Конспект урока русского языка для 4 класса «Имена существительные общего рода»
Автор: Головина Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов МАОУ гимназии № 26 г. Томска
Описание. Разработка урока будет полезна учителям начальных классов и учителям, работающих в 5 классах. Урок усвоения новых знаний. Был проведен в 4 классе. Тема изучается на повышенном уровне.
Тема: Имена существительные общего рода.
Цель: обеспечение понимания учащимися новой категории рода имен существительных (имена существительные общего рода).
Задачи:
• создать условия для формирования универсальных учебных действий;
• формировать умение различать и находить имена существительные среди других слов и в тексте;
• самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений и сравнений;
• развивать и обогащать речь детей, формировать умение работать в паре и группе;
• обучить некоторым способам разрешения конфликтов в детском коллективе;
• развивать положительные личностные качества.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Технологии: технология проблемного обучения, ИК-технология.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, выполненная в программе Activ Board, аудиозапись песни «Ябеда», карточки с заданиями, клубок ниток.
Личностные УУД:
Самоопределение необходимости и интереса предстоящей работы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Познавательные УУД:
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
классифицировать объекты (слова) по заданному основанию;
осуществлять подведение под понятие, поиск информации;
применение известного способа решения;
осуществлять анализ объектов с целью выделения существенных признаков, выдвижение гипотез, обоснование.
Регулятивные УУД:
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
соотносить цели и результаты своей деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
ставить новые задачи в сотрудничестве с учителем;
формулировать тему и цель урока самостоятельно (или с помощью учителя) .
Коммуникативные УУД
договариваться, находить общее решение, сохранять доброжелательное отношение друг к другу, осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Ход урока
Организационный момент
Ребята, я вас совсем не знаю. Но мне хотелось бы уже в начале урока узнать о каждом хотя бы немного.
Попрошу сесть сначала сладкоежек, теперь сядут тихони, чистюли, хвастунишки, умницы.
Запись в тетради: число, классная работа
Мотивация на учебную деятельность.
Цель: создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.
Как вы понимаете эту пословицу? ( Если хочешь много знать, надо трудиться, а не бездельничать. Знания сами собой не приходят.
Почему урок мы начинаем с этой пословицы?
Как мы можем назвать дорожку, по которой бежит знайка? (дорожка знаний)
Желаю, чтобы небольшой отрезок этой дорожки в следующие 40 минут был для вас интересным, увлекательным и полезным.
Создание ситуации успеха
Цель: актуализация знаний учащихся
Знайка дорожкой бежит, незнайка на печке лежит.
Задание: определите род подчеркнутых имен существительных.
Какое умение проверяем? (Умение определять род имен существительных)
Это умение сегодня будет необходимым для усвоения новой темы.
Ребята, вам нужно будет не просто выполнить это задание, а еще и оценить его. Во сколько баллов вы его оцените? (1балл или 2 балла)
Объясните, почему так?
Выполните это задание самостоятельно.
Проверим выполненное задание. Что получили?
Молодцы. Вы справились с этим заданием отлично!
Вспомним способ действия, как вы определяли род у имен существительных.
Алгоритм действия:
1. Поставили имя существительное в начальную форму
2. Поставили слова-помощники местоимения: он мой, она моя,
3. По словам –помощникам определили род
Пример: дорожка – н.ф. дорожка, она моя, ж.р.
Если бы в пословице встретились имена существительные м.р. отличался бы алгоритм действия? (Нет. Только подставляем слова –помощники он мой)
А если бы имена существительные среднего рода? (оно мое)
Выявление места и причины затруднения
(проблемная ситуация – учебная задача)
Цель: рефлексия обучающимися границ своего знания и незнания
Задание: Определите род оставшихся имен существительных.
Сравните свои решения в парах.
Проверим ваши решения. У кого возникли разногласия?
Как вы определяли род этих имен существительных? (По алгоритму).
Вариант 1
Знайка м.р.
Незнайка м.р
Вариант 2
Знайка м.р. и ж.р.
Незнайка м.р. и ж.р.
Вариант 3
Знайка ж.р.
Незнайка ж.р
Фиксация проблемы: незнайка, знайка м.р.? или ж.р.?
Все работали по одному алгоритму, а решения разные. Что мы должны решить?
м.р.? или ж.р.? ?
Постановка гипотез
Что мы можем предположить?
Гипотеза: если к этим словам подходят слова-помощники и женского и мужского рода, тогда, наверное, они относятся к какой-то четвертой группе.
Решение проблемной ситуации (Работают в группах 1 минутка)
Почему это имена сущ. мужского рода? Женского рода? (Варианты детей)
Почему именно эти слова-помощники вы подставили?
Кого вы представили в роли знайки, незнайки?
Почему тогда слово незнайка написано с маленькой буквы? Значит, это имя нарицательное, а не имя собственное.
Давайте пойдем от лексического значения этого слова. Что эти слова обозначают? (Знайка – человек, который много знает и хочет знать, незнайка – человек, который мало знает и нет стремления узнавать новое).
Можем ли мы сказать, что имя существительное знайка в этой пословице –
существительное мужского рода? (Нет)
Женского рода? (Нет).
Можно ли назвать знайкой девочку? (Маша- знайка)
А мальчика? (Петя – знайка)
Незнайкой девочку? (Маша- незнайка).
Мальчика? (Петя – незнайка)
Что получилось? (Оба слова помощника подошли).
Мы использовали новый способ? (нет)
Тогда что это значит? (Тогда получается, что эти слова составляют еще одну категорию не женского, не мужского, рода, а какая – то другая).
И к этой другой категории относятся эти слова знайка, незнайка имена нарицательные.
Наша задача, понять, как она называется. Это и есть тема нашего урока.
Подумайте, может быть, догадаетесь, как она называется. А может быть, придумаете свое название.
Какие названия у вас получились?
Формулирование темы и цели урока.
Сформулируйте тему урока. Можете использовать подсказки
Попробуйте определить цель урока. (уметь различать имена существительные общего рода среди других имен существительных).
Кроме этой цели, может быть, есть такие ребята, которые хотят что-то другое узнать по новой теме?
Первичное закрепление изученного материала с проговариванием во внешней речи.
Цель: усвоение обучающимися способа действия при определении имен существительных общего рода.
Прием «Я беру тебя с собой»(работа на интерактивной доске. ученики сами выходят, доказывают и перетаскивают слово в нужный столбик)
Берем с собой только имена существительные общего рода. Каким способом будем доказывать? Подставлять местоимения. (Например: он мой замарашка, она моя замарашка…)
Посмотрите, какие слова дают положительную оценку человеку?
работяга
трудяга
молодчина
неженка
тихоня
сластёна (может быть и отрицательная окраска)
Какие еще имена существительные знаете, которые дают положительную оценку человеку?
Приятно слышать такие слова в свой адрес…
Посмотрите, какие слова дают неодобрительную оценку человеку? (Задира, забияка, замарашка, ябеда, жадина, плакса, задира)
Нравятся ли вам такие люди? Почему?
Среди этих слов найдите слова-синонимы (задира, забияка, грязнуля, неряха)
Слова-антонимы? (Чистюля, замарашка)
Ребята, по внешнему виду и поведению можно что-то сказать о человеке?
Давайте попробуем (работа с иллюстрациями) Назовите каждого человека одним словом (именем существительным общего рода).
А сейчас предлагаю послушать детскую песенку (Песня «Ябеда») и обозначить ту проблему, которая может быть в классе.
Какая проблема в классе?
Почему в классе беда, когда в классе ябеда?
Наверное, не зря в слове ябеда спряталось слово беда. Это действительно так.
Организация работы в группах на выполнение заданий с именами существительными общего рода.
Работаем в группах 2 минуты.
1,2 группы: Назовите одним словом (именем существительным общего рода).
1 -2 группа: Задание: Назовите одним словом (именем существительным общего рода).
Характеристика Кто такая? Кто такой?
Хвастливый человек…сластена
Человек, который подлизывается к кому-то…левша
Человек, который очень любит сладости…подлиза
Человек, владеющий левой рукой лучше, чем правой…хвастунишка
Давайте проверим.1 и 2 группы определяли имена существительные общего рода по характеристике качеств человека.
3-4 группа:
3-4 группа: Задание: Назовите одним словом (именем существительным общего рода).
Характеристика Кто такая? Кто такой?
Человек, который назойливо выпрашивает что-нибудь -это…белоручка
Сонливый, любящий много спать… егоза
Человек, который кто не хочет выполнять физическую или вообще трудную работу…попрошайка
Очень подвижный, суетливый ребёнок…соня
Очень часто имена существительные общего рода указывают на неодобрительную оценку человека. В старину и сейчас про таких людей придумывали короткие насмешливые стишки, в которых высмеиваются разные качества человека. С такими стишками и работали ребята 5 группы. Как они называются эти стишки? (Дразнилки)
Прочитайте дразнилки выразительно так, если бы вы кому то кричали их.
Задание: найдите в текстах имена существительные общего рода, подчеркните их. Научитесь выразительно читать дразнилки.
Лиза-подлиза
Упала с карниза.
Поделом этой Лизе –
Не сиди на карнизе.
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Столько грязи,
Столько ссадин!
Мы на шее лук посадим,
Репу – на ладошках,
На щеках – картошку,
На носу морковь взойдет! –
Будет целый огород!
Рева-корова,
Продай молока
На три пятака!
Вор-воришка
Украл топоришко.
Полез в окошко,
Упал в лукошка,
Как они проговариваются? (Нараспев).
Почему? (Для того, чтобы посмаковать, т.е. получить большее удовольствие от дразнилки).
Какие имена существительные общего рода вы здесь нашли? (Плакса, подлиза, замарашка)
Ребята, а у вас в классе бывает, что кто-то кого-то дразнит?
Представьте, что все эти дразнилки кричали каждому из вас. Вам приятно было их слушать?
Хотя на любую дразнилку есть отговорка, то есть ответ.
Кто знает?
Давайте вернемся к цели урока. Какая она была? (Различать имена существительные общего рода).
Кто считает, что мы добились своей цели? (Оценивание на линеечке)
Домашнее задание
Д/З будет не совсем обычным. Оно только так называется, на самом деле выполнить вы его сможете только в школе. В классном уголке в вашем родном кабинете есть слово имя существительное общего рода. Ваша задача его найти (в «Правилах поведения» «Быть неряхой – это стыд»).
Рефлексия Прием «Говорящий клубочек»
Цель: самооценка обучающимися результатов учебной деятельности и освоения учебного материала.
Я пришла к вам с
“Говорящим клубочком”.
Я хочу передать этот клубочек одному из вас. Вы передаете клубочек, распускаете его, нить оставляете у себя и говорите, что нового и интересного, важного и нужного было на уроке.
Посмотрите, какая дорожка получилась. Дорожка знаний, которая объединяет нас всех.
Используемая литература:
1. Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку», М., издательство «Просвещение», 1995г.;
2. Бакулина Г.А. «Интеллектуальное развитие младших школьников не уроках русского языка» 3 класс М.;
3. Волина В.В. «Веселая грамматика». – М.: Знание, 1995г.;
4. Граник Г.Г. С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая «Секреты орфографии», Москва, Просвещение, 1991;
5. Жиренко О.Е. «Учим русский с увлечением» М., 5 за знания, 2005г.;
6. Рик Т.Г. «Здравствуйте, Имя Существительное», - М.: РИО «Самовар», 1994г.;
издательство ВЛАДОС, 1999г.
Риски урока:
1. Техническое обеспечение.
2. Временные рамки этапов урока: решение проблемной ситуации, формулирование темы урока, постановка цели урока частично зависят от активности обучающихся, умения оперировать усвоенным содержанием учебного материала.
Рекомендуем посмотреть:
Орфографический диктант в 4 классе
Конспект урока русского языка в 4 классе. Числительное
Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание безударных падежных окончаний имён существите
Конспект урока русского языка в 4 классе
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка 4 класс. Однородные второстепенные члены предложения
Проверочные работы по русскому языку по теме «Местоимение» в 4 классе
Проверочные работы по русскому языку по теме «Однородные члены предложения» в 4 классе
Конспект урока литературного чтения в 4 классе по теме: Сатира и юмор. Николай Носов «Федина задача»
Итоговая тестовая работа по теме «Синтаксис», 4 класс