Родительские собрания. Методические рекомендации для проведения родительских собраний в младших классах. Программа работы с родителями в коррекционных классах VIII вида
Родительское собрание – это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий школы и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни класса, повысить ответственность за воспитание своих детей.
Родительские собрания нужны:
• для быстрого получения разнообразной информации о детях;
• как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности классного коллектива, режиме его работы и т. д.;
• для ознакомления родителей с анализом успеваемости, посещаемости, с итогами медицинских обследований и т. д. Но это должен быть аналитический материал (без называния конкретных фамилий родителей и детей);
• как консультативные по программе каникул, по занятости в системе дополнительного образования и т. д.;
• как экстренные, чрезвычайные при острой конфликтной ситуации, при чрезвычайно трудном случае с кем-либо из детей. Это коллективный совет взрослых, решающий, как помочь ребенку, попавшему в беду, или маме, нуждающейся в помощи;
• творческие собрания, когда дети показывают родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.;
• собрания-лекции, психологические тренинги, ролевые игры по различным темам и проблемам воспитания и обучения. Подобные собрания можно проводить достаточно часто (один раз в месяц), как школу для родителей.
Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся
Традиционные формы работы с родителями
•
родительские собрания
• общеклассные и общешкольные конференции
• индивидуальные консультации педагога
• посещения на дому
Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание – это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
ДЕСЯТЬ СЕКРЕТОВ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
5. Вместе с родителями придумайте правила для участников собрания. Например: снимать верхнюю одежду обязательно; не допускается молчания при обсуждении проблемы; отвергая предложение (мнение), необходимо вносить встречное; называть друг друга по имени и отчеству или только по имени и т.д. 6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. Сделать общение на собрании непринужденным и откровенным может помочь чашка чая.
9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:
• особенности здоровья ребёнка;
• его увлечения, интересы;
• предпочтения в общении в семье;
• поведенческие реакции;
• особенности характера;
• мотивация учения;
• моральные ценности семьи.
В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями:
• тематические консультации
• родительские чтения
• родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет.
Примерные темы:
1. Ребёнок не хочет учиться.
2. Как развить плохую память ребёнка.
3. Единственный ребёнок в семье.
4. К чему может привести тревожность детей.
5. Талантливый ребёнок в семье.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений, следующие:
• на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
• учитель собирает и анализирует информацию;
• определяется список литературы по данному вопросу;
• изучение литературы родителями;
• изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерная тематика:
• Первый год ребёнка, каким он был.
• Каким я вижу будущее своего ребёнка.
• Друзья моего ребёнка.
• Праздники нашей семьи.
Советы педагогам и родителям
Если:
•
ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
• ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
• ребёнка хвалят, он учится быть благородным
• ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
• ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
• ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
• ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
• ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
• ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
• ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире
Рекомендации по проведению родительских собраний
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учёбе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Этапы подготовки к родительскому собранию:
1. Выбор темы собрания.
2. Определение целей родительского собрания.
3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрания научно-методической литературы по рассматриваемой проблеме.
4. Проведение микроисследования в сообществе детей и родителей (анкетирование, беседы, тестирование).
5. Определение вида, формы и этапов родительского собрания. Способов и приёмов совместной работы его участников.
6. Приглашение родителей и других участников собрания.
7. Разработка решения собрания, его рекомендаций, памяток родителям.
8. Оборудование и оформление места проведения родительского собрания.
Определение целей родительского собрания:
• повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье и школе;
• содействие сплочению родительского коллектива, вовлечение их в жизнедеятельность классного сообщества;
• выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребёнка;
• пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к детям со стороны родителей;
• подведение итогов совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за определённый период времени
ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПО КЛАССАМ.
Цель: Выработка единых требований семьи и школы к ребенку. Поиск совместных путей решения общих проблем и задач воспитания.
1-й класс
I. Младший школьный возраст и его особенности.
1. Характеристика физиологических особенностей младшего школьника.
2. Развитие потребностей и форм общения с приходом ребенка в школу. Интересы, особенности развития воли и характера первоклассника.
3. Чтобы воспитывать и обучать, надо знать индивидуальные особенности ребенка. (Заполнение социального паспорта семьи.)
II. Как научить детей учиться.
1. Психология обучения младшего школьника. Особенность познавательных процессов младшего школьника. Особенности памяти и внимания (психолог).
2. Содержание школьного образования в начальных классах.
3. Индивидуальные трудности в усвоении учебного материала.
III. Физическое воспитание школьника в семье и дома.
1. Естественный ритм жизни школьника и основы правильного режима. Режим дня первоклассника (чередование различных видов труда и отдыха). Приучение детей к самостоятельному выполнению режима дня.
2. Роль подвижных игр на свежем воздухе в укреплении здоровья детей.
3. Каждому занятию – определенный час. Памятка для детей и родителей «Делу – время, а потехе – час».
IV. Игра и труд в жизни младших школьников.
1. Игра и труд как виды деятельности младшего школьника. Педагогические требования к детскому труду в школе и дома.
2. Особенности программы по трудовому обучению в 1-м классе.
3. Труд школьников в семье. Их любимые занятия. Выставка рисунков, поделок учащихся.
V. Итоговое родительское собрание вместе с детьми.
1. Чему мы научились за этот год. Достижения класса и отдельных ребят.
2. Выставка рисунков, поделок и т.д.
3. Награждения.
4. Концерт.
2-й класс
I. Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения.
1. Итоги медосмотра. Анализ состояния здоровья второклассников.
2. Влияние учебной деятельности в школе на организм ребенка. Признаки утомления. Правильная посадка. Предупреждение развития близорукости у школьников.
3. Режим питания в школе и дома.
II. Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младших школьников.
1. Методы и средства воспитания у младших школьников навыков и привычек культурного поведения в семье и школе.
2. Пример родителей – основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребенка. Недопустимость в семье грубых слов и выражений.
3. Памятка детям «Как себя вести, чтобы и другим было приятнее и лучше жить».
III. Роль чтения в развитии младших школьников.
1. Место книги в жизни ребенка. Руководство чтением в семье и в школе. Развитие интереса к чтению. Воспитание хорошего читательского вкуса.
2. Особенности восприятия детьми прочитанных книг. Беседы родителей с детьми о прочитанных книгах. Помощь в накоплении словарного запаса ребенка.
3. Обзор и краткая характеристика детских книг для второклассников. Принципы отбора книг для чтения.
IV. Секретный мир наших детей.
1. Свободное время школьника. Анализ анкет.
2. Ребенок на улице. «Интересные» места для игр. Почему дети строят «штаб» или «шалаш» и другое. (Вопросы психологии).
3. Как правильно организовать летний отдых детей.
V. Итоговое праздничное собрание.
1. Подведение итогов года по учебной и внеклассной работе.
2. Награждение учащихся и родителей.
3. Концерт. Игры. Чаепитие.
3-й класс
I. Особенности формирования личности ребенка в различные возрастные периоды.
1. Знание возрастных особенностей и индивидуальных различий детей – необходимое условие их воспитания в семье и школе (психолог).
2. Воспитание привычек у детей. Подражательность, эмоциональность и впечатлительность учащихся младших школьников.
3. Учебные цели и задачи на новый учебный год.
II. Воспитание коллективизма у школьников начальной школы.
1. Психология отношений детей внутри класса. Формирование чувства коллективизма, воспитание дружбы и товарищества, чуткости и отзывчивости.
2. Анализ анкет учащихся «Скажи мне кто твой друг…», сочинений «Друг – это тот, кто…»
3. Взаимопомощь и взаимоуважение между младшими в семье и школе.
III. Когда в ответе родители, или роль семьи в воспитании детей.
1. Воспитательный климат в семье. Влияние на детей материально-бытовых условий, взаимоотношений между родителями.
2. Трудности и ошибки в семейном воспитании, их причины и пути устранения. (Психологические игры).
3. Памятка родителям «Заповеди для родителей».
IV. Когда слово воспитывает. Методы воспитания в семье.
1. Убеждение и требование как средства организации жизни ребенка.
2. Поощрение и наказание.
3. Педагогические ситуации (игра).
V. Человек формируется с детств .
1. Особенности формирования характера у младших школьников.
2. Особенности волевой деятельности и ее мотивации у детей младшего школьного возраста. Эмоционально-волевое воспитание.
3. Программа по самовоспитанию на лето. Помощь родителей в реализации этой программы.
VI. Эстетическое воспитание в семье и школе.
1. Связь эстетического воспитания с умственным, трудовым и физическим воспитанием в школе.
2. Роль родителей в приобщении детей к различным видам искусства. Занятость детей во внеурочное время.
3. Наше творчество. Выступление ребят, занимающихся в школе искусств, кружках и студиях.
4-й класс
I. Последний год обучения в начальной школе.
1. Воспитательные и образовательные задачи на новый учебный год.
2. Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника и его умственное развитие.
3. Роль семьи в умственном воспитании учащихся. Методика контроля родителями выполнения детьми домашних заданий.
II. Каким растет ваш ребенок? (вопросы психологии)
1. Психология обучения и воспитания. Индивидуальные особенности школьников.
2. Нервные дети и их воспитание.
3. Телевидение: за и против. Что смотрят наши дети, и как это отражается на их психике и общем самочувствие.
III. Отец и мать – первые воспитатели.
1. Союз любви и разума. Влияние личности родителей на воспитание детей.
2. Роль матери в семье. Роль отца в семейном воспитании. Особенности влияния отца на сыновей и дочерей.
3. Самовоспитание родителей – важнейшее условие совершенствования их личности.
IV. Собрание для детей и родителей «Мама, папа, я – дружная семья».
1. Представление хобби родителей.
2. Презентация фирменных семейных блюд.
3. Совместные игры. Викторины. Чаепитие.
V. Итоговое праздничное собрание «Прощай, начальная школа».
1. Подведение итогов. Чему мы научились в начальной школе. Представление классного руководителя 5-го класса.
2. Демонстрация фильма «Первые шаги в школе» (участие детей в классных и общешкольных мероприятиях).
3. На долгую память (Записи пожеланий первой учительнице в альбом «Летопись класса» родителями и детьми).
Рекомендуем посмотреть:
Совместное мероприятие родителей и детей в начальной школе
Беседа для родителей начальных классов
Конференция для родителей в начальной школе
Заседания родительского клуба в начальной школе
Похожие статьи:
Организация работы с семьей в начальной школе в соответствии профессионального стандарта педагога