Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 6 классе. Имена существительные общего рода

Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Имена существительные общего рода»
Автор: Гончарова Оксана Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ "СОШ имени Карла Маркса" города Почепа Брянской области.

Конспект предназначен для учителей русского языка и литературы, работающих в 6 классах общеобразовательных школ.

Цели:
дать понятие об именах существительных общего рода;
развивать умения в определении рода существительных, умения анализировать и выделять главное;
формировать навык правильного употребления существительных общего рода в устной и письменной речи;
создать атмосферу, способствующую воспитанию личности в условиях социального партнёрства; воспитывать уважительное отношение к родному языку.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-практикум.

Методы работы: репродуктивный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Формы организации учебной деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование, техническое оснащение: учебник русского языка (авторы – М.Т. Баранов и др.) компьютер, экран, толковые словари, карточки с заданиями, сигнальные карточки, экран с мультимедиа, бланки тестов (подготовка к ОГЭ).

Словарная работа: невежа, невежда.
Ход урока
1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания:
- упражнение 235;
- на доске:
а) природа
б) пришкольный
в) отгадать
г) рассказать
Задание: найти слово, в котором правописание приставки зависит от значения;
- устный фронтальный опрос по теме «Правописание приставок пре- - при-».

3. Орфографическая разминка (объясняем выбор приставки):
Приклеить, пригореть, пришкольный, пристанционный, пребольшой, приходящая няня, преходящий успех, приземлиться, прилуниться, прибывать в город, пребывать в городе, прискакать, пренеприятный, преогромный, прекрасный.

4. Актуализация знаний.

1) Распределить существительные по трём столбикам в зависимости от рода: авеню, кофе, кольраби, какао, салями, путь, чай, созвездие, пятёрка, пенальти.
2) Синтаксический разбор предложения.
Мой брат – маленький хвастунишка.
3) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать. О чём сказало окончание прилагательного?
4) Пунктуационный разбор предложения.
«Оля, ты настоящая хвастунишка!» - пожурила бабушка внучку.
5) Выписать словосочетание со словом «хвастунишка» и разобрать его. О чём сказало окончание прилагательного?

5. Проблемная ситуация.
Определите род существительного «хвастунишка».

6. Сообщение темы и целей урока.

7. Работа в парах.

Изучить предложенный список существительных общего рода, выявить их признаки.
Список на карточке:
Жадина, жадюга, забияка, задира, зазнайка, заика, замарашка, невежда, невежа, невеличка, невидимка, недотёпа, недотрога, недоучка, неженка, придира, пройдоха, проныра, простофиля, пустомеля, плакса, работяга, тупица, умница, ханжа, хапуга, хвастунишка, хитрюга, худышка.

8. Работа с теоретическим материалом учебника (п.41).

9. Закрепление и применение изученного материала.
Упражнение 229 (письменно).
Упражнение 230 (устно).
Страница 96 – работаем с синонимами в рамке.

10. Физкультминутка.

-Умницы подняли руки вверх, потянулись. Работяги опустили руки, наклонились. Сладкоежки выпрямились, втянули живот. Забияки сели. Красотули тоже сели. Работаем!

11. Грамматическая задача.
По значениям слов угадать существительные общего рода и записать их в тетрадь.
Очень трудолюбивый, старательный человек.
Умный человек.
Неопрятный человек.
Тот, кто много и часто плачет.
Рассеянный, невнимательный человек.
Человек, который зазнаётся.

12. Грамматическая задача (на экран выведена запись).
Кто не знает историю родной страны, тот настоящий невежа!

13. Словарная работа: выяснение по словарям значений слов «невежа», «невежда».

14. Расширение знаний по теме.
- Мы не будем невежами и невеждами. Будем учить родной язык и с уважением к нему относиться.
Изучение теоретического материала на странице 96-97 учебника.

15. Домашнее задание.
Группе «Умницы и умники» - упражнение 232, группе «Золотая середина» - упражнение 231, обеим группам – теория на странице 96-97.

16. Обобщение по теме. (Работа в группах)
Составить опорный конспект по теме урока в виде слайдов презентации.
Учитель выводит свою презентацию на экран (через пять минут). Сопоставляем.

17. Проверка усвоения знаний.
Дифференцированные задания на карточке. (На «3» - одно задание, на «4» - два задания, на «5» - три задания.)
Карточка:
1) Выпишите существительные общего рода: тихоня, пустомеля, разиня, добряк, соня, молодец, человек, врач, профессор, зазнайка, умница.
2) Составьте с существительными общего рода два предложения, из которых ясно, к какому роду относятся эти существительные в данном контексте. Выделите окончания у тех слов, которые помогают нам это понять.
3) Исправьте ошибки в употреблении существительных общего рода в следующих предложениях. Запишите правильные варианты. «Какая же ты непоседа!» - сказала мама сыну. Сирота Дима воспитывалась в детском доме. Хитрая неряха Миша снова разлил чашку чая. Тихоня Данил боялся ответить на вопрос.

18. Работа с текстом.

Прочитайте текст, определите стиль, тип речи, основную мысль. Найдите в тексте существительное, которое может называть лиц мужского и женского пола.

Текст
(на карточке)
Мама и папа ушли в кино. Скоро придут. Наташа дома одна. Звонок. В дверях Мария Петровна. Она врач, работает вместе с мамой.
- Здравствуй, Наташа. Мама дома?
- нет мамы, - Наташа нетерпеливо глядит на гостью. Её рука на щеколде задвижки.
- Жаль. До свидания.

(Вывод: разговорный стиль, повествование, основная мысль: Наташа – невежа. Существительное – врач.)

19. Осмысление изученного (что я узнал на уроке, чему научился, где могут пригодиться эти знания и умения).
- Почему, на ваш взгляд, в языке появились существительные общего рода?

20. Заключение. Игра «Назови слово».
Передать мяч соседу, называя существительное общего рода.

- Слов с какой эмоциональной окраской больше прозвучало? К сожалению, мы чаще замечаем в людях недостатки, чем достоинства. Давайте закончим урок, улыбнувшись друг другу и сказав положительное существительное общего рода.
21.Подведение итогов работы. (Самооценка работы на уроке. Оценивание учителем работы учащихся. В итоге – средний балл.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку 6 класс

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе

Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы

Конспект урока литературы в 7 классе. Нужны ли в мире милосердие, сострадание, доброта?
Опубликовано: 3503 дня назад (20 апреля 2015)
Просмотров: 8136
+1
Голосов: 1
Галина Васильевна Егорова # 1 мая 2015 в 12:47 0
Посмотрела ваш конспект урока. Содержание конспекта направлено на развитие памяти, внимания, мышления, умения самостоятельной работы с книгой и в группах. Работа на уроке разнообразна и интересна. Посоветую вам не делать пробелы между строками. Думаю, что цель лучше детям самим сформулировать, а не сообщать готовую. Публикация аккуратная и грамотная. Примите первый голос.
Гончарова Оксана # 1 мая 2015 в 18:20 0
Спасибо большое за толковые советы.