Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Многообразный мир птиц"
Описание работы: Конспект будет интересен воспитателям, педагогам ДОУ, студентам. В конспекте изложен материал об интересных фактах из жизни птиц, в доступной форме для старших дошкольников.
Цель: Расширять и систематизировать представления детей о характерных особенностях птиц.
Задачи:
- Закреплять знания об образе жизни зимующих и перелётных птиц;
- Формировать обобщённое представление о птицах, как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе;
- Познакомить с интересными и уникальными фактами из жизни кукушки;
- Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы;
- Воспитывать гуманное отношение к птицам, чувство милосердия.
Материалы и оборудование: посылка, игрушечная птичка, ТСО (аудиозапись), демонстрационный материал к дидактической игре: «Зимующие и перелётные птицы», фотографии птиц.
Методические приёмы: сюрпризный момент, беседа, вопросы, слушание в аудиозаписи голоса птиц, рассказ воспитателя о кукушке, физминутка, игровые приёмы.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте мои друзья!
Этой встрече рада я,
До чего же ребятишки,
Вы нарядны, хороши!
И мне очень хочется
С вами поздороваться!
Здравствуйте, ребята! (ответы детей).
Воспитатель: Дети, сегодня утром, когда я шла к вам, то встретила почтальона и он передал для детей подготовительной группы посылку, вот она. Хотите узнать что там? Давайте посмотрим. (Открываем посылку. В ней лежит аудиокассета, игрушка- птичка). Посмотрите здесь какая-то кассета, а давайте послушаем что на ней записано? Ребята, садитесь поудобнее, приготовьтесь слушать, а потом поделимся впечатлениями о том, что услышали. Хорошо? (слушаем аудиозапись) Итак, ребята, что вы услышали? (ответы детей: пение птиц (соловей, кукушка). Какое у вас настроение после слушания? Почему? (ответы детей).
Воспитатель: Да ребята, и у меня сейчас хорошее настроение, мне понравилось пение птиц, я тоже услышала трели соловья, голос кукушки. С приходом весны пение птиц слышно везде и в лесу, и в поле, и в городе. Давайте же мы сегодня на занятии поговорим о птицах. Поделимся друг с другом тем, что знаем о птицах. Хорошо?
Воспитатель: Ребята, птиц на земле очень, очень много (Рассказ воспитателя сопровождается показом картинок, фотографий). Есть птицы большие, чуть ли не двухметрового роста (страусы), немного меньше (аисты, журавли), есть совсем крошечные, не больше стрекозы или бабочки (колибри). Есть птицы, которые летают выше облаков, (орёл, сокол), а есть такие, которые совсем не летают (пингвины). Есть птицы с ярким, красивым опереньем, которые могут подражать человеческой речи (попугаи), птицы с большим, широким клювом-мешком, в который они складывают пойманную рыбу (пеликаны). Неисчерпаем и многообразен мир птиц.
Сейчас вы увидели много фотографий различных птиц, но это конечно же ещё не все птицы. А вы знаете ещё каких-нибудь птиц? (ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим. В посылке прислали нам ещё вот такую игрушку: птичку. В записке написано, что это волшебная птица, и кто возьмёт её в руки, тот сразу хочет назвать какую-нибудь птицу. Давайте посмотрим так ли это. (Беру птицу в руки), да действительно, как только я взяла волшебную птицу в руки, то сразу вспомнила ещё много различных птиц, которых сегодня ещё не называли. А вы хотите попробовать, ребята? Тогда давайте поиграем в игру «Волшебная птичка». Будем передавать эту красивую птичку по цепочке друг другу, при этом называя любых птиц, которых знаете, только повторять названия птиц нельзя. (Играем в игру).
Воспитатель: Молодцы, ребята вы назвали много птиц. Они разные по величине, по окраске, по поведению, но есть у них и много общего. Скажите, чем птицы похожи друг на друга? (ответы детей: у всех птиц есть клюв, два крыла, две ноги, тело покрыто перьями, птенцы появляются из яйца, большинство птиц умеют летать). Ребята, скажите, все ли птицы, которые живут в нашей природной зоне, остаются зимовать? (ответы детей). А как называют таких птиц? Чем питаются зимующие птицы? Как они переносят холод и голод? Как люди должны помогать птицам зимой? А вы подкармливали зимой птиц? Делали им кормушки? (ответы детей). А как называют тех птиц, которые улетают в тёплые края? Почему они улетают? А когда они возвращаются назад? Хорошо, вы многое знаете о зимующих и перелётных птицах, и поэтому я предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Зимующие и перелётные птицы».
Необходимо разложить птиц на два домика: в домик с синей крышей поместим зимующих птиц, а в домик с зелёной крышей- перелётных. (дети выполняют задание).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием, сделали большую работу, наверное устали, давайте немного отдохнём.
Физминутка:
Мы на улице играем
за природой наблюдаем,
Вверх на солнце посмотрели
И нас лучики согрели,
Птенцы в гнёздышках сидят
Птицы по небу летят
И по кочкам скачут
И никто не плачет!
Воспитатель: Хорошо, немного отдохнули, садитесь на свои места, спины ровно и всё внимание на меня. Ребята, а вы знаете, как нелегко даётся путь перелётным птицам в тёплые края? Этот перелёт таит в себе много опасностей, которые некоторые птицы не выдерживают, и не долетают до места. Ведь многие птицы пролетают 3-4 тысячи километров. А вы знаете, зачем птицы возвращаются домой? Да, верно, когда птицы прилетают весной, то начинают строить гнёзда и высиживать птенцов. А какая птица не строит гнезда и подкидывает свои яйца в другие гнёзда? Почему кукушка не строит гнезда? (ответы детей). Я вам сейчас расскажу о том, почему кукушка сама не высиживает своих птенцов, а вы слушайте и потом ответите на этот вопрос.
Рассказ воспитателя о кукушке:
Кукушка-очень полезная птица, нужная. Она приносит очень большую пользу природе тем, что поедает, уничтожает самых страшных, ядовитых, колючих, крупных, волосатых гусениц. Вы ведь знаете, что гусеницы уничтожают зелёные сочные листья на деревьях? Они могут превратить лес в мёртвый голый лес.
Достаточно появиться в лесу 4-5 кукушкам, и лес спасён. А теперь представьте себе маму кукушку, которая кормит маленького желторотого кукушонка этими гусеницами. Что с ним станет? Теперь вы понимаете, что кукушка вынуждена подкладывать свои яйца другим птицам, которые кормят своих птенцов мягким кормом (мухами, комарами, червями). Представьте себе кукушку, которая подолгу сидит и выжидает момент, когда с гнезда улетит птичка, и тут кукушка подложит своё яйцо, потом - в другое гнездо точно также.
Маленькие птички потом выкармливают этих птенцов.
Воспитатель: Понравился рассказ? Теперь вы поняли, почему кукушка подбрасывает яйца к другим птичкам и сама не кормит своих птенцов? (ответы детей) Сейчас вы узнали, что кукушка питается зелёными, ядовитыми гусеницами. А чем питаются остальные птицы, знаете? (ответы детей).
Воспитатель: Да, верно, состав корма птиц зависит от того, где они обитают. Например, журавли живут на болотах, прудах, там, где живут лягушки. Поэтому журавли и едят лягушек. А теперь я предлагаю вам ответить на вопросы викторины.
Викторина «Вопрос-ответ»
1. Какая птица не строит гнезда и подкладывает яйца в чужие гнёзда?
2. Почему кукушка не кормит сама своих птенцов?
3. Какая, бесшумно летающая, птица охотится ночью на грызунов?
4. Как называется самая маленькая птица в мире?
Воспитатель: Хорошо, ребята и с этим заданием вы справились.
Вот наше занятие и заканчивается, мне понравилось с вами работать. А вам понравилось наше занятие? Что вам понравилось? Что сегодня вы узнали нового? (ответы детей). Скажите мне, кому из вас было трудно выполнять какое-либо задание. Как бы вы оценили свою работу на занятии?
Я надеюсь, вы будете любить птиц, зимой их подкармливать, строить им кормушки, а весной не разорять гнёзда.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД на тему: Зима для детей подготовительной группы
Игра-викторина для детей старшей группы "Птицы нашей Родины"
Конспект ОД в подготовительной группе на тему «Птицы – наши друзья»
Игра - викторина с презентацией на тему Птицы в старшей группе
Похожие статьи:
Раскраски «Птицы» для детей 6-7 лет
Про сову для детей 6-7 лет
Рассказ про цаплю для детей 6-7 лет
Конспект занятия «Берегите природу» в подготовительной группе