Конспект урока русского языка в 5 классе на тему "Фразеологизмы"
Автор: Гончарова Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" города Почеп Брянской области
Описание: урок может быть полезен учителям русского языка, работающим в 5 классе общеобразовательной школы; урок ориентирован на учебник Л.М.Рыбченковой, О.М.Александровой и др.
Тема: «Фразеологизмы»
Цель урока: закрепление понятия о фразеологизмах.
Задачи:
• Образовательные:
o углубить знания о фразеологизмах, их лексических значениях;
o выявить роль фразеологизмов в языке;
o научить употреблять и узнавать фразеологизмы в речи.
• Развивающие:
o развивать эмоциональность, логичность, лаконичность речи учащихся;
o развивать устойчивый интерес к изучению языка;
o развивать творческие способности и образное мышление школьников.
• Воспитательные:
o воспитывать любовь к родному языку, его красоте и многозначности;
o воспитывать толерантность, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей;
o воспитывать внимательное отношение к слову.
• Метапредметные:
o формировать навык работы в группе, умение представить свою работу другим.
Тип урока: урок общеметодической направленности.
Оборудование: учебник «Русский язык. 5 класс. Авторы: Рыбченкова Л.М., Александрова О.М. и др. М., «Просвещение», 2015; презентация «Узнай фразеологизм» и технические средства для её просмотра.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Орфографическая разминка (в форме лингвистической игры «Вратарь» или «Баскетбол» - по выбору учащихся, «мячи» - орфограмма «Приставки на з/с»).
(Для «Баскетбола» «мячи» от учителя: беспечный, безграничный, бесцельный, чересчур2, сделать, здесь, здание, здоровье, сбежать, всходить, взбежать.)
III. Подготовка к восприятию – учитель показывает картинки с изображением фразеологизмов (льёт как из ведра, заткнуть за пояс) и спрашивает, какое отношение они могут иметь к уроку.
IV. Формулирование темы урока, определение цели работы. Постановка учебной задачи.
V. Взаимопроверка в парах правила о фразеологизмах (отчёт 2-3 пар).
VI.Индивидуальные сообщения о результатах исследования ( значение, происхождение фразеологизмов «бить баклуши», «ахиллесова пята», «между молотом и наковальней»)
(Класс по ходу сообщений записывает фразеологизмы и их значение, учитель прикрепляет на доску изображения фразеологизмов, задаёт вопрос, почему в одном из этих фразеологизмов используется слово «пята», а не «пятка».)
VII. Творческое задание – придумать предложение с наиболее понравившимся фразеологизмом и записать в тетрадь.
VIII. Синтаксическая пятиминутка – разбор одного из придуманных предложений. (Объяснить синтаксическую роль фразеологизмов, выйти на роль фразеологизмов в речи (средство выразительности)).
IX. Расширение знаний о фразеологизмах:
1) стр.118 – словарная статья;
2) упр.260 (синонимия среди фразеологизмов);
3) работа в группах – найти лексические пары среди приготовленных учителем фразеологизмов.
X. Физкультминутка:
-- Встанем, как аршин проглотили.
-- Проголосуем обеими руками.
-- Согнемся в три погибели.
-- Попрыгаем, как заяц.
-- Дадим задний ход.
-- Посмотрим друг другу в глаза.
-- Сделаем хорошую мину при плохой игре.
-- Побьём друг другу челом.
-- Разведем руками.
-- А теперь -- руки в брюки.
-- Подержим нос по ветру.
-- Намылим друг другу голову.
--Но в ногах правды нет, занимайте свои места. Продолжаем работу.
XI. Работа с текстом – работа в парах. (Прочитать текст, определить тему, основную мысль. Подчеркнуть фразеологизмы – затем самопроверка по слайду презентации.)
Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего “приятеля” дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке на воскресенье.
– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.
– Вот пустомеля, – возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.
У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
– Ничего, ребятишки, – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.
И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё. (Н.Ушаков)
(Определяем роль фразеологизмов в тексте. Выходим на эмоционально-выразительные достоинства фразеологизмов.)
XII. Расширение языковых границ.
Слово учителя:
- Фразеологизмы существуют и в других языках. Например, нашему «льёт как из ведра» соответствует английское выражение «с неба только кошки с собаками не валятся».
Попробуйте отгадать, что значат следующие английские фразеологизмы: «кошкой негде помахать» (яблоку негде упасть), «крутить большими пальцами» (сидеть сложа руки).
- Вот такие лингвистические загадки! Предлагаю желающим провести исследования подобного рода и оформить проект. Два наших ученика уже провели небольшое исследование и «насобирали» фразеологизмы с ключевыми словами ветер, рука). Слово нашим сыщикам (выступления учащихся).
XIII. Игра «Кто быстрее?»
- А сейчас мы попытаемся угадать фразеологизм по картинке, запомнить его значение и правописание.
(Работа с презентацией. Изображены фразеологизмы: тянуть кота за хвост, водить за нос, как курица лапой, лить крокодиловы слёзы, считать ворон, вставлять палки в колёса, сесть в калошу, мастер кислых щей.)
XIV. Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о фразеологизмах?
- Обогатили свою речь?
- Будем использовать фразеологизмы в своей речи? Зачем?
(Записать предложение: Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.)
- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизм из списка (слайд презентации): работать не покладая рук; засучив рукава; спустя рукава; до седьмого пота; в поте лица, ворон считал, сидел сложа руки, крутил большими пальцами, мух ловил, бил баклуши, сделал дело - гуляй смело!
-Поставьте соответствующую оценку в журнал и поднесите на подпись учителю.
XV. Д/З: п.33, упр. 261 – задания 1 и 5.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 5 классе
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Конспект урока-игры русского языка для 5 класса
Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение
Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная