РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ, У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ДОМУ
Рекомендации
Автор: Гневанова Ольга Михайловна, педагог - психолог, социальный педагог, ГАУ СО «Центр социальной помощи семье и детям города Качканар», Свердловская область.
Описание материала: Данный конспект содержит задания по развитию мелкой моторики. Он будет интересен для педагогов, психологов, дефектологов.
Цель: развитие мелкой моторики у детей с ЗПР, направленной на поддержку личности, преодоления отклонений в психофизическом и умственном развитии.
Задачи:
*Выявление индивидуальных особенностей в развитии мелкой моторики;
*Создание ребенку условий для накопления двигательного и практического опыта;
*Укрепление рук,ручной умелости, плавных, точных координированных движений;
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Работа по развитию мелкой и общей моторики способствует развитию всех компонентов психической и познавательной деятельности ребенка: внимания, памяти, мышления. Следует отметить влияние развития мелкой моторики на развитие у детей интереса к познанию нового, развитию любознательности и наблюдательности, стимулирует мотивацию к обучению. Огромное значение развитие мелкой моторики имеет для развития речи ребенка, звукопроизношения, коррекции фонетико-фонематической стороны речи, снижает психическое напряжение, успокаивает.
Индивидуальное обучение на дому организуется для детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать уроки и занятия в школе с согласия родителей (законных представителей).
Обучение на дому осуществляется по общеобразовательным программам
для детей с диагнозом ДЦП и ЗПР. Нормативными основаниями для организации обучения детей на дому являются:
1. Закон РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
2. Закон Свердловской области «Об образовании» (с изменениями и дополнениями);
3. Постановления письма правительства Российской Федерации «Об организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья».
Л.С. Выготский писал: «Если ребенок обучается по программе,предложенной ему взрослыми, то ребенок принимает эту программу в той мере, в какой она станет его собственной. Для того, чтобы ребенок сделал ту или иную программу своей, необходимо использовать те виды деятельности, которые привлекают его, соответствуют возрасту».Учитывая психофизиологические и познавательные особенности ребенка подбираются следующие упражнения по развитию достаточности руки, кисти, ручных умений, как основы для формирования графических навыков письма обучающихся с ДЦП и ЗПР, направленные:
- на развитие и коррекцию глазодвигательной координации, т.е. согласованности действия глаза и руки;
- на развитие подвижности пальцев рук;
- на стимулирование развития рече двигательных центров;
- на развитие зрительно-пространственного восприятия;
- на подготовку пальцев пук к правильному овладению ручкой, карандашом;
- комплекс заданий, направленный на совершенствование ручной умелости.
Поскольку известно, для развития познавательных функций, особенно речи, большое стимулирующее значение имеет функция рук и пальчиков, то были использованы следующие виды работы как комплекс мер,
способствующих развитию движений рук и ручной умелости:
- запускать пальцами мелкие волчки;
- разминать пальцами пластилин, глину;
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- сжимать и разжимать кулачки, при этом можно играть, как будто кулачок – бутончик цветка (утром он проснулся и
открылся, а вечером заснул – закрылся, спрятался);
- делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать;
- двумя пальцами руки (указательным и средним) ходить по столу (медленно-быстро. Правой и левой рукой);
- показывать отдельно один пальчик, затем два, три, четыре, пять;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- кистями рук делать «фонарики»;
- хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе;
- собирать все пальцы в щепотку (пальчики собрались вместе –разбежались);
- пальчиковая гимнастика с использованием стихов, потешек, народных сказок, песенок;
- массаж с растиранием пальчиков и массажерами для рук;
- народные игры с ладошками;
- задания с природным материалом;
- игры с предметами домашнего обихода;
- игры с песком, водой, крупами, глиной, мелкими предметами (бусины, ленточки, пробки и др.);
- шнуровка, трафарет, штриховки;
- лепка, аппликация, рисование
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Не допускайте скуки и переутомления. Использование мною системы дидактических игр и развивающих упражнений способствовало повышению интереса к учебной деятельности, формированию постепенного и целенаправленного стремления к освоению основных умений и навыков самообслуживания, развитию мелкой моторики.
Обучающаяся стала положительно относиться к учебной деятельности, начала удерживать предметы в руках и выполнять небольшое движение с ними, появилась речевая деятельность в виде звуков и отдельных слов,
появился эмоциональный отклик на вопросы педагога. Удалось добиться положительных результатов в формировании умения подчиняться требованиям педагога для выполнения заданий, упорядочилось поведение в соответствии с дисциплинарными правилами и нормами.
Список литературы:
1. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В.
Развиваем руки – чтоб учиться и писать и красиво рисовать: популярное
пособие для родителей и педагогов. Ярославль : Академия развития, 1997.- 197с.
2. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь: учеб.
пособие. СП-б.: Лань, 1996. – 32 с.
3. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и
тяжелой умственной отсталостью: пособие для учителя. СП-б : Союз, 2004. – 336 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в младшей группе «В мире игрушек»
Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками
Игровое пособие по развитию мелкой моторики для младшей группы детского сада
Конспект занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста