Конспект урока литературы в 7 классе на тему «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?»
Автор: Гончарова Оксана Петровна, учитель МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" города Почепа Брянской области
Описание: урок-размышление создан по технологии развития критического мышления; может быть интересен учителям литературы, работающим в общеобразовательной школе.
Тема: «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?»
Наденьте шляпу – дайте форму мыслям!
Эдвард де Боно
«В способности думать заключена основа человеческой деятельности. Независимо от того, хорошо или плохо эта способность развита в каждом из нас, все мы регулярно испытываем неудовольствие достигнутыми нами в этой области результатами. Главная трудность, связанная с процессом мышления, состоит в преодолении беспорядочного, стихийного течения наших мыслей. Мы пытаемся охватить мыслями одновременно очень многое, если не все, – стараемся «объять необъятное». В каждую минуту в нашем сознании теснятся сомнения и переживания, логические построения и творческие замыслы, планы на будущее и воспоминания о минувшем», - писал Эдвард де Боно в своей знаменитой книге «Шесть шляп мышления».
Мне кажется, каждому из нас хотелось бы быть всегда здравомыслящим, дальновидным, беспристрастным, владеющим полной информацией, в меру эмоциональным и позитивно мыслящим. Но только единицы могут похвастаться тем, что владеют таким бесценным даром с рождения. Возможно ли обрести этот воистину волшебный дар? Мы с моими учениками вслед за Эдвардом де Боно считаем, что возможно. Помогает в этом стратегия «Шесть шляп мышления».
Цветные шляпы являются своего рода ролевым языком, на котором легко обсуждать проблемы и переключать мышление, отвлекаясь от личных предпочтений и никого не обижая. Работая в группах под цветом определенной шляпы, ребята учатся на одну проблему смотреть критически (группа черной шляпы), искать положительное (желтая), излагать информацию о проблеме (белая), рассказывать о чувствах (красная), находить творческое решение проблемы (зеленая), управлять процессом (синяя).
Цель урока: подготовка к сочинению-рассуждению «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?» (По 1-2 произведениям отечественной литературы.)
Познавательная задача: углубить представление учащихся о композиции, авторском замысле и идее художественного произведения.
Развивающая задача: продолжить формирование умений и навыков работы с текстом художественного произведения, развивать связную речь учащихся, учиться рассматривать проблему с различных позиций; развивать коммуникативные навыки работы в группах.
Воспитательная задача: формирование нравственной культуры учащихся на основе личностного осмысления таких понятий, как «милосердие», «сострадание», «доброта».
Практическая задача: формирование навыков критического мышления как творческого, аналитического, последовательного и структурированного мышления, формирование навыков самовоспитания.
Форма урока: урок-размышление.
Технологии: технология развития критического мышления (ТРКМ), технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология (перемещение по классу во время урока, смена видов деятельности), технология сотрудничества.
Методические приёмы: «Шесть шляп мышления» (человек в данный момент думает именно так, как предписывает шляпа), приём ассоциаций, синквейн, большие и маленькие вопросы, дискуссия, иллюстрирование.
Предварительная подготовка:
1) чтение и анализ следующих произведений: «Детство» (М.Горький), «Хорошее отношение к лошадям» (В.Маяковский), «Детство» (Л.Толстой), «Лапти» (И.Бунин), «Ночь исцеления» (Б.Екимов), «Кусака» (Л.Андреев), «Белый Бим Чёрное Ухо» (Г.Троепольский), «Юшка» (А.Платонов), «Алимушкины полушубки» (Н.Родичев);
2) иллюстрирование произведений (по выбору).
Оборудование:
1) тексты перечисленных выше художественных произведений;
2) высказывания, записанные на доске: «Идеальный читатель – это тот, кто работает с текстом до чтения, во время чтения и после чтения», «Учить надо не мыслям. Учить надо мыслить»;
3) выставка иллюстраций учащихся к прочитанным произведениям;
4) шляпы шести цветов;
5) карточки для каждой группы с обозначенными проблемными вопросами;
6) Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
Организация пространства: круглый стол.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Стадия вызова.
На первой стадии решалась задача «вызвать» уже имеющиеся знания, обратиться к личному опыту учащихся (что является серьезным мотивирующим и активизирующим фактором для работы в стадии осмысления нового материала), была определена тема и поставлена цель урока.
Для этого учитель, во-первых, обратился к выставке иллюстраций и попросил учащихся рассказать, какой эпизод произведения проиллюстрирован и почему выбран именно этот момент. Это помогло создать определённый эмоциональный настрой и «всколыхнуло» в памяти прочитанное.
Во-вторых, был использован приём ассоциаций. Учитель попросил записать в тетради слова «милосердие» (1-я группа), «сострадание» (2-я группа), «доброта» (3-я группа) и ассоциации, возникающие с этими словами. Затем, зачитав свой ассоциативный ряд, дети пришли к выводу, что все три понятия очень близки, т.к. было много пересекающихся ассоциаций. Уточнили свои представления о понятиях с помощью толкового словаря. После этого учитель попросил предположить, о чём будет идти речь на уроке. Так была сформулирована и записана тема урока.
В- третьих, учитель предложил учащимся вспомнить уже известную им «Притчу о старом шляпнике», её главную мысль («И захотелось каждому примерить на себя шляпу другого, чтобы стать беспристрастным и критически мыслящим, умеющим видеть позитивные стороны и не бояться чувствовать, научиться творить и неотступно следовать к намеченной цели») и спросил, как могут быть связаны тема урока и притча. Учащиеся предположили, что они будут отвечать на вопрос темы урока, «примеряя шляпы разных цветов». Учитель подтвердил эти предположения и поставил цель урока.
III. Стадия осмысления.
Учащиеся разделились на шесть групп, каждая группа выбрала себе шляпу определённого цвета. После этого учащимся были предложены проблемные вопросы на карточках.
Вопросы:
1. Легко ли быть милосердным?
2. Всегда ли в жизни добро побеждает зло? Что из этого следует?
3. «Из зерна добра вырастает цветок доброты» - докажите или опровергните это высказывание.
4. Напрасно ли прожил свою жизнь главный герой произведения?
5. «Добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, приносит свои плоды». Так ли это?
6. Изучая произведения А.Платонова, мы попытались определить его формулу жизни («Любимая работа. Чувство ответственности за других, за всё в мире. Готовность любить, отдавать себя другим»). Выведите свою формулу жизни.
Эта основная часть урока может строиться в двух направлениях. Первое: группа не меняет цвет шляпы в течение всей дискуссии, т.е. на все вопросы члены группы отвечают под определённым углом зрения. Второе: после обсуждения одного вопроса группа меняет шляпу и на следующий вопрос даёт ответ уже с другой позиции. При смене одной шляпы на другую происходит мгновенное переключение мышления, что развивает его гибкость.
Информацию, полученную с помощью белой шляпы, полезно представить в виде следующей схемы событий, это позволит повторить элементы композиции произведения:
сначала...
потом...
затем...
и тогда...
и наконец...
Учитель в ходе обсуждения подходит к каждой из групп и, если нужно, направляет дискуссию, ни в коем случае не высказывая оценочных суждений.
В ходе дискуссии учащиеся могут пользоваться текстами прочитанных произведений, задавать «большие» и «маленькие» вопросы другим группам, записывать понравившиеся или взволновавшие мысли товарищей. Обобщение по каждому вопросу - задача «синих шляп». Их выводы учащиеся также записывают в тетради. Эти записи становятся основой будущих сочинений.
После обсуждения всех вопросов подводятся итоги дискуссии (вот тут учитель может высказать свою точку зрения, свою позицию), звучит ответ на вопрос «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?». (Каждый учащийся имеет возможность надеть любую шляпу и ответить на этот вопрос так, как он мыслит в данный момент.)
IV. Стадия рефлексии.
Происходит осмысление учащимися своей деятельности на уроке:
-Мышление в какой шляпе оказалось наиболее трудным?
-В какой шляпе было наиболее приятно работать?
-Какие моменты урока больше всего запомнились и почему?
-Над чем заставил задуматься урок?
-Получили ли ответы на важные вопросы?
Заканчивается урок составлением синквейна на одну из тем (по выбору): «Милосердие», «Доброта», «Сострадание».
V. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на тему «Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературы в 7 классе
Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс
Литературная игра для учащихся 7-8 классов
Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»
Похожие статьи:
Конспект урока-игры по литературе в 7 классе
Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса
Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Обобщающий урок по былинам, 7 класс