Урок русского языка для 3 класса по теме: "Роль имени прилагательного в русском языке"
Автор: Шульга Галина Петровна, учитель начальных классов
Место работы: МБОУ СОШ №24 им. И.И. Вехова ст.Александрийской Георгиевского района Ставропольского края
Описание: урок по русскому языку в 3 классе
Тема урока: «Роль имени прилагательного в русском языке».
Цели:
1.Предметные - дать представление о роли имени прилагательного в русском языке,
учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.
2.Метапредметные - развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.
3.Личностные - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к животным.
Ход урока.
1.Стадия вызова.
Деятельность учителя
I. Орг. момент
Начинается урок.
Время даром не теряйте,
Дружно тему обсуждайте.
IІ. Чистописание
В кистях - лазурные цветочки,
Серединки – звездочки-глазочки.
Их знают все, ни на минутку
Не позабудешь …(незабудку).
Определите, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. Отгадайте загадку, первая буква отгадки будет дежурная сегодня на уроке.
- Верно, сегодня будем писать строчную букву н.
Деятельность обучающихся
-Сегодня мы пишем буквы н
Деятельность учителя
- Вспомните, какие звуки может обозначать эта буква? Что вам известно про звуки?
- Назовите, из каких элементов состоит буква?
- А какое правило напоминает вам это соединение? Продолжите строку до конца, написав сочетание букв НН.
Деятельность обучающихся
Индивидуальная работа в тетрадях.
Деятельность учителя
Запишите на второй строке 3 слова, которые начинаются на эту букву.. Найдите слово с безударной гласной, подчеркните букву.
Деятельность обучающихся
Анализ написания буквы. Звуки [н], [н'], звонкие.
Деятельность учителя
Словарная работа
Прочитайте стихотворение и выпишите словарные слова.
Букварь, пенал, тетрадки-
Держи ты их в порядке!
Они – твоё хозяйство.
Как вы объясните значение слово: хозяйство?
-Подберите однокоренные слова. Запомните написание слова хозяйственный
Деятельность обучающихся
Дети ставят ударение, отмечают безударные гласные
Хозяйственная деятельность, хозяйствование
Деятельность учителя
III. Актуализация опорных знаний.
- Запишите загадку.
Сам алый, сахарный,
Кафтан зелёный, бархатный.
А сейчас мы станем исследователями
- А как вы думаете, что мы будем сегодня исследовать? Давайте еще раз прочитаем слова, которые записали в тетрадь. Что нам помогло быстро отгадать загадку? Какие слова помогли? Запишите эти слова
На какой вопрос отвечают слова? Какой частью речи являются? Что будет предметом нашего исследования
Деятельность обучающихся
Работа в парах.
Взаимопроверка выполнения задания
Деятельность учителя
Прием " Таблица ЗХУ".
- Заполните таблицу ( каждая группа на столе имеет карточки, необходимые для работы)
З - что мы знаем про имя прилагательное? Х – что хотим узнать?
Деятельность обучающихся
Имя прилагательное
Деятельность учителя
Сообщение темы и целей урока.
На доске появляется тема урока:
"Роль имени прилагательного в русском языке"
- Как вы думаете, какую роль в русском языке выполняют имена прилагательные?
Учитель просит озвучить идеи и предположения. Все ли согласны с этими идеями?
Деятельность обучающихся
Групповая работа.
проверка выполнения задания.
З - что мы знаем про имя прилагательное Х – что хотим узнать?
Часть речи.
Связана с именем существительным.
Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие? Зачем используется в речи?
2.Стадия осмысления
Деятельность учителя
Основная часть урока:
IV. Работа по проблеме урока.
Наблюдения над ролью прилагательных
Учитель читает текст.
С какой целью….( в нашей речи используются прилагательные)?
Почему вы считаете, что…(прилагательные необходимы в речи)?
Предположите, что будет, если … ( из речи исчезнут все прилагательные)?
Зачем…( прилагательные нужны в речи) ?
Можно ли …( обойтись в речи без прилагательных)?
Задание 1. Подготовьте устное описание своего зверька
- Чьё описание оказалось более точным?
- С какой целью используются в речи имена прилагательные?
Укажите имена прилагательные.
Деятельность обучающихся
Работа в группах
Записывают в таблицу продолжение предложенных вопросов.
Группы озвучивают свои вопросы
Деятельность учителя
Физкультминутка для глаз.
Задание 2.
Прочитайте 2 текста. Сравните их.
Текст 1.
Лисица имеет туловище на невысоких ногах.
Текст 2.
Рыжая лисица имеет стройное, изящное, немного удлиненное туловище на невысоких ногах.
- Какой из текстов вам понравился больше? Почему?
- Что помогло нам ярче, точнее представить описываемый предмет? Какую роль выполняют прилагательные в тексте?
- На какой из своих вопросов вы получили ответ?
Деятельность обучающихся
Имена прилагательные
Чтобы точно описать предмет, назвать его признаки.
Прилагательные описывают предмет, украшают речь, делают текст точным и интересным, ярким, красочным.
Деятельность учителя
Работа с учебником.
Проведение содержательной рефлексии.
- Может ли человек обойтись в речи без имен прилагательных?
- Какую роль они выполняют в речи?
VI.Домашнее задание.
Используя карточку подсказку, придумать сказку.
Рефлексия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс
Конспект урока русского языка в 3 классе
Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное
Дидактические задания по русскому языку, 3 класс
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку, 3 класс
Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами
Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса
Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»