 января 2014 в 11:02 +2
Очень интересный конспект занятия. Все задания разнообразные, интересные. Из конспекта видно, что Ваши воспитанники много чего знают и умеют. Спасибо.
Галина Евгеньевна Будилова # 20 января 2014 в 21:10 +1
Большое спасибо, Татьяна Анатольевна, за ваш отзыв.
Людмила Трушкова # 22 января 2014 в 23:02 +1
Нужная работа, которая в дальнейшем поможет ребёнку разобраться в премудростях русского языка.
Галина Евгеньевна Будилова # 23 января 2014 в 15:18 0
Большое спасибо, Людмила,за комментарий.
Наталья Петровна Терентьева # 16 декабря 2014 в 23:28 +2
Здравствуйте, Галина Евгеньевна. Извините, что без приглашения. Заинтересовал Ваш конспект занятия. Детям нравится знакомиться с новым материалом на основе сказок. Грамотно подобранные задания способствуют лучшему освоению материала. Я думаю, что у Ваших ребят в начальной школе не возникнет проблем в определении ударения и ударного слога в словах. Примите мой голос.