Советы по использованию песочной терапии для развития творческой личности дошкольника
Полезные советы и рекомендации для воспитателей
Рисование песком
Песок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем, сверкающие на солнце песчинки легко текут струйкой между пальцев… и будто напоминают, что нет ничего проще и сложнее их в этом мире…
С самого нашего рождения и до последних дней своих каждый человек по крупице приобретает бесценный опыт. Каждый может быть мизерный наш навык с годами превращается в кладезь. Ребёнок приобщается к познанию окружающего мира в период развития у него познавательного интереса и любознательности. Способность его уже в раннем детстве воспринимать не только форму и величину, строение предметов, но и красоту окружающей действительности давно научно доказано.
Становление эстетического отношения у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности и реализуется в активном участии, а не в созерцательном сопереживании. В этой связи особо актуальным становится воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирование творческих умений, чувство прекрасного.
Трудно описать ещё какой-либо вид деятельности ребёнка, в котором бы он имел возможность самостоятельно творить также как и в изобразительной.
Знакомя с различными нетрадиционными техниками рисования, перед ребёнком открываются новые возможности развивать фантазию. Ведь подлинный творец способен начертать что-либо и пальцем на песке.
Узнавать что-либо новое всегда и всем очень интересно. Убеждаюсь я в этом каждый раз, когда знакомлю воспитанников с какой-либо новой техникой.
И на этот раз решили мы чуть глубже освоить «песчаное рисование»
Загадка
Из камней он появился,
Зёрнами на свет явился:
Жёлтый , красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то речной,
Отгадайте, кто такой! (песок.)
Податливость песка и его природная магия очаровывает.
Доступность его делает процесс рисования естественным не вызывая какого-либо страха или сомнений как какие-либо другие материалы.
Очень часто начиная работать ребёнок боится запачкаться, испортить рисунок или ошибиться в пропорциях. Песок разрушает все эти сомнения. Его податливость, мягкость, сыпучесть открывает безграничные художественные возможности.
Раз - разровнял и холст готов. Два - карандаш, кисть… всегда с тобой – это твой пальчик, который слушается тебя лучше любого другого предмета. Три -… если клоун вышел криво… - провёл ладошкой и начинай сначала.
А так как песок материал созданный самой матушкой природой, то и созерцание и пересыпание из руки в руку, и процесс творчества уникальный. По мере освоения техники рисования песком обогащается и развивается внутренний мир ребёнка.
Работая с данной техникой можно поставить
цели такие как:
- свободное владение кистями обеих рук;
- развитие творчества и воображения посредством работы в технике рисования песком;
- корректировать психоэмоционнальное состояние воспитанников.
Задачи:
- развитие художественно-эстетического вкуса;
- развитие мелкой моторики пальцев рук ребёнка, их тактильных ощущений посредством определённых игровых упражнений, развитие глазомера;
- упражнять в наблюдательности и умении мыслить творчески;
- обучать умению подчинять эффект света и тени (т.е. некой прозрачности тонкого слоя песка и непрозрачности толстого) для передачи своего замысла.
Работа по обучению рисованию песком ведётся поэтапно. И подгрупповой метод обучения даёт положительные результаты.
На начальной стадии главная задача педагога вызвать интерес и положительные эмоции, а после через игровые упражнения и обучающие приёмы развивать и закреплять полученные навыки.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении всей деятельности. Дети учатся оценивать свои и чужие работы, заостряя внимание на эстетической привлекательности и содержании.
Целый ряд преимуществ имеет обучение рисованию песком, а именно:
- изменение творческого замысла по ходу создания изображения.
-исправление ошибок без каких-либо специальных средств ( ластик, вода…)
-быстрое достижение желаемого результата.
--при рисовании, не нужны какие-либо материалы и предметы и не нужно ждать высыхания работы.
Сам процесс работы с песком напоминает о лете, море, отдыхе, солнце и оказывает некое расслабляющее воздействие. Это даёт возможность в непринуждённой обстановке решить поставленные задачи.
После успешного выполнения начального этапа обучения и овладения навыками работы можно переходить к усложнениям. Введение цвета и дополнительных деталей это также следующий виток в освоении данной техники.
Можно предлагать воспитанникам поэкспериментировать с цветным песком, или же с использованием (как подложки) цветной бумаги, полупрозрачных и морских камней.
Рисование песком - это изобразительная техника способствующая точности и координации движения, гибкости рук , глазомера, психической и эмоциональной устойчивости ( логическое мышление, воображение, внимание, память, речь,), а так же самостоятельно достигать задуманной цели и обеспечивать контроль над собственными действиями.
У ребёнка расширяется кругозор, развивается художественный вкус и приобретается способность находить красоту в обыденном.
Вот что наши маленькие волшебники сотворили
Рекомендуем посмотреть:
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
Рисование песком в детском саду для детей 6-7 лет. Мастер-класс с фото
Рисование песком в детском саду на тему: Осень
Мастер-класс по рисованию на песке на тему: Дары осени
Похожие статьи:
Экологическое воспитание в детском саду
Активная консультация для воспитателей ДОУ. Сенсорное воспитание дошкольников
Консультация для воспитателей «Использование ИКТ в работе с родителями»
Изучение английского языка в ДОУ
Методика обучения лепке детей раннего возраста в детском саду