Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Ступеньки духовно-нравственного становления личности ребенка.
“Без глубокого духовного и нравственного чувства человек не может иметь ни любви, ни чести, — ничего, чем человек есть человек”.
В. Белинский.

Проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них – это абсолютная диалогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей Родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную анти духовную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.
Духовное развитие - осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, понимание сложной природы мироздания и стремление к постоянному нравственному совершенствованию.
Нравственное развитие - воспитание ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое и гармоническое развитие человека …
Духовно – нравственное развитие – процесс последовательного накопления качественных и количественных показателей изменений в системе его духовных ценностей обеспечивающих вхождение личности в социокультурную среду на основе её нравственно ориентированной, креативной, созидательной жизнедеятельности и успешной самореализации в государстве и обществе. Духовно – нравственное воспитание является объективной необходимостью в настоящее время.
Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии ребёнка. В этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Одна из важнейших задач педагогов дошкольного образования – формирование у детей уверенности в себе и своих силах, а также позитивного отношения к себе окружающему миру.
Поэтому, на мой взгляд, сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, для того, чтобы завтра они дали всходы. Иначе на их месте снова произрастут "плоды", ведущие к гибели нации. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных.
“Школа (скале) - есть скалистые, трудные, требующие силы воли, усердия, преданности, ступеньки лестницы восхождения. Возвышения души ”. А носителем скале является учитель, то есть учитель и есть школа, школа в нём, а не вне него» - говорит Ш.А. Амонашвили.
В концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина справедливо указано, что именно в “школе” должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь.
Работая в дошкольном учреждении, начинаю искать, узнавать о том, как помочь каждому ребенку подняться по лестнице духовного восхождения, как вложить в каждого ребенка искорку важных, духовно-нравственных ценностей.
Начала свою работу с трех заповедей:
1. Верить в безграничность ребенка;
2. Верить в себя;
3. Верить в силу гуманной Педагогики.
Узнавая новое, делюсь с детьми. В совместной деятельности читаю сказки, но не просто сказки, а философские, которые учат детей рассуждать, примерять роль героя и находить духовно-нравственные ценности в окружающем их мире и самих себя.
Следующим этапом становится главный праздник каждого ребенка – день рождение. В детском саду он начинается с подарка-пожелания имениннику от каждого ребенка. Сначала детям очень сложно было дарить пожелания, так как они не могли отделить материальные ценности от духовных. Но с каждым поздравлением подарки становились разнообразнее, дети говорили о добром сердце, о любви, о честности, благородстве души. К подготовительной группе дети не желают богатства в будущем, а хотят видеть благородного человека, наполненного нежностью, преданностью и любовью. Это ли не первая ступень духовно-нравственного становления личности Ребенка?!
На развивающих занятиях иду вместе с детьми к новым знаниям, думаем, решаем поставленные цели и добиваемся результатов. Каждое занятие начинаем с приветствия, которое в ходе работы сделали ритуалом.
Читаем и обсуждаем на каждом занятии сказки А. Лопатиной, М.Скребцовой – Начала Мудрости. Заканчиваем занятия арт. - упражнением, с помощью которого дети отражают свои чувства и эмоции от приобретенных знаний. Использую методы и приемы Гуманной педагогики, предложенные академиком Ш.А.Амонашвили такие как: «Шепни на ушко», «Опусти голову на стол», «Подари мудрость» и другие, позволяют каждому ребенку научиться думать, рассуждать, искать ответы на вопросы.
На занятиях добротолюбия, человечности и сердцеведения дети познают и обогащают свой внутренний мир такими духовно-нравственными ценностями как: Красота, Вера, любовь, Долг, Ответственность, Совесть и другие. Именно через такие понятия происходит воспитание ребенка. Воспитание – питание духовной оси человека, то есть на занятиях через питание оси происходит восхождение, становление того самого главного в человеке, что и составляет всю суть его личности – души и духовности.
«Надо открыть Ребёнку саму жизнь, помочь ему вести наблюдения над явлениями жизни, черпать из них опыт для её улучшения, выбрать в ней верный путь» (Ш.А.Амонашвили)
Главная доминанта в дошкольном детстве – это семья. Именно поэтому работа с родителями – неотъемлемая часть в работе по формированию духовно-нравственного воспитания.
На родительских встречах провожу анкетирование, организовываю день открытых дверей, показываю мастер-классы с целью обогащения внутреннего мира взрослых.
Предлагаю задания для совместной творческой деятельности ребенка и взрослого. В результате, родители вместе с детьми находят понятия некоторых духовных ценностей, составляют философские сказки, дарят книжки-малышки, предлагают интересные варианты кроссвордов.
Таким образом, мои выпускники, уходя из дошкольного учреждения, уносят с собой частицу добра, любви, веры и благородства души.
Литература:
1. Школа Жизни. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. – 144 с.
2. Как любить детей (опыт самоанализа) / Ш. Амонашвили. – Москва-Абакан: Издательский Дом Шалвы Амонашвили; Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.Катанова, 2009. – 112 с.
3. А.Лопатина, М. Скребцова – Начала Мудрости. 5-е изд. – М.: - 304 с. (Серия - беседы о воспитании)
4. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста. /
Сост.: Акинина Т.М., Степанова Г.В. М.:УЦ “Перспектива”,2012. – 248 с.
5. Основы гуманной педагогики. Учитель./М.: Амрита – Русь,2013,280 с.

Рекомендуем посмотреть:

Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ Конспект НОД по нравственному воспитанию старших дошкольников Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детского сада. Старшая - подготовительная групп Конспект НОД по нравственному воспитанию в подготовительной группе

Похожие статьи:

Сказки по нравственному воспитанию старших дошкольников

Об учителях духовных для детей

Конспект занятия в старшей группе. Как прекрасен этот мир

Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счёт до 20 | Валентинка с ангелом своими руками
Опубликовано: 3211 день назад (7 февраля 2016)
Просмотров: 4510
Рубрика: статьи
+8
Голосов: 8
Елена Борисовна Жданова # 7 февраля 2016 в 12:17 +2
Согласна с вами в том, что нравственное воспитание должно начинаться с дошкольного возраста в игровой, доступной, но при этом в нескучной форме. Дети все впитывают как губка, важно заложить в них основы доброты, ответственности, любви в близким, родине, стремление помочь другу в трудную минуту. Спасибо за ваш труд.
Светлана Гудкова # 7 февраля 2016 в 14:15 +1
Согласна с Вами Галина Леонидовна, что проблема духовно-нравственного воспитания сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро!Интересная статья!Спасибо Вам!
Наталья Николаевна Ерыгина # 7 февраля 2016 в 16:08 +2
Здравствуйте, Галина Леонидовна! Да, действительно, проблема духовно-нравственного воспитания в нашем обществе сегодня актуальна! Мне понравилось, что не только Вы на занятиях сеяте в детских душах семена таких понятий как долг, честь, советь, покаяние, любовь и преданность Отечеству и другие, но и привлекаете к этому родителей, предлагая задания для совместной творческой деятельности ребенка и взрослого. Это очень важно, особенно для дошколят. Спасибо! Голос!
Ирина Владимировна Жабина # 7 февраля 2016 в 18:03 +2
Здравствуйте, Галина Леонидовна!
Вы очень правильно считаете, что проблему духовно - нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Несомненный плюс в Вашей работе - это привлечение и родителей к духовно-нравственному воспитанию. Представленный материал систематизирован, изложен максимально просто и четко. Язык статьи грамотный, убедительный. С уважением и голосом 3, И.В.
Юлия Геннадиевна Жмыхова # 7 февраля 2016 в 20:32 +2
Пожалуй это одна из тем, которые требуют долгого разговора. Я считаю сейчас очень сложно донести до ребенка нравственное воспитание. Он просто занят другим и думает о другом. Конечно некоторым упрямым педагогам удается сделать результат эффективным... Но боюсь этот эффект на долго не задержится. Увы...
Тамара Буланкина # 7 февраля 2016 в 23:02 +1
Галина Леонидовна, благодарю за приглашение. Актуальная статья, согласна, что духовно - нравственному воспитанию важно уделять больше внимания. В дошкольном возрасте основы нравственного воспитания закладываются в семье и работа с семьёй в этом направлении очень важна и трудна одновременно. Спасибо за интересный материал. Примите мой голос! Удачи!
Галина Леонидовна Ширко # 8 февраля 2016 в 06:56 +1
Всем огромное спасибо за Коментарии и голос.В работе с родителями я использую метод "книга группы".Суть такой работы заключается в том,что родители совместно с детьми изготавливают странички(на формате А4).Это могут быть рисунки, стихи,рассказы на определённую, заданную тему. Далее всё скрепляется в книгу.Мы на занятиях их читаем и те дети которые не сделали они просят родителей и тоже делают в последствии такую страничку. Всем ребятам хочется,чтобы прочитали и показали их работу.Вот такой "хитрый" метод. Всем дальнейших творческих успехов.
Евгения Андреевна Тулинова # 8 февраля 2016 в 14:49 +1
Хорошая статья! Некоторые Ваши тезисы использую в родительском собрании. Думаю это будет интересно и полезно для родителей.
Татьяна Куриленко # 8 февраля 2016 в 16:57 +1
Здравствуйте, Галина Леонидовна! Интересная статья, которая затрагивает духовно-нравственного воспитания, через семью. Ведь, что посеешь в детскую душу, то потом и пожнешь! Думаю,что с помощью вашей статьи таким вариантом заинтересуются многие педагоги. Желаю Вам творческих успехов. Голос.
Татьяна Гуляева # 9 февраля 2016 в 13:45 -1
Тема очень глубокая. Отличным дополнением к статье стал бы конкретный план работы воспитателя.
Алла Ивановна Ефимова # 10 февраля 2016 в 08:43 +1
Работа интересная, вы хитро поступаете, но зато дети увлечены.
Примите голос.
Но в разработках надо прописывать автора, кому предложен материал, цели и задачи.
Удачи вам.
Татьяна Юрьевна Горячева # 12 марта 2016 в 21:17 0
С интересом прочитала Вашу статью,Галина Леонидовна!Работа с родителями- важная составляющая в решении данной проблемы. Вы уделяете этому внимание. Мне хотелось бы узнать, используете ли вы какую-либо программу по духовно-нравственному воспитанию детей?