Конспект урока окружающего мира по программе «Начальная школа XXI века» (2 класс)
Тема: Птицы – лесные жители
Автор: Горохова Юлия Витальевна, студентка факультета дошкольного, начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ», г.Белгород.
Описание материала: Уважаемые коллеги предлагаю разработку урока окружающего мира для учащихся 2 класса по программе «Начальная школа XXI века», тема «Птицы –лесные жители». Данный конспект будет полезен для учителей начальной школы, обучающих детей по данной программе. Это конспект обучающего характера, направленный на формирование знаний о птицах леса.
Цель - создание условий на уроке для организации деятельности учащихся по усвоению знаний о птицах леса.
Задачи:
Образовательные – систематизировать знания учащихся о птицах, об их образе жизни; называть признаки птиц, выделять главный из них;
учиться слушать и находить ответы в рассказе; учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую; учиться сравнивать, находить общее и различное; сформировать бережное отношение к окружающей среде.
Развивающие – продолжить формирование познавательной активности учащихся, умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками информации, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Воспитательные – развивать интерес к окружающему миру, воспитывать чувство ответственности, заинтересованного отношения к учёбе.
Личностные УУД: учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; сформировать принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; формировать внутреннюю позицию обучающегося на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; научить проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Тип урока : Урок изучения нового материала.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» часть 2, Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа XXI века»; карточки и конверты с заданиями для работы в группе и индивидуальной работе; Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир» рабочая тетрадь №2; мультимедийная презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Самопроверка готовности к учебной деятельности (наличие учебников и ученических принадлежностей)
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся перечисляют признаки зверей. (Шерсть, кормят молоком, 4 ноги, зубы)
Слайд №1 презентации - на экран проецируется схема «признаки зверей».
3. Актуализация опорных знаний. Определение темы урока.
Учитель. Давайте вспомним, на какие группы делятся животные?
Ученик. (Звери, птицы, рыбы, насекомые).
Учитель. На прошлых уроках мы изучали зверей (млекопитающих). А сегодня мы будем рассматривать еще одну группу. И на сегодняшнем уроке присутствуют гости:
Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это - ... (птицы)
Слайд №2 презентации - на экран проецируется загадка про птиц.
Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Птицы) Правильно!
Сегодня мы будем изучать лесных жителей - птиц. Как вы думаете, на какие вопросы мы должны будем ответить на сегодняшнем уроке? Попробуйте задать вопросы о птицах. Например, чем птицы отличаются от зверей?
Ученик. Зачем птицам клюв? Для чего птицам перья? Зачем птицам летать? Почему птицы поют? Каково значение птиц в жизни природы и человека? Главные признаки птиц.
Учитель. Для того, чтобы ответить на эти вопросы поработаем с нашим учебником на стр. 69. Глядя на птиц и вернувшись на стр. 64 ответим на вопрос «Чем отличаются птицы от животных».
Ученик. У птиц есть клюв, перья, они летают, имеют 2 ноги, откладывают яйца.
Учитель. Наши звери и млекопитающие кормят молоком. А птицы кормят молоком своих птенцов? (нет). А как они рождают птенцов? (откладывают яйца). Но самый главный признак птиц - это перьевой покров. Никто больше его не имеет. Остальные признаки тоже являются главными. Но есть птицы, у которых этих признаков нет. Например: пингвины не летают.
Слайд №3 презентации - на экран проецируется схема с изображением главных признаков птиц.
Итак, ребята, из ваших ответов я поняла, что мы должны будем выяснить отличительные признаки птиц и как птицы приспособились к среде обитания.
4. Работа с новым материалом.
Учитель. 1.Ребята откройте страницу учебника 67-69 и найдите ответы на следующие вопросы:
«Какая птица может кувыркаться в воздухе?» (Ласточка).
«Какую птицу называют «циркачкой»?» (Синица)
«Какая птица по земле потряхивает хвостиком?» (Трясогузка)
«У какой птицы крылья с красными пятнами и черной каймой?» (Свиристель)
Слайды № 4-7 презентации - на экран проецируются изображения ласточки, синицы, трясогузки. Далее звучат голоса птиц.
2.А сейчас мы прослушаем голоса птиц. Ребята, голоса каких птиц мы прослушали?
Ученик. Ласточка, сова, воробей, синица, кукушка.
Учитель. Поработаем с учебником. Откройте страницу учебника 70 и прочитайте рассказ «Почему птицы осенью улетают». Ребята, как вы думаете, почему же некоторые птицы осенью улетают? (зимой им нечем будет питаться). Откройте страницу 69. Рассмотрите рисунок, как вы думаете, ласточку мы видим зимой? (нет). Куда же она девается ? (улетает в теплые края). Как мы можем ее назвать? (перелетная).
Перелётные птицы улетают на зиму в теплые края. Переселения могут совершаться как на близкие, так и на дальние расстояния. (аист, ласточка, грач)
А как называются птицы, которые остаются? (оседлые).
Оседлыми называют птиц, которые придерживаются определённой небольшой территории и за пределы её не перемещаются. (воробей, тетерев, глухарь ).
Давайте откроем стр. 68 и прочитаем про синицу. (она кочующая). Как вы думаете, как это кочующая?
Кочующими называют птиц, которые вне сезона размножения постоянно передвигаются с места на место в поисках пищи. Такие передвижения никак не связаны с цикличностью, и полностью зависят от доступности пищи. (большая синица, чиж, поползень)
3.А сейчас мы разделимся на группы по 4 человека. Вы получите по одной карточке на группу с заданием.
Слайд №8 презентации - на экран проецируется название каждой группы.
Вам необходимо в карточках найти ответ на поставленный вопрос. (Работа в группах)
Итак, вам предстоит найти ответы на вопросы:
Группа № 1 «Зачем птицам клюв?» Добывать пищу, строить гнезда, кормить птенцов, чистить перья, защищаться от врагов.
Группа № 2 «Для чего птицам перья» Защищаются от перегрева, холода, ушибов; помогают летать, привлекать самочек; служат маскировкой и постелью; помогают нырять и не промокать.
Группа № 3 «Зачем птицам летать?» Строить гнезда повыше; защищаться от врагов; высматривать добычу на земле; добираться в теплые края.
Группа № 4 «Почему птицы поют?» Предупреждают об опасности; сигнал, созывающий вместе; привлекать внимание самочек; сигнал, помогающий не потеряться; охранять территорию.
Группа № 5 «Значение птиц в жизни природы и человека» Помогают в борьбе с вредителями; украшают природу, участвуют в расселении растений, выполняют поручения людей, помогают им отдыхать.
Учитель. А сейчас проверим работу в группах. (Каждая группа по очереди выступает возле доски)
Слайд №9 презентации - на экран проецируются правильные ответы каждой группы
4. Физкультминутка.
Руки подняли и покачали (Качаем поднятыми вверх руками.)
Это деревья в лесу. (Плавно опускаем руки вниз.)
Руки нагнули, кисти встряхнули — (Встряхивание кистей рук.)
Ветер сбивает росу. (Машем руками перед собой.)
В стороны руки, плавно помашем (Руки в стороны.)
Это к нам птицы летят. (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)
Как они сядут, тоже покажем, (Приседания.)
Крылья сложили назад. (Встали, спрятали руки за спину.)
5. Закрепление изученного.
Учитель. Сейчас мы еще раз прослушаем голоса птиц и попробуй отгадать, голоса каких птиц мы услышали. (воробей, ласточка, сова).
Работаем по печатной тетради страница 22 № 13 – закончи предложение: «Тело птицы покрыто...(перьями). Такой покров помогает птицам…(летать). Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют..(перелетными).
6. Творческое применение знаний. Ролевая игра.
Учитель. Дети, нам нужно объединиться в группы по 4 человека. Каждой группе выдается название птицы, которое должен показать один человек с помощью пояснения (где живет, чем питается, внешний вид): пингвин, сова, дятел, синица, кукушка, аист.
Ребята, как вы думаете, все ли эти птицы- лесные жители?
Ученик. Нет, аист и пингвин не лесные.
7. Итог урока. Учитель:
- Скажите, дети, а птицы это животные. (Да)
- Назовите главные признаки птиц, отличающие их от других животных. (перьевой покров, 2 ноги, 2 крыла, клюв, откладывают яйца).
- Какой признак является главным при выделении этой группы? (перьевой покров)
Слайд №10 презентации - на экран проецируется схема с главными признаками птиц.
- Прилета каких птиц мы ожидаем этой весной? (ласточки)
8. Рефлексия.
- Что больше всего понравилось на уроке?
- Какие оценки вы бы поставили себе за урок?
- Комфортно ли вам было на уроке?
Учитель комментирует работу каждой группы. Выставление оценок учителем.
9. Домашнее задание.
Страница учебника 71 « Подготовить рассказ о любой птице».
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Игра по окружающему миру для 2 класса
Проверочный тест по окружающему миру по теме "Весенние изменения в живой и неживой природе" 2 класс
Конспект заключительного урока окружающего мира, 2 класс
Похожие статьи:
Конспект обобщающего урока по окружающему миру для 2 класса. УМК «Перспективная начальная школа»
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме «Смена дня и ночи» (УМК «Образовательная система «Школа 2100»)
Интеллектуальная игра для учащихся 1-2 классов по сказкам
Конспект урока по окружающему миру, 2 класс. Проверим себя по разделу «Природа»
Рассказ про ромашку, 1-2 класс. Окружающий мир