Сценарий физкультурно – познавательного развлечения в старшей группе «Как казаки на Кубани весну встречали»
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.
В настоящее время актуальной является задача сохранения национальных традиций, формирования национального самосознания человека. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в кубанских играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, воспитывались представления о чести, смелости, мужестве. Формировалось желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений; проявлять смекалку, выдержку, волю и стремление к победе. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт. Я считаю, что использование народных игр в работе с детьми позволяет педагогу донести до детей самобытность своего народа, колорит его обычаев, своеобразие языка, сформировать интерес к народной культуре, к ее традициям.
Цель: Знакомить детей с традициями казачества; воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: мультимедийная аппаратура, музыкальная аппаратура, диски с подобранным муз.репертуаром, шашки, папахи, лошадки (оформленные гимнастические палки), платки, конусы.
Ход развлечения.
Звучит песня «Мы с тобой казаки» На экране демонстрируется презентация, история казачества, быт казаков и т.д.
Дети входят в зал, приветствуют гостей, садятся на стульчики.
Инструктор: Ребята! Как называется край, в котором мы живем?
Как можно назвать нашу малую Родину, одним словом?
Правильно, мы живем на Кубани.
Показываются слайды с изображением природы Кубани, виды города Курганинска и т.д.
Полина З.:
Могучие горы, степные просторы,
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы -
Все это родная Кубань!
Лера З.:
Родные станицы, разливы пшеницы,
Плывет за комбайном комбайн.
Огни городские, гудки заводские -
Все это родная Кубань!
Аня А.:
Веселые песни,
Летят в поднебесье,
Открытая высь, глубина.
И нету красивее края в России,
Чем наша родная Кубань!
Инструктор: А живет на Кубани замечательный народ!
Как называют жителей Кубани?
Правильно, на Кубани живут кубанские казаки. Много лет назад поселились они в этих местах, где издавна охраняли границы государства Российского. Здесь проходила граница, еще ее называли линия, от этого слова и пошло название «Линейные казаки». Сегодня у нас в гостях настоящие казаки.
Кубанские казаки - храбрый и трудолюбивый народ. Издавна, казаки, занимались различными ремеслами:
Демонстрируются слайды: Гончарное ремесло,
ткачество,
кружевоплетение, вышивка, лозоплетение, резьба по дереву,
были казаки отменными кузнецами.
Последний слайд с изображением Кубанского казачьего хора.
Дети встают полукругом.
Володя К.:
На рубеже стоял казак,
И охранял покой России!
Здесь не пройдет незваный враг.
В бою поможет конь ретивый!
Инструктор: Казак и швец, и жнец и на дуде игрец,
И в хоре певец и в бою молодец!
Ох, и хороши привалы, где казаки запевалы!
Песня «Эх, казачата».
Танец с шашками, танцуют мальчики.
Инструктор: Много народ пословиц, да поговорок про казака придумал, а вы их знаете?
Дети:
• Гриб хорош белый, а казак умелый.
•Казаку честь – Родину беречь,
•Казаку всегда мила родная сторона!
•И один в поле воин, если он по-казачьи скроен.
Дети садятся на стульчики.
Инструктор: Ребята, сегодня мы собрались не просто так, сегодня у нас замечательный праздник – Сретенье. Казаки чтили традиции и любили праздники православные праздновать.
Вы знаете, что это за праздник?
- Правильно, в это день зима борется с весной: кому вперед идти, а кому назад. Праздновали этот праздник и на Кубани – проводили веселые игры, пели, плясали. Говорили люди:
«Весна встречается с зимой, словно кафтан с шубой».
Давайте и мы позовем Весну-красну!
Инструктор: Не слышит весна - красна!
Так давайте будем веселиться да играть,
Чтоб весну к себе зазвать!
Ждет забава не дождется храбрецов.
Вызываю добровольцев, удальцов.
А какой же казак без шашки да коня!
Вот вам первое задание - надо передать шашку над головой.
«Передай шашку».
У атамана (капитана команды) в руках шашка. По сигналу инструктора командиры передают шашку над головой следующему участнику и так — до последнего участника. Последний играющий, получая шашку, бежит с ней, встает впереди и передает следующему. Эстафета продолжается до тех пор, пока «атаман» с шашкой в руках не встанет первым. Побеждает та команда, которая первой передаст всем участникам шашку и встанет за атаманом.
Инструктор: Молодцы, хорошо справились с заданием. Посмотрим, как вы можете коня оседлать. Да не забудьте: «Не хвались, когда на коня садись, а только когда слазишь».
Конкурс «Наездники» (участники – мальчики) По сигналу инструктора атаманы садятся на лошадь и, двигаясь вперед прямым галопом, объезжают конусы, возвращаются и передают лошадь следующему участнику и так - до последнего участника. Эстафета продолжается до тех пор, пока атаман не встанет первым. Побеждает та команда, которая первой пройдет дистанцию и встанет за «атаманом».
Инструктор: Широкие степи по Кубани легли
Богатой, привольной, родимой земли.
Молодцы наши мальчики смелые, сильные – ведь они же будущие мужчины - казаки, а девочки нежные, статные, настоящие казачки. А казак и казачка должны жить в мире и согласии, помогая и поддерживая, друг друга. Казачка всегда была верной подругой и помощницей казаку в любом добром деле! Она дом берегла, огонь хранила в домашнем очаге, когда казак уходил в дальний поход.
И следующий конкурс
«Достань платочек».
Девочка в костюме казачки держит в руках платочки, мальчики «скачут» на лошадках, выигрывает тот, кто первый возьмет платок.
Инструктор: Молодцы ребята, а какие кони у вас резвые!
Когда казак уходил в поход, чтоб чужой в дом не зашел, ставил казак плетень.
А вы знаете, что это такое? (дети рассказывают).Сейчас мы поставим свой плетень.
Это
кубанская казачья игра «Плетень».
Две группы детей становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Дети говорят слова и выполняют определенные движения.
Мы плели, плели плетень - первая команда поднимает и опускает руки;
Любовались целый день - вторая команда поднимает и опускает руки;
Расплетались очень долго - обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку;
Только никакого толка - дети разбегаются по залу, становятся парами и кружатся.
По сигналу
«Плетень» команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх, кто быстрее.
Инструктор: А когда казак домой возвращался, встречали его хлебом, солью, песнями да играми.
Скажите мне, как называлось подворье казака? (ответы детей).
Сейчас наши казачки покажут, какой курень лучше.
Игра «Курень» (играют девочки): На разных сторонах зала ставят четыре стульчика, на которых лежат шали. девочки образуют вокруг стульчиков круги по три - четыре человека. Под казачью музыку пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульчикам, берут шаль и на вытянутых руках над головой натягивают ее (крыша).
Инструктор: Плетень поставили, курень построили.
Где же весна – красна?
Звучит музыка, входит педагог в костюме Весны.
Весна: Здравствуйте, ребята! Услыхала я, как вы меня звали, вот и пришла к вам в гости.
Не надоела ли вам, зима лютая, холодная?
Инструктор: Ох, и надоела, ждем тебя Весна – красна, не дождемся.
Звучит мелодия завывающей вьюги, появляется Зима.
Зима: Это я вам надоела? Да я еще сильна, не пущу тебя, Весна, землю.
Весна: Не страшны нам Зима, твои угрозы, не боимся мы тебя!
Зима: А вот это я сейчас проверю:
Разбушуюсь вьюгою, порошею,
Заведу метелицу хорошую!
Дети и Весна: А мы выйдем в шубах да валенках.
В меховых ушанках, да варежках! -
дети выполняют движения.
Зима: Все тропинки снегом засыплю я,
Все дорожки белым засыплю я!
Дети и Весна: А мы снег лопатками разметём,
А мы белый метлами разметём! -
дети выполняют движения по тексту.
Зима: А я ветер северный подниму,
Морозом – морозищем вас дойму.
Дети и Весна: А мы как в ладоши захлопаем,
Вот так по дорожкам затопаем! -
дети выполняют движения по тексту.
Зима: И правда, совсем не боятся меня озорники.
Весна: Нечего нам с тобой делить, Зимушка – зима, каждому свое время.
В середине февраля метельные ветры и синяя пасмурь, чередуется с погожими деньками.
Зима: А это значит, что, зима кончается, ждите люди добрые весну в гости и готовьтесь ее встречать! А нам пора уходить.
Инструктор:
А нам ребята, пора в поле выходить, хороводы заводить!
Поиграем детвора, вот веселая игра!
Игра "Заря-заряница"
Дети встают в круг,в руки берут ленты, один из играющих -
Заря.
Дети идут по кругу и говорят:
Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые!
С последними словами
«Заря» осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих.
Тот, заметив это, быстро берет ленту, и на слова:
Раз, два, три – беги!
Они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится
«Зарей».
Инструктор: Будем любить, и хранить свою землю, как наши славные предки – казаки – кубанцы, которые и саблю в руках держать умели, но также хорошо плясали и пели!
Казачьему роду – нет переводу!
А сейчас слово нашим гостям, казакам.
Звучит финальная песня
«Кубанские казаки».
Дети под музыку выходят из зала.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий весеннего детско-родительского развлечения в старшей группе
Сценарий развлечения в старшей - подготовительной группе. Встреча весны
Сценарий весеннего развлечения по сказкам для старшей группы детского сада
Сказка весеннего леса. Инсценировка для детей 5-7 лет
Похожие статьи:
Сценарий весеннего праздника в старшей группе
Весеннее развлечение для детей старшей группы в детском сады. Подснежник
Физкультурный досуг в старшей группе весной. Конспект
Игры весной для детей старшей группы в детском саду
Весеннее развлечение для старших дошкольников. Сценарий