Эколого-краеведческая игра «Природа вокруг нас»
Автор: Перевезенцева Галина Евгеньевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Луховицы.
Описание материала: представляю вашему вниманию интеллектуально-познавательную игру «Природа вокруг нас». Данный материал будет полезен педагогам биологии, педагогам дополнительного образования в кружковых занятиях по экологии, для внеклассного мероприятия. Возраст учащихся 5-7 классы.
Игра основана на дополнительных знаниях детей в области экологии и биологии и
позволяет:
- активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны
природы;
- привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды родного края;
-формировать социально-активную жизненную позицию школьников;
-воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.
Иллюстрации с изображениями растений и животных Красной книги.
Ведущий:
Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на игре «Природа вокруг нас». Игра посвящена
природе Луховицкого края и Подмосковья.
Перед началом игры я хочу вам прочесть замечательное стихотворение:
Стали люди сильными как Боги,
И судьба Земли у них в руках.
Но темнеют страшные ожоги
У земного шара на боках.
Мы давно освоили Планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету
Черные - сотрешь ли, человек?
(А.Плотников)
Строки этого стихотворения призываю нас задуматься о будущем. А для этого необходимо ценить
то, что нам дано.
В жизни много загадок, отгадать которые может только любопытный и знающий человек.
Будущее природы зависит от нас с вами. Останется ли наша планета голубой и зеленой или
превратится в пыль.
В ходе нашей игры вам предстоит продемонстрировать свои знания, а также узнать что-то новое с
природе родного края.
За ходом игры будет следить жюри и оценивать ваши ответы.
Участники игры делятся на 4 команды. Получают сигнальные карточки с цифрами 1,2,3,4.
Ведущий:
Первый тур нашей игры «Экологические праздники».
Ежегодно в нашей стране проводится крупная экологическая акция «Общероссийские Дни защиты
от экологической опасности». Проходят Дни защиты от экологической опасности и на территории
Луховицкого района.
Окружающая природная среда в результате антропогенного воздействия изменяется в настоящее
время намного быстрее, чем когда-либо в предыдущие столетия.
В 21 веке могут произойти глобальные экологические изменения с непредсказуемыми
последствиями.
Оттого, как мы будем относиться к природе, зависит и наше будущее.
Начинаем первый тур игры. Я буду зачитывать вопрос и четыре варианта ответа на него.
Ваша задача выбрать правильный ответ. Время на выполнение 30 секунд. Отвечает команда - первая поднявшая сигнальную карточку с цифрой номера варианта ответа. Если ответ дан неверно - выслушиваются ответы других команд в порядке очередности.
1. В какое время года отмечается День Земли?
1 осенью (22 ноября)
2 зимой (22 декабря)
3
весной (22 апреля)
4 летом (22 июля)
2. В октябре отмечается День защиты животных. Назовите число.
1
4 октября
2 14 октября
3 24 октября
4 30 октября
3. В каком месяце отмечается День воды?
1 в январе
2
в марте
3 в августе
4 в ноябре
4. Назовите дату, когда отмечается Всемирный день охраны окружающей среды?
1 5 февраля
2 5 апреля
3
5 июня
4 5 сентября
Второй тур игры посвящен животным нашего края
Задание: каждой команде предстоит по очереди ответить на один вопрос. Время обсуждения 1 минута.
Если команда, которой задавали вопрос, не дала правильного ответа - право ответить имеет другая команда, первая поднявшая сигнальную карточку.
1. Какой за пушистый зверек, проживающий в наших лесах, характер которого не по росту задиристый, умеет отвоевать себе место: не задумываясь, займет сорочье гнездо, которое покрепче и побольше, и пустит хозяев по миру. Разных гнезд у зверька несколько (до 5) - для сна, для потомства, для укрытия от непогоды. Устраивая частые новоселья зверек спасается таким образом от паразитов. О каком зверьке идет речь?
(о белке).
2. Существование зайца на Земле далеко не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи, с том, что в нашем краю на одного зайца - 10 охотников. Как же зайцы умудряются выжить
(их спасает плодовитость: выводков бывает до 3-4 в год и в каждом по 8 детенышей).
3. Живет этот зверек обычно под землей. Порой охотится и на земле, шаря носом в опавшей листве и во мху. И тут, наткнувшись подслеповатой, но чуткой мордой на зайчонка - без жалости его съедает. Догадайтесь, о ком идет речь?
(крот).
4. Что за зверь, который так похудел за зиму, что жует и гложет все что зелено, что живое суетится по весне. Да и падаль найдет - попирует. Муравейник для него - находка особенно приятная. Когда с моховых болот найдет снег - клюкву собирает. Щуки на разливе пойду! метать икру - и он туда же. О ком идет речь?
(о медведе).
Третий тур игры «Деревья нашего окружения»
Этот тур игры мы посвящаем деревьям. Сейчас вы вновь будете работать с сигнальными карточками, которые находятся у вас на столах. Я буду зачитывать вопрос, и давать 3 варианта ответов. Задача команды - выбрать один из вариантов и поднять карточку с соответствующей цифрой. На обсуждение вопроса дается 30 секунд.
1. Листья этого дерева очень подвижны, они постоянно колеблются при малейшем порыве
ветра. Это дерево считается самым беспокойным, самым шумливым.
1
осина
2 дуб
3 клен
2. Два дерева, растущие у памятника «Луховицкому огурцу» являются памятниками природы.
Как они называются?
1 каштаны
2
вязы
3 белая акация
3. Почки, листья, побеги этого дерева издавна помогали бороться с болезнями, кора и
древесина служили сырьем для изготовления предметов домашнего обихода, согревали
жилище зимой. Назовите это дерево?
1 клен
2
береза
3 рябина
4. Хвойные растения, южные гости, растущие на улицах нашего города:
1 голубая ель
2
туя
3 лиственница
Четвертый тур игры «По страницам Красной книги»
В этом туре мы будем говорить о редких животных и растениях нашего края.
Сейчас я буду зачитывать описание, а вы за 1 минуту обсуждения должны определить о каком
растении или животном идет речь?
Если команда, которой задавался вопрос, ответил неверно, то право ответа переходит той команде,
которая перовой подняла сигнальную карточку.
1.Этому растению в старину славяне приписывали чудодейственную силу, называли его одолень-
травой. Свое название растение получило в честь мифических нимф. Растет в стоячих или медленно
текущих водоема, а сорванные цветы быстро закрываются и вянут. О каком растении идет речь?
(кувшинка белая).
2.В нашем районе это растение встречается в заокской зоне, в старицах реки Оки - озерах Сосновое,
Ситное, Долгое. За форму плодов его иногда называют «чертиками». Дайте правильное его
название?
(водяной орех - чилим).
З.В начале цветения, в апреле-мае у этого растения нет ни листьев, ни стебля, а только цветок -
мохнатый венчик желтого или фиолетового цвета. Существует поверье, что растение обладает
усыпляющим действием. Как оно называется?
(прострел раскрытый или сон-трава).
4.Этот зверек - представитель семейства насекомоядных. Обитает у водоемов, занесен в Красную
книгу Московской области и СССР. Кто это?
(выхухоль).
Пятый тур игры «Птица года»
Союз охраны птиц России, начиная с 1996 года, проводит акцию «Птица года», цель которой -сохранить видовое разнообразие диких птиц. Каждый год посвящается одной птице, о которой собираются данные: места обитания, численность, неблагоприятные моменты, либо опасность для жизни птиц. Назовите птицу года - 2014 . Отвечает команда первой поднявшая сигнальную карточку с номером правильного ответа.
1. Скворец
2.
Черный стриж
3. Синица
4. Чайка
Шестой тур игры «Особо охраняемые природные территории»
Создание особо охраняемых природных территорий - одна из форм сохранения видового разнообразия растительного и животного мира.
В Луховицком районе в число особо охраняемых природных территорий входят озера Сосновое и Ситное.
Они являются:
1.
заповедниками
2. государственными заказниками
3. памятниками природы
Дайте ответ, подняв сигнальную карточку с номером правильного ответа. Отвечает команда, первая поднявшая карточку.
Седьмой тур игры «Советы и приметы»
Есть в травах и цветах целительная сила. Для всех умеющих их тайны разгадать.
Попробуем представить себе, что из нашей жизни исчезли все растения. Как стало бы уныло! Нет привычных тополей, берез, нет крапивы у забора, и дом опустел бы без цветов. В последние 2-3 столетия растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной деятельности человека. Это происходит потому, что люди забывают о ее роли. А ведь если внимательно присмотреться к миру растений, то они как самые точные приборы укажут нам направление света, расскажут о погоде, и даже подскажут который час. А знаете ли вы приметы? Сейчас мы это проверим.
К какой погоде ноготки закрывают цветы?
(к дождю)
Большой урожай рябины - к чему?
(к холодной зиме).
Если утром на траве роса - то это означает...?
(днем дождя не будет).
Поникли листья клевера - ?
(к дождю).
Если бурьян вырос высокий - ?
(будет много снега).
Водные растения плачут - ?
(к дождю).
Осенью расцвели шиповник, одуванчик...?
(к долгой теплой осени).
Поздний гриб - ?
(поздний снег).
Рекомендуем посмотреть:
Экологический проект в начальной школе
Сценарий экологического праздника, посвященного Дню воды для 4-9 классов
Экологическая акция «Спасатели»
Методическая разработка эколого-краеведческого фестиваля для школьников
Похожие статьи:
Открытый урок-проект по окружающему миру 3 класс
День земли. Сценарий для школьников
Экологическая игра. Сценарий для старшеклассников
Экологическая викторина для детей 10-14 лет. Сценарий
Классный час 10 класс на тему «Наша природа»