Конспект урока по предмету "Познание мира" для 2 класса по теме «Безопасное поведение дома»
Автор: Смаилова Гульмира Таласовна учитель начальных классов КГУ Сош № 9 , г. Экибастуз
Цели:
1. Актуализировать знания по теме.
2. Продемонстрировать практическую пользу правил безопасного поведения, помочь освоить элементарные правила безопасного поведения дома.
3. Способствовать формированию и развитию у детей чувства ответственности за свое поведение и здоровье, за свои поступки и последствия этих поступков.
Основные понятия:
1. Правила поведения в критических для человека ситуациях дома.
2. Правила безопасного поведения и их практическая реализация в реальных жизненных условиях.
Оборудование: “Запомни!”, “101, 102, 103 - помни”, “Лифт - это серьезно!”, маски героев сказки “Волк и семеро козлят”, карточки для самостоятельной работы, телефон.
I. Организация класса.
- Сядет тот, кто скажет друг другу комплемент или пожелает удачи.
II. Активизация базовых знаний обучающихся.
- Вспомним правила поведения на уроке, в школе.
• Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс.
• Ежели вы вежливы, то сидя на уроке.
Не будете с товарищем трещать, как две сороки.
• Парта это не кровать и на ней нельзя лежать.
- Какими ещё правилами пользуются люди в общественных местах.
• Правила поведения в театре.
• Правила поведения в транспорте.
• Правила поведения на улице.
• Правила поведения в природе.
• Правила товарищества.
• Правила дружной работы.
• Правила честной игры.
• Правила вежливости.
• Правила поведения в обществе.
- Много правил существует, по которым должен жить человек, чтобы окружающим людям было хорошо и приятно друг с другом.
III Основная часть.
а) Объяснение учителя.
- Жизнь человека – большая ценность. Её необходимо беречь. Но иногда встречаются опасности, которые угрожают вашему здоровью и жизни. В таком случае говорят - человек находится в
критической ситуации. Как помочь? И в силах ли он помочь сам себе?
Учитель обращает внимание на плакат “Запомни!”. Рассказывает о том, что в нашей стране и
других государствах организованы специальные службы, которые могут помочь людям в беде.
101 Пожарная часть Кошкин дом
102 Полиция У светофора - милиционер
103 Скорая помощь Доктор Айболит
Стихотворение:
Мир наш огромен, богат и ярок!
Человеку он дан не зря.
Но жить в этом мире каждый обязан
По правилам жизни, друзья.
Правила эти просты
Их выполним и я, и ты!
А человеку, который делает то, что желает
Правил этих не выполняет
Создает себе в быту такие проблемы,
Что нужно ему оказать помощь непременно.
- Для этого есть телефоны с номерами служб спасения (показать на плакате):
• если что-то горит,
• когда кто-то кого-то обидел,
• позови если плохо тебе или кому-то,
• звони, когда запах ты газа вдруг обнаружил.
- Герои мультфильмов помогут вам запомнить эти номера служб, которые обязательно надо знать каждому человеку и уметь ими пользоваться в опасных ситуациях.
б) Закрепление.
- Вспомните сказку, в которой герои попали в критическую ситуацию. (“Волк и семеро козлят”. Русская народная сказка)
Кто верит в чудеса – закройте глазки,
Мы попадём сегодня в гости к сказке!
Инсценировка.
Коза:
Я коза – дереза.
У меня есть семь козлят.
Я хочу вам всем ребята
Что-то важное сказать.
Чтоб в беду вам не попасть,
Как моим козлятам.
Козленок 1:
Мы – весёлые ребята!
Мы – активные козлята!
Мы хотим всё - всё знать,
Чтоб в беду не попасть.
Козленок 2:
Ну, а если кому-то плохо,
Знать-уметь, как помогать.
Учитель:
Уходя за продуктами,
Коза козлятам наказывает
Коза:
Спички в руки не брать,
Чужих зверей не пускать,
В шумные игры не играть,
Газ без дела не включать.
Учитель:
Только вышла коза за порог,
Стали козлята играть,
По телефону разные службы набирать
101,1 02, 103.
Что-то там сообщать.
(Дети делают вид, что ведут разговор по телефону)
Учитель: Правильно ли ведут себя козлята? Можно ли так делать? А как нужно поступить?
Дети: Вызывать службы по необходимости и правильно передавать сведения.
Учитель: А вы умеете разговаривать по телефону? Сейчас проверим. Садитесь козлята.
С чего начинается разговор по телефону? Как называются эти слова? (Слова приветствия)
После слов приветствия, что должно звучать? (Надо представиться)
Как передавать сообщения? (Четко, кратко, не задерживать телефон)
Примерный разговор: (какую службу будем вызывать?) Набираем номер службы...
• Здравствуйте!
• Меня зовут...
• Прошу вас приехать по адресу...
• У нас случилось...
• Спасибо!
• До свидания.
Учитель: Поняли козлята? А теперь отдохнем.
Физкультминутка.
Утром солнышко проснулось, потянулось, улыбнулось,
И, отбросив одеяло, на зарядку побежало.
Все в затылок подравнявшись,
На носочки приподнявшись,
По тропиночке пошли и овражек перешли.
Высоко подняв колени, мы шагаем, как олени.
Расправить руки захотели –
Птицы с дерева слетели.
Дружно все присели
И друг друга не задели.
А теперь мы приподнялись
Аккуратно подравнялись.
Посмотрели через левое плечо,
Посмотрели через правое плечо.
Прямо, ровненько стоим,
За осанкою следим.
(Дети сели, а “Козлята” выходят)
Учитель: Вот и пришла коза, а козлята ей рассказали, чему они научились и просят маму…
Козленок 3: Помоги, пожалуйста, нам мама, научи службы различать.
Козленок 4: И когда - какие службы по телефону вызывать.
Коза: Ну, давайте играть и ребят обучать.
Учитель: Можно я вам помогу? Какое место в доме наиболее опасное? (Кухня)
На кухне стоит множество приборов и хранится множество разных предметов. Отметьте в карточках наиболее опасные предметы. (На карточках изображены топор, ножи, вилки, ножницы, отвёртка, ложка, тарелка, ножовка, стаканы, кастрюля, чайник)
в) Самостоятельная работа по карточкам.
Учитель: Справились с заданием? Молодцы!
Козленок 1: А я сочинил стихи. Они называются “Опасно-безопасная поэма”.
К нам пришел сегодня гость
И случайно сел на гвоздь.
Гость смертельно побледнел,
На табуретку пересел.
(Где лежала кнопка).
Бедный гость из-за стола
Вылетел как птица...
На полу его ждала
Бабушкина спица.
С полки вдруг упал топор,
Нож, пила и гвозди...
Гость несчастный с этих пор
К нам не ходит в гости.
Коза: Какие то жутковатые стихи получились, но с точки зрения безопасности - очень полезные.
Учитель: Ребята, а как надо хранить такие предметы?
Дети: Все надо хранить на своих местах - в доме необходим порядок.
Учитель: Вторая опасность на кухне - это электроприборы. Они могут вызвать пожар или поразить вас электротоком.
Козленок 2: А я знаю стихотворение “Про стиральную машину”.
Даже если ты испачкан,
У тебя под носом грязь,
Но в стиральную машину,
Ты, пожалуйста, не лазь!
Раз не сваришься, так значит,
Будешь кашлять и чихать,
И на бельевой веревке
Будешь долго просыхать.
Учитель: А что еще, ребята может быть опасным в доме?
Учитель: Ребята, что должны знать детки?
Ученики:
1. Лекарства пробовать и принимать самим нельзя.
2. Бутылки и упаковки бытовой химии вскрывать нельзя.
3. Баловаться со спичками нельзя.
Козленок 1: Я вспомнила: если случится, пожар звони - 01, а если отравление или поражение током - звони "03".
Козленок 3 (точит карандаш): Ой, ой, я, кажется, порезал пальчик!
Козленок 4 (точит карандаш): И я тоже!
Учитель: Ребята, пожалуйста, помогите, что надо делать? У кого есть бинт?
г) Практическая работа.
2 человека бинтуют пальчики.
Учитель: Дома потренируйтесь бинтовать пальчик себе самим и своим близким, даже если в этом нет необходимости. В случае опасности вы уже будете уметь это делать.
Коза: У кого получилось лучше? Вместо какой службы мы помогли себе сами? Но после оказания первой помощи, все же со взрослыми надо обратится к врачу за консультацией.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке,
Скачем мы на правой ножке,
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим,
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке,
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп. Немного отдохнем
И домой пешком пойдем.
Раз, два, три.
Учитель: Ребята, вы ничего не ощущаете?
Есть такая бесшумная и невидимая опасность в доме - газ. Скопившись в кухне, он может взорваться, если кто-нибудь, зажжет спичку или даже включит электроприбор. Самая большая опасность - отравление угарным газом. Если забудешь выключить газ, уснешь и не проснешься. Что вы будете делать, если почувствуете запах газа? (Перечисляют, затем читаем плакат)
"104" - ПОМНИ!
1. Открыть окна и проветрить помещение.
2. Проверить краны на плите.
3. Не включать свет.
4. Не зажигать спички.
5. Позвони "104".
Козлёнок 1: Запах, чувствуя в квартире, наберите "104"!
Если ж не уходит газ, надевай противогаз.
Коза: А я слышала, что у людей есть еще в доме одна опасность большая. Это машина, которая возит их вверх - вниз. Забыла, как она называется.
Учитель: Что за машина? (Лифт) Да, лифт может представлять опасность, если не соблюдать правила пользования им. Вспомним их и прочитаем по памятке.
Лифт это серьезно!
1. Убедитесь, что кабина перед вами.
2. Не прыгайте в лифте.
3. Застряли - не паникуйте, не открывайте двери сами.
4. Нажмите кнопку: “Вызов диспетчера”
5. Ждите помощи.
6. Не садитесь в лифт с незнакомыми взрослыми.
Учитель: Ребята, а кто это к нам пришел? (Появляется Волк)
Волк: Это сказка? Как хорошо! Где-то здесь живут мои козлятки. (Стучится) Козлятки, ребятки, ваша мама пришла, кушать вам принесла.
Козленок: Наша мама дома, но она спит.
Волк: А я – почтальон, принес вам срочную телеграмму. Не открывают. Почему?
• А я доктор, вы вызывали "03"? Не открывают.
• А я водопровод пришел чинить, мама коза просила. Не открывают.
• А я соседка, ой дайте воды мне плохо! Опять не открывают. Что случилось?
Учитель: Дорогой волк! Не откроют дверь тебе козлята.
Волк: Почему?
Учитель: А вот послушайте! Сейчас преступники могут переодеваться в любую форму, даже милиционера, а уж сумку почтальона надеть проще простого.
д) Игра “Я говорю нет”.
Во время игры инсценируется ситуация, в которой незнакомый человек пытается “проникнуть в дверь”, а дети отвечают так, чтобы предотвратить нежелательное вторжение. (Папа в ванной. Бабушка спит. Мама пошла к соседке за мукой. Дедушка сломал ногу и не может подойти.
Старший брат гуляет с собакой и сейчас вернется!)
IV. Итог занятия. Рефлексия.
Учитель: Но... Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается! Урок к концу подходит и герои приготовили для вас контрольные вопросы. Послушайте и дайте ответ:
1. Что произошло страшное в одной сказке, после того, как кто-то укололся острым предметом. Что за сказка? Что за предмет? (“Спящая красавица” игла).
2. Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки? (Разрешила волку войти)
3. Почему Волку удалось съесть семерых козлят?
4. Какую главную ошибку с точки зрения личной безопасности совершил Колобок в одноименной русской народной сказке? (ушел без разрешения от дедушки и бабушки)
5. Почему снежной Королеве удалось украсть мальчика Кая? (Сел в чужие сани).
6. В какой сказке героиню угостила незнакомка? Что с ней произошло? (“Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”) Можно ли вам принимать угощения от незнакомых людей?
7. В какой сказке предмет, специально предназначенный для получения, огня был абсолютно безопасен в противопожарном отношении? (“Огниво”)
8. Какие правила безопасности вы посоветовали бы соблюдать Емеле на печке?
9. Какие правила безопасности вы посоветовали бы соблюдать Старику Хоттабычу на ковре самолете?
Учитель: Молодцы! Тихо закрыли глазки, возвращаемся из сказки, (музыка)
V. Домашнее задание. Завести дома памятку с номерами специальных служб спасения.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Конспект заключительного урока окружающего мира, 2 класс
Конспект урока окружающего мира 2 класс