Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению детей с народами Прикамья

Конспект занятия в старшей группе
Тема занятия: «Кто живет при нашей Каме?»
Цель: Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Создание  условий для развития у детей естественно-научных представлений.
Задачи:
I. Речевое развитие детей:
1) Создать условия для развития речевого общения со взрослыми и сверстниками.
2) Побуждать к развернутому, связному изложению определенного содержания.
3) Способствовать расширению словарного запаса.
4) Развивать интерес к различным жанрам литературного творчества (заклички).

II. Физическое развитие детей:
1) Поддерживать интерес к подвижным играм народов Прикамья (татарских, башкирских, русских).

III. Развитие естественно-научных представлений:
1) Знакомить с разными видами ландшафта (лес, луг, река).
2) Рассказать о видах поселения людей (деревня, село, город).
3) Знакомить  детей с народами разных национальностей, населяющих Прикамье.

IV. Развитие представлений о человеке в истории и культуре:
1) Способствовать развитию у детей интереса к жизни человека в прошлом и настоящем.
2) Знакомить с разнообразными видами жилища (изба, саман, юрта)
3) Рассказать о развитии труда человека (охота, земледелие, рыболовство, скотоводство, пчеловодство).
4) Знакомить с предметами быта (одежда, обувь, головные уборы, мебель, посуда и т.д.).
5) Знакомить с произведениями искусства, традициями и обычаями народов Прикамья.

V. Развитие элементарных математических представлений:
1) Способствовать развитию умственных действий: сравнению, обобщению, выделению.
2) Учить работать со схемами, символами.
3) Развивать представления о временных интервалах (времена года, прошлое-настоящее).

VI. Социально-эмоциональное развитие:
1) Создавать условия для развития у детей эмоционально-положительных взаимоотношений со взрослыми.
2) Способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола и возраста.
3) Способствовать формированию уважительного отношения к личному достоинству и правам других людей.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, мы с вами очень счастливые люди, потому что живем на берегу очень красивой реки. Как она называется?
Дети: Кама.
Воспитатель:   Эх, Кама, Кама, Камушка
                     Крутые берега.
                      Спасибо тебе, Камушка,
                      Сердешная река.
Кама очень длинная река, ее называют голубой дорогой Прикамья. На берегах Камы расположены сотни деревень, сел и городов, и проживают много людей разных национальностей. Все эти народы – называют народами Прикамья. Почему?
Дети: Потому что они живут при Каме.
Воспитатель: Какие народы вы знаете?
Дети: Русские, татары, украинцы, башкиры, коми-пермяки, удмурты и т.д.
Воспитатель: Вот видите, сколько много разных народов проживает при Каме. Сегодня мы с вами более подробно поговорим о некоторых из этих народов. Посмотрите на эту схему. Что это за волнистая лента изображена на ней?
Дети: Это Кама.
Воспитатель: Правильно! А народа какой национальности больше всего проживает на берегу?
Дети: Русских.
Воспитатель: Вот и давайте поместим карточку с изображением представителей русского народа на нашу схему, на большую ее часть. А представителей этих двух народов поместим на другую часть нашей схемы. А вы узнали эти народы? (показать карточки по очереди)
Дети: Да, это татары и башкиры.
Воспитатель: Вот об этих трех народностях мы сегодня и побеседуем, садитесь на стулья поудобнее и приготовьтесь к серьезной работе.
И русские, и татары, и башкиры поселились на берегах Камы очень-очень давно. Какое место выбирали они для поселения?
Дети: Они селились на полях, у леса.
Воспитатель: Почему русские старались селиться на полях?
Дети: Они занимались земледелием, выращивали хлеб.
Воспитатель: Хорошо! Поместите карточку – символ земледелия на нашу схему. Чем еще занимались русские?

(Дети называют вид труда и помещают символы на схему: разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод.)

Воспитатель: А почему татары селились на полях?
Дети: Они разводили скот. Поля служили пастбищами.
Воспитатель: Чем еще занимались татары?

(Дети называют: пчеловодство, охота, сбор ягод и грибов, рыболовство, и помещают символы на схему.)
Воспитатель: А почему башкиры селились на полях? Чем они занимались?
Дети: Башкиры тоже разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод и грибов, пчеловодством. (Помещают символы на схему.)
Воспитатель: Молодцы! А какая основная трудовая деятельность была у русских? (земледелие) А у татар? (скотоводство) А у башкир? (скотоводство) Значит, татары и башкиры занимались одинаковым трудом, а русские немного от них отличались. О труде и русские, и татары, и башкиры сложили немало пословиц и мы с вами некоторые из них учили. Кто вспомнит пословицы о труде русского народа? Татарского? Башкирского?

(Дети читают пословицы о труде)

Как трудились народы, мы узнали, а теперь давайте вспомним, как они жили и сравним. Какие дома были у русских?
Дети: Дома были деревянные, сделаны из дерева. (ребенок отвечает и помещает символ на схему)
Воспитатель: А у татар? Как они назывались?
Дети: У татар дома были сделаны из соломы и глины. Они назывались – саманы.
Воспитатель: А у башкир?
Дети: Башкиры летом жили в юртах, а зимой строили временные деревянные дома.
Воспитатель: Почему башкиры строили времянки или юрты?
Дети: Они постоянно переезжали с одного пастбища на другое. Кочевали.
Воспитатель: Какое убранство было внутри дома у русских?
Дети: Печь, лавки, стол, полати.
Воспитатель: А у татар?
Дети: Печь, нары, стол. Дом был разделен на мужскую и женскую половины.
Воспитатель: А у башкир?
Дети: Только нары. На них и спали, и ели. Дом был также разделен на две половины.
Воспитатель: Чьи дома похожи между собой по убранству?
Дети: Татар и башкир.
Воспитатель: Правильно. Но у татар дома были побогаче и покрасивее, чем у башкир. Если посмотреть на нашу схему, то мы увидим, что дома у всех народов разные, но по убранству у татар и у башкир похожи. А какие семьи были у этих народов? У русских? У татар? У башкир?
Дети: У всех народов семьи были большие. (сравнить по схеме)
Воспитатель: Кто был главный в семье у русских?
Дети: Дедушка.
Воспитатель: А у татар?
Дети: Дедушка. Его называли бабай.
Воспитатель: А у башкир?
Дети: Тоже дедушка. Бабай.
Воспитатель: А как называли старую женщину у русских?
Дети: Бабушка.
Воспитатель: А у татар?
Дети: Абика.
Воспитатель: А у башкир?
Дети: Инэй.
Воспитатель: А у каких народов было одинаковое название старшего мужчины в семье?
Дети: У татар и башкир.
Воспитатель: Правильно! И татары, и башкиры, и русские не только трудились, но и любили веселиться. Давайте вспомним некоторые праздники этих народов. Какой праздник отмечали татары в марте месяце?
Дети: Грачиные каши. (выставляют символ)
Воспитатель: Что это за праздник? Кому он посвящен? Как его справляли?
Дети: Закликали птиц, ставили тарелочки с кашей для птиц.
Воспитатель: Какую закличку кричали в этот день татары? (Чтение заклички)
Воспитатель: А какой праздник был у башкир, посвященный прилету птиц?
Дети: Воронии каши или Каргатуй. (чтение заклички)
Воспитатель: А русский народ отмечал такой праздник? Как он назывался? Каких птиц закликали?
Дети: Благовещенье. Закликали жаворонков. (чтение заклички)
Воспитатель: У всех трех народов был праздник птиц. А какой еще был праздник только у башкир и татар?
Дети: Сабантуй. Праздник плуга. Сабан – плуг, туй – праздник.
Воспитатель: Как отмечали этот праздник? Где он проходил?
Дети: Он проходил на большом поле (майдан). Гуляли всей деревней, селом, или аулом. Соревновались в скачках на лошадях, в бое мешками, в лазанье по столбу, в беге с ведрами и т.д. Дети играли в разные игры.
Воспитатель: Давайте мы немного отдохнем и тоже поиграем. А поиграем в башкирскую народную игру «Юрта».

(Проводится подвижная игра с музыкальным сопровождением)

Воспитатель: На праздники и гуляния народ всегда одевал красивую одежду, национальный костюм. Что же одевали русские?
Дети: Женщины – сарафан, рубаху, кокошник. Мужчины – рубаху, штаны. Девушки – сарафан, рубаху, ленту или венец.
Воспитатель: Что носили на ногах?
Дети: Летом – лапти, зимой – валенки.
Воспитатель: Что носили татары?
Дети: Женщины – юбку с оборками, рубаху, камзол. Мужчины – штаны, рубаху, камзол или халат.
Воспитатель: А на голову что надевали?
Дети: Летом – тюбетейка, зимой – малахай.
Воспитатель: А женщины?
Дети: Незамужние – калфан, шапочка с узорами. Замужние – платок, квадрат, завязанный под подбородком.
Воспитатель: Что носили на ногах?
Дети: Летом – кожаные тапочки. Зимой – кожаные сапожки с узорами – ичиги.
Воспитатель: Что же носили башкиры?
Дети: Мужчины – штаны, рубаху, камзол, халат. Женщины – платье однотонное, камзол, нагрудник.
Воспитатель: Что одевали на голову?
Дети: Мужчины летом – тюбетейку, а зимой – малахай. Женщины – шапочки с узорами.
Воспитатель: Что носили на ногах?
Дети: Летом – кожаные тапочки. Зимой – кожаные сапожки – ичиги.
Воспитатель: Национальный костюм каких народов похож?
Дети: Татар и башкир.
Воспитатель: Правильно! На всех праздниках были и свои национальные кушанья. Что было у русских?
Дети: Щи, каша, пироги с ягодами, квас.
Воспитатель: А у татар какие национальные блюда были?
Дети: Балиш (пирог с мясом и картошкой или рисом), чак-чак (медовые шарики), напиток – айран (кислое молоко с водой)
Воспитатель: А у башкир?
Дети: картошка с бараниной, чак-чак, хворост, напиток – айран.
Воспитатель: Посмотрите еще раз на нашу схему. Труд, жилье, одежда, кушанье каких народов больше похожи?
Дети: Татар и башкир.
Воспитатель: Правильно! Традиции, культура и жизнь этих двух народов очень похожи. Поэтому границу между ними мы проведем не целой линией, а пунктирами, т.к. она совсем незаметна. А вот у русского народа есть отличия в жизни, быте и культуре, но есть и много общего. И это не случайно. Ведь мы все житель Прикамья. И живем рядом. И независимо, какие мы: русские или татары, башкиры или коми-пермяки, мы все многонациональная семья. Мы все народы нашего Прикамья. Поэтому жить мы должны дружно, помогать друг другу, уважать друг друга, уважать свои традиции и традиции других народов. В заключение нашего занятия я хочу угостить вас башкирским национальным сладким блюдом – хворостом.

(Играет башкирская народная музыка, воспитатель угощает детей хворостом).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями реч Занятие по самопознанию в старшей группе Конспект совместной деятельности в старшей группе «Волшебные камешки» Конспект НОД в старшей группе

Похожие статьи:

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе

Конспект занятия по лепке из солёного теста в старшей группе

План-конспект НОД в старшей группе в рамках образовательной области «Коммуникация»

Конспект занятия в подготовительной группе по теме «Наши права» | Конспект развлечения с родителями во 2 младшей группе по правовому воспитанию
Опубликовано: 3979 дней назад (26 декабря 2013)
Просмотров: 7153
+2
Голосов: 2
Наталья Пекарская # 18 апреля 2016 в 18:04 0
Елена Ивановна добрый день! Познакомилась с вашим конспектом, у вас отличный материал. Очень доступно знакомите детей с народами Прикамья их обычаями. Развиваете духовно - нравственные качества детей.Голосую!