Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Мой город»
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы (6-7 лет) по теме «Мой город. Наш земляк - С. Д. Эрьзя». Этот материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования. Это конспект музыкально-познавательного занятия, направленного на воспитание интереса к истории своего города, к культурному наследию своих земляков.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме
«Мой город. Наш земляк - С.Д.Эрьзя»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»
Цель: Продолжать формирование представлений об истории города, о культурном наследии С.Д.Эрьзи.
Задачи:
Образовательные: Сформировать представления об истории возникновения родного города (обратить внимание на то, что в названиях улиц нашла отражение история города). Дать детям представление о С. Д. Эрьзе как о великом скульпторе (познакомить с выставкой иллюстраций скульптора). Расширить кругозор детей на основе знакомства с культурой мордовского народа (накопить опыт восприятия произведений художественного творчества, формировать тезаурус (сокровищницу впечатлений).
Развивающие: Развивать память, внимание, логическое мышление, наблюдательность, объем, переключение, музыкальную память - узнавать музыкальные произведения в целостном звучании, а также по мелодии или отрывку.
Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: скульптор, атаман, предводитель крестьянской войны, военная крепость, обоз, прототип, музыкальная драма.
Воспитательные: Воспитывать гордость за свою «малую родину», интерес к истории города, любознательность, желание петь мордовские песни.
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением старинного города, выставка иллюстраций с работами С. Д. Эрьзи, фотографии или слайды с видом улиц города Саранска, портрет скульптора С. Д. Эрьзи, композитора Л. П. Кирюкова, изображения на слайдах Краеведческого музея, Республиканского музея изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи, Музея мордовской национальной культуры.
Методические приемы: Игровая ситуация (введение персонажа Кузи), беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, слушание и пение мордовских народных песен, использование художественного слова, анализ, подведение итогов.
ХОД НОД
В грамзаписи звучит мордовская народная мелодия, дети проходят в мини-музей, где оформлена выставка иллюстраций скульптур С. Д. Эрьзи.
Музыкальный руководитель: Ребята, вы вошли в музей под музыку, вы узнали её?
(Ответ детей). Как вы думаете, какой край милее нам всего на свете?
(мордовский). Вот послушайте, какие стихи написал о мордовском крае мордовский поэт Никул Эркай:
... Родимый край! Тобою я живу
Я в каждом колосе, былинке каждой
Где б ни был я с неутолимой жаждой
Родимый край, тобою я живу!
Музыкальный руководитель: Как хорошо, что мы родились и живем в Мордовии (в каком городе? -
в Саранске). Значит, Саранск наша Родина. Родину любят, берегут, защищают так было во все времена.
«Песня о Саранске» муз. Р. Аитовой
(Появляется за ширмой-печкой Кузя. Здоровается с детьми, спрашивает, узнали ли его?)
Музыкальный руководитель предлагает спеть песню Кузе (говорит, что давно ждали в гости его).
Песня «Домовой за печкой жил» (на мотив песни Р. Паулса «Кашалотик»)
Кузя: Спасибо, что ждали меня! Какую вы песню о Саранске хорошую спели, проникновенную. Наверно, очень любите свой город.
(Ответ детей). Я тоже люблю свой город, только позабыл всё, ничего не помню об истории нашего города.
Музыкальный руководитель: Кузя, не расстраивайся, мы с ребятками тебе поможем.
Сколько лет исполнилось Саранску в этом году?
(376 лет).
Как возник Саранск?
(как военная крепость на границе Русского государства).
«Много лет среди равнины Мой Саранск стоит старинный»...
(музыкальный руководитель показывает иллюстрации старинного города).
Музыкальный руководитель: История нашего города отражена в названиях улиц и памятниках, например улица Степана Разина (Степан Разин – казачий атаман, предводитель крестьянской войны, останавливался в нашем городе).
Кузя: А чей памятник стоит на Химмаше, в нашем районе?
(Емельяну Пугачеву). Кто он был такой?
(Донской казак, предводитель крестьянской войны, тоже был проездом в нашем городе).
Музыкальный руководитель показывает иллюстрации:
«Пугачев здесь вел обозы,
Гнев народа вез и слезы.
О путях его опасных
Говорится даже в сказках».
Кузя: А какие легенды живут в народе о тех временах?
Музыкальный руководитель: Мы знаем одну легенду о женщине-атамане.
(Ответ детей: Об Алене Арзамасской. Бесстрашная героиня, простая крестьянка, защищала со своим отрядом г. Темников, враги сожгли её на костре).
Музыкальный руководитель: Эта женщина стала прототипом главной героини музыкальной драмы Леонтия Петровича Кирюкова «Литова».
(показывает иллюстрации)
Кузя: А вот интересно, откуда зарождался город?
(На Советской площади. Это главная площадь города).
Музыкальный руководитель: Что теперь проходит на площади?
(Ответ: праздники, митинги, демонстрации).
Кузя: Вспомнил, на ней устанавливают главную ёлку города.
Мордовская песня (М) «Ой, дали-дали» в обраб. Г. Г. Сураева-Королева
Музыкальный руководитель: В нашем городе много музеев: Краеведческий музей, Музей мордовской национальной культуры, Республиканский музей изобразительных искусств, где экспонаты познакомят нас с историей мордовского края с древних времен до наших дней.
Кузя: Да, богата история нашего города и много выдающихся художников, музыкантов, ученых, которые родом с мордовской земли. А чье имя носит Республиканский музей изобразительных искусств? Во всем мире 130-летний юбилей этого скульптора отмечали в прошлом году.
Дети: Скульптора Степана Дмитриевича Нефедова
(псевдоним Эрьзя).
Музыкальный руководитель: Где родился С.Д. Эрьзя?
(в селе Баево, Ардатовского района). Кто были его родители?
(Мать - вышивальщица, отец - столяр).
Музыкальный руководитель предлагает Кузе и детям обратить внимание на мини-выставку иллюстраций скульптур С. Д. Эрьзи
Кузя: А вот я заметил, что в своих скульптурах Эрьзя изображает только людей.
Дети: Он показывал чувства человека, его состояние
(называют картины: «Моисей», «Бетховен», «Голова мордовки», «Старик мордвин», «Портрет матери», «Москвичка» и т.д.)
Кузя: Какой молодец Эрьзя, хотя и жил долго за границей, но не забывал свою Родину, своих земляков, запечатлел их в своих скульптурах с любовью, теплотою.
Музыкальный руководитель: Я думаю, Кузя, только любовь к своей родине, родной природе, родному языку, родным национальным песням помогла Эрьзе пережить разлуку. Если бы он с детства не слышал и не любовался красотой мордовских песен, разве он создал бы такие гениальные произведения?
Мордовская народная песня (Э) «Карматано морамо»
В конце музыкальный руководитель подводит итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
НОД по физической культуре в подготовительной группе
Конспект НОД в подготовительной группе. Олимпийские игры
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе на тему: Родина
Конспект непосредственно образовательной деятельности для дошкольников подготовительной группы с пре