Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Имена существительные общего рода»
Автор: Гончарова Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" города Почепа Брянской области.
Конспект предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в 6 классах общеобразовательных школ.
Цели:
дать понятие об именах существительных общего рода;
развивать умения в определении рода существительных, умения анализировать и выделять главное;
формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;
создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства; воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: урок-практикум.
Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование, техническое оснащение: учебник русского языка (авторы – М.Т. Баранов и др.) компьютер, экран, толковые словари, карточки с заданиями, сигнальные карточки, экран с мультимедиа, бланки тестов (подготовка к ОГЭ).
Словарная работа: невежа, невежда.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания:
- упражнение 235;
- на доске:
а) природа
б) пришкольный
в) отгадать
г) рассказать
Задание: найти слово, в котором правописание приставки зависит от значения;
- устный фронтальный опрос по теме «Правописание приставок пре- - при-».
3. Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки):
Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.
4. Актуализация знаний.
1) Распределить существительные по трём столбикам в зависимости от рода: авеню, кофе, кольраби, какао, салями, путь, чай, созвездие, пятёрка, пенальти.
2) Синтаксический разбор предложения.
Мой брат – маленький хвастунишка.
3) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать. О чём сказало окончание прилагательного?
4) Пунктуационный разбор предложения.
«Оля, ты настоящая хвастунишка!» - пожурила бабушка внучку.
5) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать его. О чём сказало окончание прилагательного?
5. Проблемная ситуация.
Определите род существительного «хвастунишка».
6. Сообщение темы и целей урока.
7. Работа в парах.
Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их признаки.
Список на карточке:
Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда, невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга, тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.
8. Работа с теоретическим материалом учебника (п.41).
9. Закрепление и применение изученного материала.
Упражнение 229 (письменно).
Упражнение 230 (устно).
Страница 96 – работаем с синонимами в рамке.
10. Физкультминутка.
-Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Забияки сели. Красотули тоже сели. Работаем!
11. Грамматическая задача.
По значениям слов угадать существительные общего рода и записать их в тетрадь.
Очень трудолюбивый, старательный человек.
Умный человек.
Неопрятный человек.
Тот, кто много и часто плачет.
Рассеянный, невнимательный человек.
Человек, который зазнаётся.
12. Грамматическая задача (на экран выведена запись).
Кто не знает историю родной страны, тот настоящий невежа!
13. Словарная работа: выяснение по словарям значений слов «невежа», «невежда».
14. Расширение знаний по теме.
- Мы не будем невежами и невеждами. Будем учить родной язык и с уважением к нему относиться.
Изучение теоретического материала на странице 96-97 учебника.
15. Домашнее задание.
Группе «Умницы и умники» - упражнение 232, группе «Золотая середина» - упражнение 231, обеим группам – теория на странице 96-97.
16. Обобщение по теме. (Работа в группах)
Составить опорный конспект по теме урока в виде слайдов презентации.
Учитель выводит свою презентацию на экран (через пять минут). Сопоставляем.
17. Проверка усвоения знаний.
Дифференцированные задания на карточке. (На «3» - одно задание, на «4» - два задания, на «5» - три задания.)
Карточка:
1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.
2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3) Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос.
18. Работа с текстом.
Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль. Найдите в тексте существительное, которое может называть лиц мужского и женского пола.
Текст (на карточке)
Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Мария Петровна. Она врач, работает вместе с мамой.
- Здравствуй, Наташа. Мама дома?
- нет мамы, - Наташа нетерпеливо глядит на гостью. Её рука на щеколде задвижки.
- Жаль. До свидания.
(Вывод: разговорный стиль, повествование, основная мысль: Наташа – невежа. Существительное – врач.)
19. Осмысление изученного (что я узнал на уроке, чему научился, где могут пригодиться эти знания и умения).
- Почему, на ваш взгляд, в языке появились существительные общего рода?
20. Заключение. Игра «Назови слово».
Передать мяч соседу, называя существительное общего рода.
- Слов с какой эмоциональной окраской больше прозвучало? К сожалению, мы чаще замечаем в людях недостатки, чем достоинства. Давайте закончим урок, улыбнувшись друг другу и сказав положительное существительное общего рода.
21.Подведение итогов работы. (Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы учащихся. В итоге – средний балл.)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и
Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку
Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы